Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
статья на тему

Розина Александра Викторовна

   В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_voprosy_3-4_goda.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Розина А.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №48 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Тема Выступления

Развитие познавательной активности детей дошкольного  возраста младшей группы детского сада при  ознакомлении  с окружающим  миром в соответствии  с ФГОС (из  опыта  работы  воспитателя)

   В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

   Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

   Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.

   На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:

-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

-Формирование познавательных действий, становление сознания.

-Развитие воображения и творческой активности.

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. 

В педагогике активность определяется:

-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);

-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).

   Характерными чертами познавательной активности являются:

-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);

-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);

-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;

-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).

   Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

    В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

  Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

   Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

   Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, является проведение элементарных опытов.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

   Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

   Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

   В группе младшего дошкольного возраста опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

   Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

   Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

   Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

   В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

   Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

   Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Используемые информационные ресурсы: 

  1. «Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение, 1992г.

  1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

  1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

  1. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
  2. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
  3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
  4. Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
  5. Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004.

  1. http://www.mon.gov.ru
  2. http://samregion.edu.ru 
  3. http://vospitateljam.ru/opyt-raboty-detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-mladshix-doshkolnikov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "Лесовичок и белочка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)"Лесовичок и белочка"для детей второй младшей ...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Зайкины подарки» для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)«Зайкины подарки»для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)...