"Нежно - голубое чудо - Гжель"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Акимова Елена Александровна

Конспект занятия "Нежно - годубое чудо - Гжель" будет интересен воспитателям и преподователям в изо студиях. Занятие- как итог работы над проектом "Гжель" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezhno_-_goluboe_chudo_-_gzhel.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ      УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

 с детьми подготовительной к школе группе

Тема: «Нежно - голубое чудо – Гжель»

                                             

                                                                                                                                              Воспитатель: Акимова Е.А.

Шамбарова Т.Б.

                                                          2017 г.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров («Познавательное развитие»)

- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы; формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки). («Художественно-эстетическое развитие»)

 - Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

-Способствовать проявлению инициативы в общении, грамматически правильному построению предложений, выражении,  развивать интерес к чтению художественной литературы («Речевое развитие»);

-Развивать навык владения основными движениями, мелкую моторику пальцев рук («Физическое развитие»).

- Воспитывать патриотизм,  уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое  наследие  своего  народа.

Методы и приемы:

-практические: рисование – расписывание гжельской росписью шаблонов посуды (тарелочки, чашки, ваза); подвижная игра «Гончары»; рассматривание выставки «Гжель»; танец «Сказочная Гжель».

-наглядные: презентация «История народного промысла –Гжель»; фото выставка «На заводе Гжель»; стенд «Образцы росписи».

-словесные: рассуждения, диалог, подбор придагательных к словам, чтение стихотворений, загадывание загадки, пословицы, пение песни «Девочка Россия».

Материалы и оборудование: гжельская посуда, фотографии, глиняный горшок, музыкальный центр, компьютер, мультимидийная доска, фоновая музыка – р.н.п., краски, кисточки   2 видов (толстая и тонкая), непроливайка, салфетки, шаблоны посуды (тарелка, чашка, ваза), презентация, песня «Девочка Россия», «Сказочная Гжель».

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности.

Двигательная.

Подвижная игра «Гончары», хоровод «Гжельские узоры».

Коммуникативная.

Чтение стихов, пословиц, ответы на вопросы педагога, рассказ воспитателя о Гжели.

Познавательно –исследовательская.

Рассматривание, оценка образцов посуды, определение материала из чего сделан глиняный горшок.

Музыкальная.

Слушание: песня «Сказочная Гжель», фоновая мелодия – русские народные песни.

Продуктивная деятельность.

Рисование красками.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Под р.н.м. дети входят в зал.

-Здравствуйте, мои вы дорогие! Здравствуйте гостьюшки родные!

-Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир  удивительных творений народных умельцев. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали. Посмотрите на экран.

Слайд 1-6

Что же расписывали народные художники?

Все эти красивые и полезные вещи сделали народные мастера своими руками. Они подарили нам и всем людям  настоящий праздник. Считают, что все эти вещи не только  необходимы в быту, но и украшают нашу жизнь. А сегодня мы продолжим знакомиться с одним  из самых красивейших народных промыслов.

 -Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая…(гжель).

Слайд 7

Здоровываются.

Дети рассматривают фотографии

Отгадывают

загадку.

Дети читают стихи:

-Как прекрасна наша Русь!

Как богата наш Русь!

Славится русская земля мастерами!

Славится Россия своими делами!

-Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Это необыкновенная Гжель!

-Это чудо синее

На блюдце раскинуто,

Раз мазок, два мазок,

Завитки и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

Проявляют интерес к познавательной ситуации.

Рассуждают, составляют связанные высказывания.

Выразительно читают стихи.

2.

Воспитатель предлагает послушать рассказ.

Слайд 8. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди лесов и полей бежит речка Гжелка. И жили возле речки смелые, умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали.

Слайд 9.Нашли они на родной стороне глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Слайд 10. Но не только лепили  гжельские мастера свои изделия, стали они  расписывать  свою посуду узорами красивыми - синей краской различных оттенков.

Слайд 11. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась людям красивая утварь, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». По сей день стоит средь  лесов и полей деревушка Гжель.

Слайд 12,13,14,15. Работают в ней внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную  традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Вот так и повелось, что каждый своим мастерством  всех радовал, своих детей и правнуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси!

Смотрят на слайды, слушают рассказ

Проявляют интерес к рассказу.

3.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку.

-Что за предметы здесь мы видим?  -Что за мастера творят такое чудо?

-Какие изделия делают мастера?

- Что любят изображать на своих изделия мастера?

-Что можно сказать про эту посуду. Гжель какая?

-Какой цвет используется в гжельской живописи

-Какие изделия вам понравились и почему?

-Назовите элементы гжельской росписи?

-Сегодня вы будите сами мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи. Я думаю, что сделать вам это будет не сложно, ведь вы  - настоящие  умельцы, мастера своего дела.

