Главные вкладки

    Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Осипенко Надежда Алексеевна

    Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскировочная окраска тела помогает спрятаться от хищников). Учить устанавливать взаимосвязь между особенностями внешнего вида животных и средой обитания. Продолжать формировать представление о море как сообществе живых организмов. Показать влияние деятельности человека на природное сообщество. Развивать умение детей давать развёрнутые объяснения, делать выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znakomstvo_s_obitatelyami_morya.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект углубленно-познавательного занятия

    Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

    Программное содержание: Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскировочная окраска тела помогает спрятаться от хищников). Учить устанавливать взаимосвязь между особенностями внешнего вида животных и средой обитания. Продолжать формировать представление о море как сообществе живых организмов. Показать влияние деятельности человека на природное сообщество. Развивать умение детей давать развёрнутые объяснения, делать выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к природе.

    Словарная работа: ввести в активный словарь - «обтекаемая форма тела», «маскировочная окраска».

    Индивидуальная работа: активизировать Олю П.: учить Максима Н. отвечать на вопросы полным предложением.

    Оборудование и материалы: костюм Морского царя, музыкальная запись, колокольчик, презентация, раковины морских моллюсков, сундучок.

    Ход и приемы руководства

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по морю. На чем поплывем? (выслушивает предложения детей). Поплывём на корабле (заранее расставляются стулья, «палуба* отделена разноцветными кубиками). Поднимайтесь на палубу по лестнице-трапу. Занимайте свои места. Все разместились? Тогда отплываем (звенит колокольчик, звучит музыка). Какие сегодня на море волны. А там дельфины. Им весело! Они резвятся и играют друг с другом (слышится шум).

    Воспитатель: Что такое? Что случилось? Наш корабль неожиданно остановился. Появляется Морской царь:

    «Я пучины повелитель.

    Грозный царь соленых вод.

    И хотите, не хотите.

    Только дальше извините.

    Ваш корабль не пойдёт. Вот!»

    Воспитатель: Это как же вас понимать. Ваше морское величество? За что такая немилость?

    Морской царь: Да скучно мне. У вас. у людей и радио, и кино, а у меня никакого развлечения. Вот я вам загадки буду загадывать. Ответите на них - отпущу подобру. по-здорову. Не ответите - останетесь в моём царстве навек. Да. Поможет вам «волшебный телевизор». Отгадаете загадку - на нем тотчас появится отгадка (презентация).

    Воспитатель: Ну что. ребята, придется загадки все отгадывать.

    Морской царь: первая загадка:

    Шириною широко, глубиною глубоко.

    День и ночь о берег бьётся.

    Из пего вода не пьётся.

    Потому что не вкусна - и горька, и солона.

    (Море)

    Молодцы, отгадали загадку. А вот эту ни за что не отгадаете.

    Ты со мною не знаком?

    Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног. вот и весь я -... (Осьминог)

    Умные ребята. А вот ещё одна загадка:

    Не хожу, и не летаю,

    Л попробуй, догони!

    Я бываю золотая. Ну-ка в сказку загляни.

    (Рыбка)

    Воспитатель: Морской царь, верно ребята твою последнюю загадку отгадали?

    Морской царь: Верно.

    Воспитатель: Что же вы. ваше величество, такие грустные, молчаливые? Что случилось?

    Морской царь: Загадал я загадку про рыбку. Да вот что вспомнил.

    Жнли-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил... впрочем, все знаки эту сказку. В старые времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно с одною тиною морскою. а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз - выловил бы рваный башмак и изношенную шину. В третий раз. как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а золотая. И заговорила бы она человечьим голосом. Но вот чудо: не Стала бы золотая рыбка просить: «Отпусти меня, старче, в море». А наоборот бы стала молить «Только не отпускай меня, старче и море, лучше кинь в аквариум с чистою водой - отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!»

    Воспитатель: грустная сказка.

    Морской царь: Ага! Только и быль не радостней. Пропадают, братцы моря-океаны! Кораблей на водных путях - как автомобилей на дороге И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Ох-ох-ох! Сердит я на людей.

