Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
статья (младшая группа) на тему

Поликарпова Юлия Сергеевна

Статья на представленную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikarpova_yus_doklad_konferentsiya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Поликарпова Ю.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №42 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, формирование представлений об окружающем мире, обществе, природе. Содержание работы осуществляется по направлениям «Окружающий мир» (мир природы, мир людей, мир вещей), «Математика» (элементарные математические представления), (проектно-исследовательская деятельность, экспериментирование).

В младшей группе детского сада ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Особенность познавательного развития детей данной группы – это речевое общение, которое позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память. На четвертом году жизни дети различают простые геометрические формы и основные цвета спектра. У детей формируется наглядно-образное мышление в связи со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции.

На основании особенностей развития детей младшей группы детского сада основными задачами образовательной деятельности в сфере познавательного развития являются создание условий для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями; развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром педагог знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей педагог поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта - кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Педагог с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Так, экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Для развития познавательной активности создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Например, подводим детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Проводим простейшие опыты с водой, сыпучими материалами. В качестве оборудования и материала можно использовать пульверизатор с водой, чашку с землёй. Например, в чашку с землёй набрызгали воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь. Сделали вывод, что при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. Понаблюдали, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Отметили с детьми, что дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи. Узнали, что дождь бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение Н. Пикулевой «Дождик бегает по крыше», русские народные потешки «Дождик, дождик», песенку «Если дождик во дворе» и др. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Из опыта работы, в рамках данной темы, реализуем проект "Мой дом, мой город!". В процессе реализации проекта формируем представления о родном городе, его истории, проводим знакомство с домом и предметами домашнего обихода, знакомим с правилами поведения в городе, с простейшими правилами дорожного движения. В ходе бесед и игр особый уклон был сделан на воспитание бережного отношения к природе, поддержания в городе и доме порядка и чистоты. Проект заканчиваем подготовкой плаката под названием "Мой дом, мой город!", используем природный материал для оформления (листочки, песок, сушеную траву и цветы). Применяем метод аппликации, рисования.

На прогулках создаю условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Например, при знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи. Осенью обязательно рассматриваем листья, смотрим на форму, узнаем, с какого дерева листик, собираем листья по цветовой гамме, затем сушим листья и делаем совместную работу из осенних листьев (ковер, гриву у льва и др.). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Весной знакомлю с этапами роста растении (семя — росток — растение); помогаю понять, что нужно для их роста; воспитываю стремление ухаживать за растениями. Использую семена овса (замоченные заранее), укропа, петрушки, лейку, воду, палочки, грабельки. Показываю последовательность посадки, поощряю детей за старания, поливаем, наблюдаем рост растений. Играем в словесную игру «Что сначала, что потом?» (восстановите последовательность посадки). Делаем зарисовки, играем в словесную игру «Что нужно для роста растения?». Затем используйте в пищу выросшую зелень.

Знакомлю со свойствами воды (прозрачная, может окрашиваться и т. д.); закрепляем знания о цветах спектра; развиваем речь. Используем баночки с водой, краски. Сначала рассматриваем воду в баночке, отмечаем, что она прозрачная, сквозь нее видно предметы. Поднесём игрушки с обратной стороны. Затем берем сразу несколько баночек и предлагаю ребенку сделать цветную воду. Пусть он сам ее окрасит во все цвета спектра. Если он затрудняется, помогаю ему. Можно показать схему смешивания цветов, например, положите красный и желтый кружок, а рядом — оранжевый.

В заключении опыта предлагаю поставить баночки в последовательности цветов радуги. Вспоминаем: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Поработайте со словами: прозрачная, окрашенная, жидкая и т. п. Закрепляем: вы варите кисель, компот, морс? Отметьте, каким цветом закрасилась вода (облепиха красит в оранжевый, смородина — в бордовый и т. д.). Налейте морс, компот в контейнер и заморозьте. Затем достаньте и полюбуйтесь цветными кубиками льда. Если добавить эти цветные кубики в воду — можно пить охлажденный морс. Спросите, что с ними произойдет, если их поставить на солнце, на теплую печь? Изобразите схемой воду, льдинку.

Реализуем сказку «Превращение капельки». Рассказываю ребенку сказку: жила-была капелька воды. Ее домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало со льдинкой? (Она опять растаяла.). Беседую с детьми. Где жила капелька? Почему пошел дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, туна стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно — она замерзла.). Зарисовываем сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что-то свое. Фантазируем вместе. Вспоминаем сказку про лубяную и ледяную избушки.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

В результате первого вида, активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Например, дети учатся строить элементарные постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Например, выкладываю картинки с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляем последовательность одевания и на кукле, и по схеме, и при одевании на прогулку. При формировании основных сенсорных эталонов используем различные предметы: игры с пробками разложи по цвету; с прищепками, подбери по цвету, при этом развивается не только сенсорика, но и моторика, и речь.

Для развития познавательной активности использую словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. Развиваем у детей внимание, воображение, повышаю знания об окружающем мире.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Это можно проследить в ходе итогового мероприятия-развлечения «Золотая Осень» по проекту «Осень». Дети показали свои знания: называли овощи и фрукты, и перевозили урожай из огорода домой, собирали грибы, играли в «Листопад», «Солнышко и дождик».

Таким образом, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС можно осуществлять и через самостоятельную поисковую деятельность, исследовательскую работу, проектную, совместную деятельность. Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, ребенок пытается сформировать целостное представление об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).

В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

В статье рассказывается как развить познавательную активность детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....