Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Новикова Наталья Александровна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_._novikova_n.a._dou.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Н.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 103 Калининского района

Санкт-Петербург

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

      В современном мире от  человека требуется не только  владение знаниями, но и умение добывать эти знания  самостоятельно. Поэтому проблема развития  познавательной активности  детей весьма актуальна и востребована. Возможность познавать  окружающий мир ребенку  обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Быть активным – значит быть деятельным.

      В  соответствии с ФГОС ДОУ в центре внимания педагога должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

     По своей природе дети дошкольного возраста стремятся  к активной деятельности. Задача педагога – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком  позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

     В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

     Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, является проведение элементарных опытов.

     Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

    В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность, так как ребёнок постоянно хочет попробовать сделать, что-то сам, без помощи взрослого. Осуществляется  это в основном  во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. 
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

    -«мини-лаборатория»,  которая постепенно пополняется  новыми материалами для  экспериментирования;

     - глобус и физическая карта, которые являются  наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.д.;

    -картотеки игр и наглядных пособий («Фрукты-ягоды», «Домашние и дикие животные», и т.д.).

    -разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;

    - микроскоп, лупы и другие материалы, которые используются  в экспериментальной деятельности с детьми.

     Все эти предметы и пособия необходимо расположить так, чтобы в  любое время ребенок мог  подойти  и «поработать» с ними.

     Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

     Но самое главное для детей, необходимо сделать так,  процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций. Для этого рекомендуется  использовать  приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:  игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;  сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т.п.); элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т.п.); юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Список  литературы

1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М.,   2000.

 2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.

 3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.

 4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.

http://www.mon.gov.ru

http://samregion.edu.ru 

http://vospitateljam.ru/opyt-raboty-detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-mladshix-doshkolnikov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).

В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

В статье рассказывается как развить познавательную активность детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....