    Воспитатель: А мы с ребятами речки-ручейки не обижаем. И в море твоё бросать ничего не будем. Верно, ребята? (ответы детей).

    Морской царь: Ну раз так. познакомлю я вас со своими подданными - морскими животными. Эй. где мой «волшебный телевизор»? (презентация).

    Воспитатель: Морской царь, мы с ребятами много про твоих животных знаем. Верно, ребята? (ответы детей)

    Морской царь: Ну-ка посмотрим.

    Воспитатель: Ребята, чем рыбы отличаются от животных, обитающих на суше? (выслушивает ответы детей). А ты как думаешь. Света? Миша, все ли ребята сказали? Верно. У рыб есть плавники, с помощью которых они передвигаются, тело покрыто чешуёй, чтобы легче было плавать, а ещё оно округлой формы. Такую форму тела называют обтекаемой. Давайте повторим - «обтекаемая форма тела». Скажи. Оля. Повтори. Дима. Молодцы. С помощью чего рыбы в воле дышат? (выслушивает ответы детей). Верно, с помощью особых органов - жабр. Рыбки не ходят, не летают, а как же они передвигаются? (ответы детей). Верно, они плавают в толще воды. Что им помогает? Правильно, плавники. Или Юля. покажи плавники у нашей рыбки. Правильно Юля показывает? Плавники - те же руки и ноги. Они есть на спине, на животе, боках рыбки и даже на хвосте.

    Морской царь: А я с вами не совсем согласен. Некоторые рыбы всё-таки летают. Вы посмотрите на этого ската (презентация). У ската манты - огромные боковые плавники. Он взмахивает ими как крыльями и. кажется, «летит» в воде. А эта рыбка тоже лететь умеет (презентация). Кто знает, как она называется? (ответы детей) Летучая рыба разгонится под водой, расправит в воздухе плавники-крылья и летит маленьким серебристым самолётиком. Это она так спасается от врагов. Много метров может

    пролететь высоко над водой рыбка-самолёт. Вот только рулить она в воздухе не умеет и иногда невзначай шлёпается на палубу корабля.

    Воспитатель: Это очень интересно. Ребята, так какие рыбы умеют «летать»? (ответы детей),

    В морях-океанах живут разные рыбки. Одни маленькие, другие большие - пребольшие. Вот китовая акула - самая большая рыба в мире (презентация). Такая акула-каракула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна. Рыбы отличаются не только по величине, у них и разная скорость передвижения. Одни плывут быстро, другие медленно. Рыбы, которые не умеют быстро плавать, как спасаются от врагов? (ответы детей). Посмотрим «волшебный телевизор» (презентация) Где же здесь рыбка? Иди, Оля, найди её. Посмотрите, рыбка заплыла в заросли водорослей и затаилась. Пятна на теле сделали сё незаметной. Как такая окраска тела называется? (ответы детей). Маскировочная. Скажи. Света. Повтори. Антон. Вот вам и шапка - невидимка.

    Морской царь: А вот эту рыбку вы точно не узнаете (презентация)

    Воспитатель: Ребята, кто это? (ответы детей). Обвив хвостиком стебелёк водоросли, замерла странная рыбка с головой, точь-в-точь как у сказочного Конька-Горбунка. Вот ее и назвали морским коньком.

    Лошади бывают разного цвета, разной масти - гнедые, вороные, буланые. А морской конёк? У него своего постоянного цвета нет. Сядет на бурую водоросль - сам станет бурым, сядет на зелёную - позеленеет

    Морской царь: У меня в царстве одни чудеса. Есть не только коньки. Но и даже морские петух и кот. а ещё рыба-меч, рыба - молот, рыба - пила, даже рыба - ремень. Воспитатель: Интересно у вас тут ваше морское величество. А играть то в игры вы умеете? Не хотите ли с нашими ребятами посоревноваться?

    Физ. минутка.  Игра «Море волнуется».

    Морской царь: Ох. обыграли меня ребята. Так хорошо моих обитателей показывали, как похожи. Развеселили меня.

