Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Макарова Людмила Николаевна
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. "Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и как поиск знаний, приобретение их воспитанниками самостоятельно или под руководством взрослого. Основная цель по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

"Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".

На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и как поиск знаний, приобретение их воспитанниками самостоятельно или под руководством взрослого.

Основная цель по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

—формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах мира, их свойствах и отношениях;

—о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие c ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Мы, педагоги, ставим перед собой цель: выстроить систему работы для познавательной активности детей, старшего дошкольного возраста с помощью различных форм, методов и приёмов.

Для реализации данной цели решаем следующие задачи:

- Создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;

- Расширить детский кругозор;

- Пополнить развивающую среду группы;

- Разработать тематическое планирование по НОД «Познавательное развитие»;

- Привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей

группы.

Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и

информированности окружающей его среды. В группах создана развивающая предметно - игровая среда постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях.

- Дидактические игры (Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которую постоянно пополняем новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).

- Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. мы стараемся показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.

- В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.

- Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.

- Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать.

- Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.

- С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).

- При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм).

Основные методы, используемые в работе с детьми по развитию познавательной активности:

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации.

Например: Девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены задавать дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? Какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании.

Например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.

Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач.

Например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).

Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.

Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.

Развивая познавательную активность у детей, необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям.

Работу в группе необходимо проводить непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей нужно помещать информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направлять свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются активными участниками мероприятий, частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей.

В доверительных беседах с родителями информировать их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждать проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.

От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.С.Сухомлинский.

1. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. ФГОС Основная Образовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Мозаика-Синтез Москва 2015г с.65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами в...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствам...