Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).
статья

В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Ознакомление с окружающим происходит не только на занятиях, но и во время игры; в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идет процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности.

Ознакомление с окружающим миром предполагает: развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы.

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Представленные сами себе дети могут и не приобрести для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом познания детьми окружающих его явлений.

Маленьким детям можно показать разнообразные явления, прежде всего то, что происходит в групповой комнате, в детском саду, на участке. В групповой комнате можно познакомить детей с обстановкой, показать, как моют посуду, стирают и гладят кукольную одежду. Дети старших групп могут при малышах мастерить или чинить игрушки. На участке малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети делают грядки, поливают цветы, наводят порядок на участке. Много интересного дети могут увидеть из окна: улицу, движение транспорта или лужайку, участок детского сада. Картинки, игрушки являются очень важным дополнением к наблюдению натуральных объектов, помогают лучше разобраться в увиденном.

Для формирования правильных представлений большое значение имеет слово взрослого, которое обозначает и объясняет ребёнку то, что было им воспринято наглядно. Уже на втором году жизни дети оживленно отзываются и на художественное слово. Стихи, потешки, рассказы усиливают впечатление от наблюдений. Очень важно также, чтобы дети сами высказывались – называли то, что видят, отвечали на вопросы.

Воспитателю необходимо систематически общаться с каждым ребенком: помогать называть предметы, которые его окружают; поручать отнести на место или передать кому-то игрушку; обращать внимание малыша на явления окружающей жизни и поддерживать интерес к ним; разговаривать о событиях, имевших место раньше, и т. д. В результате целенаправленной работы ребенок приобретает жизненно необходимые для него представления об окружающей действительности. Наряду с этим у него развиваются сенсорные и умственные способности. Знакомясь с предметами, ребенок практическим путем познает их свойства и качества (величину, форму, цвет, вкус, положение в пространстве, материал и т.д.). У него формируется способность к обобщению (мяч, шарик — круглые, шарики — большой и маленький, красный и синий). Дети овладевают умением группировать предметы по определенному признаку, свойству, назначению (например, подбирать все необходимое для купания куклы).

В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем. Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «земля».

Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек), широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя).
Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки.

Определенные знания о природе дошкольники получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач: повышения эмоционального тонуса детей, удовлетворения потребности ребенка в активных движениях, уточнения знаний о различных объектах и их свойствах (птички летают, клюют), развития ориентировки в окружающем, умения слушать и выполнять движения в соответствии с требованиями. Игры подбираются с учетом времени года, темы наблюдения, по желанию детей. Взрослый является одновременно и организатором, и участником игры. Особое удовольствие испытывают малыши, когда им предоставляются атрибуты: шапочки зайчиков, веночки, а также крупные мягкие игрушки. Планомерная работа с детьми на прогулке формирует у ребенка желание и умение наблюдать за предметами окружающего мира. Задача взрослого — вовремя поддержать инициативу того или иного малыша, удовлетворить его любознательность, привлечь внимание.

На прогулках воспитатель должен создавать условия для разнообразной деятельности детей. Важно, чтобы малыши много двигались, знакомились с явлениями природы, с животным и растительным миром, познавали многообразие форм, красок, запахов и звуков.

Во время прогулки воспитатель имеет возможность пообщаться с каждым ребенком наедине: показать ;жука и поговорить о нем, загадать незатейливую загадку, вместе походить по участку, рассмотреть цветок. Особенно в таком общении нуждаются воспитанники, вновь пришедшие в детское учреждение.

Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по изучению окружающего мира позволяет качественно изменить уровень знаний младших дошкольников о предметном мире и явлениях природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).

В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Ознакомление с окружающим происходит не только на занятиях, но и во время игры; в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идет процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности.

Ознакомление с окружающим миром предполагает: развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы.

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Представленные сами себе дети могут и не приобрести для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом познания детьми окружающих его явлений.

Маленьким детям можно показать разнообразные явления, прежде всего то, что происходит в групповой комнате, в детском саду, на участке. В групповой комнате можно познакомить детей с обстановкой, показать, как моют посуду, стирают и гладят кукольную одежду. Дети старших групп могут при малышах мастерить или чинить игрушки. На участке малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети делают грядки, поливают цветы, наводят порядок на участке. Много интересного дети могут увидеть из окна: улицу, движение транспорта или лужайку, участок детского сада. Картинки, игрушки являются очень важным дополнением к наблюдению натуральных объектов, помогают лучше разобраться в увиденном.

Для формирования правильных представлений большое значение имеет слово взрослого, которое обозначает и объясняет ребёнку то, что было им воспринято наглядно. Уже на втором году жизни дети оживленно отзываются и на художественное слово. Стихи, потешки, рассказы усиливают впечатление от наблюдений. Очень важно также, чтобы дети сами высказывались – называли то, что видят, отвечали на вопросы.

Воспитателю необходимо систематически общаться с каждым ребенком: помогать называть предметы, которые его окружают; поручать отнести на место или передать кому-то игрушку; обращать внимание малыша на явления окружающей жизни и поддерживать интерес к ним; разговаривать о событиях, имевших место раньше, и т. д. В результате целенаправленной работы ребенок приобретает жизненно необходимые для него представления об окружающей действительности. Наряду с этим у него развиваются сенсорные и умственные способности. Знакомясь с предметами, ребенок практическим путем познает их свойства и качества (величину, форму, цвет, вкус, положение в пространстве, материал и т.д.). У него формируется способность к обобщению (мяч, шарик — круглые, шарики — большой и маленький, красный и синий). Дети овладевают умением группировать предметы по определенному признаку, свойству, назначению (например, подбирать все необходимое для купания куклы).

В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем. Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «земля».

Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек), широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя).
Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки.

Определенные знания о природе дошкольники получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач: повышения эмоционального тонуса детей, удовлетворения потребности ребенка в активных движениях, уточнения знаний о различных объектах и их свойствах (птички летают, клюют), развития ориентировки в окружающем, умения слушать и выполнять движения в соответствии с требованиями. Игры подбираются с учетом времени года, темы наблюдения, по желанию детей. Взрослый является одновременно и организатором, и участником игры. Особое удовольствие испытывают малыши, когда им предоставляются атрибуты: шапочки зайчиков, веночки, а также крупные мягкие игрушки. Планомерная работа с детьми на прогулке формирует у ребенка желание и умение наблюдать за предметами окружающего мира. Задача взрослого — вовремя поддержать инициативу того или иного малыша, удовлетворить его любознательность, привлечь внимание.

На прогулках воспитатель должен создавать условия для разнообразной деятельности детей. Важно, чтобы малыши много двигались, знакомились с явлениями природы, с животным и растительным миром, познавали многообразие форм, красок, запахов и звуков.

Во время прогулки воспитатель имеет возможность пообщаться с каждым ребенком наедине: показать ;жука и поговорить о нем, загадать незатейливую загадку, вместе походить по участку, рассмотреть цветок. Особенно в таком общении нуждаются воспитанники, вновь пришедшие в детское учреждение.

Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по изучению окружающего мира позволяет качественно изменить уровень знаний младших дошкольников о предметном мире и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

В статье рассказывается как развить познавательную активность детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....