    Что ж. надо вам подарок подарить. Только сначала загадку загадаю:

    На узкой дорожке Голова да рожки.

    Кто так медленно ползёт -

    На себе свой дом везёт?

    (Улитка)

    Молодцы, отгадали загадку (презентация). А вот и подарок (вносит сундучок).

    Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в сундучке. Настоящие морские раковины (раздаёт по одной каждому ребёнку). Какие они красивые. Каждая раковина - домик для улитки. Давайте их рассмотрим повнимательнее. Какая раковина - твёрдая или мягкая? (спрашивает нескольких детей). Какая у тебя. Маша, раковина - гладкая или шероховатая? А у тебя Максим? Раковина большая или маленькая? Чтобы это выяснить, давайте попробуем спрятать её в кулачке. Получилось? Значит, какая у тебя. Саша, раковина? А у тебя Юля? Посмотрите, у всех вас разные раковины. У Маши раковина хищной улитки. Её хозяйка нападает на других улиток. У Вани раковина не простая - перлам> гровая. Видите, как блестит. Такие раковины используют для изготовлении пуговиц. А вот эт\ необычную раковину (показывает) использовали раньше вместо денег - мелкие раковины как копейки, большие - как рубли. И тигром её называют не случайно - посмотрите на эти пятнышки и полоски. Она очень гладкая, похожа на морской камешек.

    Вот такие разные и интересные раковины. Раньше моряки говорили: «Приложишь раковину к уху и услышишь, как шумит море» (предлагает послушать).

    Алло, это море?

    Алло, это море?

    Вы слышите, Черное море.

    Меня?

    Ракушку я взял.

    И стою в коридоре.

    И очень волнуюсь

    На берег звоня.

    Я вас узнаю

    В этой гулкой ракушке.

    Я слышу хрустящий прибой на песке.

    Алло, это ветер

    Качает верхушки

    Седых эвкалиптов

    В прибрежном леске.

    Алло! Это парус летит на просторе?

    Алло! Это рыбка плывёт в глубине?

    Алло! Отвечайте мне.

    Черное море!

    Алло! Отвечайте,

    Пожалуйста, мне!

    Морской царь: Это ещё не все чудеса. Сколько их ещё в глубинах морских лежит. Ребята, оставайтесь у меня.

    Воспитатель: Нет. ваше морское величество. Нам пора возвращаться в детский сад. Морском царь: Ну что же, тогда до встречи (уходит).

    Воспитатель: До свидания. Морской царь. А мы, ребята, держим курс на детский сад.

    Понравилось вам путешествие? Что нового, интересного узнали? (ответы детей/. Приплыли. Сходим по лестнице-трапу. А теперь пойдёмте в группу, расскажем остальным ребятам, что мы сегодня видели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия . Тема : «Знакомство с искусством гжели» (старший дошкольный возраст)

    Конспект занятия . Тема : «Знакомство с искусством гжели»(старший дошкольный возраст)Цели и задачи:Знакомство детей с декоративным рисованием – знакомство с искусством гжель.- п...

    итоговое занятие по теме "знакомство с родным городом" старшая группа

    это занятие проводится как итоговое по годовой работе по теме "Город мой родной"....

    План-конспект занятия по аппликации «Морские обитатели» в старшей группе

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель: Закрепить умения детей создавать композиции, используя различные приёмы.Задачи:I. Обучающие.1. Закреплять умения передавать в изображении характерные детали морских о...

    Конспект углубленно-познавательного типа занятия «Золотая рыбка» в мл.гр.

    Углубленно-познавательный тип занятия - это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредст...

    Технологическая карта фрагмента занятия по ФЭМП По теме «Знакомство с четырёхугольником» в старшей группе

    Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: путешествие в математический мегаполисЗадачи:-Обучающие: Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника; закреп...


     

    Комментарии

    Юркина Галина Владимировна

    Дети на занятии узнают много нового и познавательного. У них развивается любознательность, расширяется кругозор. Занятие увлекательное, не скучное. Думаю детям должно понравиться такое игровое занятие.