Краткосрочный проетк " Обитатели моря"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Елена Львовна

Краткосрочный групповой проект для детей старшей группы " Обитатели моря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_more.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №11 общеразвивающего вида.

г.Печора 2017год.

 

                          Воспитатель высшей категории:

Новикова Елена Львовна.

Проектная деятельность на тему: «Обитатели моря»

                                                 Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
                                       Его прозвали "Маленький философ".
                                       Но только он подрос, как начали ему
                                     Преподносить ответы без вопросов.
                                И с этих пор он больше никому
                               Не задает вопросов "Почему?".

                 С. Я. Маршак

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                   

Тип проекта: познавательно  - творческий

Участники: дети старшей группы, родители,  воспитатели.

Срок реализации проекта: 1 месяц

Проблема: «Кто живет в морских глубинах?»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Актуальность:

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели моря» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей морей и океанов, развить связную речь, творческие способности детей.

Цель проекта:

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели моря».

Задачи:

- расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение логически размышлять  на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений; делать выводы и заключения;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; вслушиваться в звуки природы;

-прививать навыки к  сбережению окружающей среды;

Ожидаемые результаты проекта:

-дети  владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения ( плавает, ползает), способах маскировки;

- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды,  об экологических проблемах;

- дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;

Материалы и оборудование:  иллюстрации морских обитателей,   фотоматериалы, книги,  художественные произведения , фотоаппарат, компьютер, инструменты и  материал для художественно- эстетической деятельности ,  ракушки разных размеров и формы, сухой аквариум.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный.

- постановка проблемы;

- разработка плана проекта;

- создание соответствующей развивающей среды в группе;

- сбор и накопление материала по проблеме;

- информирование и ознакомление родителей с темой проекта.

2. Основной.

- постановка перед детьми проблемы «Кто живет в морских глубинах? »;

- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного  плана;

- создание условий для взаимодействия взрослых и детей, при достижении результата.

3. Продуктивный.

- Коллективная  художественная работа  «На дне морском».

-Аппликация  «Рыбки».

-Рисование" Дельфины"

-Лепка" Осьминог"

-Рисование" Кто живёт на дне морском"

- Познавательные опыты « Научи яйцо плавать».

                   Реализация проекта.

-  поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;

- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка» ,  чтение стихов И. Сударевой  «На дне морском»,А.Барто «Раковина», И. Такмаковой « Где спит рыбка», чтение рассказа И.Акимушкина « Батискаф».

- разучивание стихов Ю. Дулепины «Осьминог», Н. Доброта «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок.

-  рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылова «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбова «Парусник в море».

- прослушивание музыки как течет река.

- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Беседа: «Какие разные моря! », «Сокровища морей».

Речевое развитие: НОД «Жизнь моря и его обитателей».

 НОД по художественному творчеству - аппликация «Рыбки в море».

НОД познавательное развитие «На морском дне. Морская арифметика».

 Дидактические игры: «Четвертый лишний»,  «Собери Дельфина».

 Словесные игры: « Опиши животное», «О ком расскажу? », «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом ».

 Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Рыбаки и рыбки», «Водолаз», «Водяной».

Сюжетно-ролевая игра: «Я капитан ».

 Проведение опытов « Научи яйцо плавать».

Сотрудничество с родителями:

- консультация « Морские обитатели. Какие они»;

- помощь при подготовке проекта.

Вывод:

Детям очень понравились наши  занятия, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что-то новое об обитателях подводного мира.

Дети с интересом рассматривали предложенные нами фотографии обитателей моря,  с какими-то они уже были знакомы, а каких-то видели впервые и с удовольствием узнавали новое.

Нам удалось заинтересовать и удивить детей, мы  увидели, насколько хорошо у детей развита память ,фантазия, тяга к экспериментированию.

В заключении было проведено аппликация рыбок, конструирование сухого аквариума.

  Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Загадки

По земле не хожу,                                                 Это что за чудо-юдо.

Рот есть, да не говорю,                                         Рыба плоска, как блюдо?

Глаза есть - не мигаю,                                           Оба глаза на спине,
Крылья есть - не летаю.     (рыба)                        А живёт на самом дне.

                                                                                Очень странные дела…

                                                                                 Эта рыба- …(камбала)

Что за дивная лошадка?                               
Очень странные повадки:                             
Конь не сеет и не пашет,                              
Под водой с рыбёшкой пляшет.                  

 Назови его, дружок

 Рыбок друг       (морской конек).

 Как плывут они красиво –                                    

 Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины)          

 Из морской воды…(дельфины)

 В буйном море-океане

 Рыба страшная живёт. 
 У неё большой живот, 
 Пасть с ужасными зубами. (акула)

Что за звери это все же?