Дети отвечают на вопросы

-посуда;

-гжельские;

- кроме посуды; мастера из Гжели делают декоративные скульптуры, животных, птиц, людей;

- природу, цветы, птиц, здания старинные;

-красивая, нежная, сказочная …;

-синий, голубой, белый;

-кайма, бордюры, волнистые, широкие и узкие полоски, точки, дужки, завитки, усики, сеточка и д.р.;

Ориентируются в росписи, правильно называют элементы росписи, цвета,  правильно согласовывают прилагательные с существительным.

4.

Воспитатель предлагает выбрать из приготовленных шаблонов чашку, тарелочку или вазу.

Вспоминаем приемы работы, дети приступают к работе.

        Дети выбирают, приступают к рисованию.

Проявляют интерес  к предстоящей практической деятельности.

5.

        -Ребята, посмотрите, что у меня в руках (фрагменты глиняного горшка)?

-Что можно сказать об этом предмете, из чего он был сделан?

- А как называют мастера, который делает изделия из глины? (Гончар).

Слайд 16

Правильно. У кого тут хмурый вид? Снова музыка звучит!

Собирайся детвора, Ждет вас русская игра!

Дети предполагают, отвечают.

Определяют вид материала – глину.

Правильно называют вид материала – глину.

6.

Русская народная игра «Гончары»

Дети потешкой «Сине-белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?

Из каких краев пришла и цветами расцвела?» выбирают покупателя.  Затем делятся на пары. Стоящий впереди ребенок присажывается на корточки и изображает горшок, стоящий сзади- продавец. Покупатель ходит внутри круга, выбирая посуду. Выбрав интересуется: «Почем горшок?» Хозяин отвечает: «По денежке!» Покупатель: «А крепкий?» Хозяин: «Попробуй!» Покупатель: «Крепкий. Давай сговор!» Хозяин : «Давай!». Хозяин и Покупатель берутся за руки, а все дети поют: «Чичары, чичары, собирайтесь, гончары. По насту, по кусту, по лебедю горазды!» Хозяин и покупатель бегут в разные стороны. Побеждает тот из них, кто первым прибежит и встанет около горшка.

Проявляют двигательную активность, соблюдают правила игры.

7.

-И сегодня увидели внуки то, что дедам не снилось вчера:

Золотые российские руки, в каждом доме живут мастера!

Ребята, покажите рисунки нашим гостям!

Дети показывают рисунки, читают стихи.

-Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели? Про фаянсовое чудо – Статуэтки и посуду?

-Только скажем слово «Гжель», И увидишь зимний день – Небо, снега белизну И теней голубизну.

-Все изделия из Гжели

Фон имеют только белый, А на нем лишь синий цвет. А других здесь красок нет.

-Расцветают на морозе Колокольчики и розы, хризантемы и ромашки Украшают вазы, чашки-…

-То мазочек, то листочек, там цветок, тут завиточек, Три мазка  широкой кистью – Появился синий листик.

-Поработал кисти кончик- Распускается бутончик. И прекрасные  узоры Там притягивают взоры.

-К сине – белому фаянсу, Сколько блеска, сколько глянца!

Неужели, неужели

В вашем доме нету «гжели»?

Выразительно читают стихи.

-Вдоль по реченьки лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Она крылышком помахивает,

На цветочки воду стряхивает.

8.

Хоровод «Гжельские узоры»

Дети танцуют.

Согласовывают движения с музыкой

9.

- Крепко любят свою Родину русские люди. О матушке России немало песен и пословиц сложено. Поведуйте гостям, какие пословицы вы знаете.

Родина любимая – что мать родимая.

Человек без Родины – что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

-Над полями, над лугами льется песня в синеву,

Про озера голубые я, друзья, вам расскажу. О русской о сторонушке и о певце соловушке, О гжели я поведаю и ласково спою!

10.

Песня «Девочка-Россия»

Дети поют.

Эмоционально исполняют песню.

11.

Рефлексия

Рассказывают о своих впечатлениях.

Выражают в речи свои впечатления и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

КОНСПЕКТ  организованной образовательной деятельности  с использованием ИКТОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»  Интеграция образовательных областей: соци...

Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»

Выставочный проект «Русь ремесленная»  Тематический проект для детей подготовительной группы  «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...

Проект «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»

Проект для детей подготовительной группы по изобразительному искусству....

Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубая чудо-сказочная Гжель»

Целью этого проекта является, развитие у детей познавательного интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формирование и развитие нравственного, духовного и творечкого потенциала...

Мастер класс Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель Тарелка

Конспект мастер класс с родителями и детьми«Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель» (роспись тарелки в технике пластилинография.)...

Проект "Нежно-голубое чудо-Сказочная Гжель"

Познавательно-творческий проект...