 Средь дельфинов и китов 
 Впрямь похожи-препохожи 
 На кусты густых цветов.    (актиния)

  

Этот белый парашют

Волны к берегу несут.                                          

Для неё волна –качели,                        

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

                                     (медуза)

                                                                                                   

Пальчиковая гимнастика:

                   Рыбки весело плескались.      (волнообразные движения ладонями)

                   В чистой тепленькой воде,    

                   То сожмутся, разожмутся,   (сжать, разжать кулаки)

                   То зароются в песке.                (вращение кулаками)

Пять рыбок

  Пять маленьких рыбок  играли в реке  (волнообразные движения руками)

  Лежало большое бревно  на песке  (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок)

  И рыбка сказала:

 «Нырять здесь легко!»  (волнообразные движения руками)

  Вторая сказала:

  «Ведь здесь глубоко!»  (покачивание ладонями из стороны в сторону)

   А третья сказала:

  «Мне хочется спать!»  (повороты ладоней на тыльную сторону)

   Четвертая стала чуть-чуть замерзать,  (быстрое покачивание руками)

   А пятая крикнула:                    

   «Здесь крокодил!    (ладони раскрывать и соединять)

   Плывите скорее, чтоб вас не схватил!»  (волнообразные движения)

Чайка

                                                                         

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошки.

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за дружку, остальные пальцы сомкнуты).

Чайка вверх взлетает,

Над водой мелькает.

(Не разъединяя пальцы изображать полет птицы)

На волну присела.

(Соединить большой и указательный пальцы (голова), остальные пальцы сложить в кулачок -туловище). Опустить руку на стол и покачивать)

Тут же рыбку съела.

(Большой и указательный пальцы разъединяются и соединяются снова).

                                             

   Физкультминутки:

А над морем – мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями).

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками).

                                                                       

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

                             Пословицы и поговорки

В море раз побудешь, век не забудешь.

Море шутить не любит.

Море кого любит, а кого губит.

Море любит смелых,  да умелых.

Время и морской прилив никого не ждут.

Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.

То пропало, что в море упало.

Акул бояться — в море не ходить.

Кто не любит море, того и море не любит.

Моряком на суше не станешь.

Учись, матрос,— капитаном будешь.

                                             

Подвижные игры:

«Водолаз»

Дети свободно гуляют по площадке. После слов воспитателя изображают названного обитателя моря, а когда «водолаз» старается их поймать, убегают в домики. Тот, кого водолаз успел поймать, сам становится водящим.

Воспитатель. В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два. раз -

Покажи его сейчас!

Дети изображают осьминога. Вместо осьминога воспитатель может называть любую морскую рыбу или животное: акулу, ската, медузу, тюленя, моржа...

Воспитатель:

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил.

«Рыбаки и рыбки»

            Для этой игры нужна скакалка. Водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». Водящий может усложнять задачу, постепенно приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать все выше.

«Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «водяной» становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.

Играющие хором громко произносят:
«Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» Водяной открывает глаза и старается осалить кого-нибудь из убегающих играющих. Осаленный встает в круг и представляет номер художественной самодеятельности. После чего он становится «Водяным».

Вывод:

Детям очень понравилось наше познавательное занятие, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что-то новое об обитателях водного мира. Мне тоже понравилось беседовать с детьми, слушать их рассказы о жителях морей и океанов. Вместе детьми

На беседе про жителей моря дети внимательно слушали, и боялись что-то пропустить, все были заинтересованы, возможно, потому что знали что после будут вопросы на эту тему, и те, кто лучше всего ответят, получат похвалу. Дети с интересом рассматривали предложенные мною фотографии обитателей моря, с какими-то они уже были знакомы, а каких-то видели впервые.

На беседе про жителей океана дети стали замечать, что некоторые животные живут как в море, так и в океане. Но интереса у них не уменьшилось.

Конечно, больше всего интереса у детей вызвала аппликация. Все были задействованы, каждый занимался своим делом. Чтобы дети не спорили, обязанности распределила считалочка. Итогом были все довольны. Когда пришли родители, дети повели их к аппликации и стали рассказывать, кто что сделал. Была проведена заключительная викторина «Чудеса подводного мира! », где дети показали все свои накопленные знания по этой теме! Проведена работа с родителями, они совместно с детьми искали семейные фотографии – на рыбалке! Мне кажется, что наше коллективно-творческое дело прошло удачно, мне удалось заинтересовать и чем-то удивить детей, я увидела, насколько хорошо у детей развита память и фантазия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Обитатели морей

Подборка стихов...

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Осьминоги - обитатели морей и океанов

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....

"Обитатели моря"

Предметно-развивающая среда....

Обитатели морей «Мидия».

Конспект занятия по ознакомлению с природой в детском саду, старшая – подготовительная группа....

презентация "Море. Обитатели морей"

Презентация предназначена для воспитателей ДОУ, логопедов. Позволяет углубить знания детей о морях, о разнообразии обитателей морских глубин. Создает условия для  воспитания экологической культур...