Занятие "Как деревья готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Опалюк Татьяна Борисовна

Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений в осенний период времени в лесу. Учить понимать и оценивать природные явления. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому развитию в подготовительной группе

«Как деревья готовятся к зиме»

Цель:  Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений в осенний период времени в лесу. Учить понимать и оценивать природные явления. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для растений.

Задачи: 

  1. Закрепление знаний детей о приметах осени.
  2. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.
  3. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  4. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры.
  5. Развитие образной и доказательной речи детей.
  6. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам.

Материалы и оборудование к занятию:

  1. Музыкальный центр, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
  2. Компьютер и проектор для показа презентации.
  3. Лупы для рассматривания тыльной стороны листьев.
  4. Листья с разных деревьев  для «Осеннего ковра».
  5. Изображения деревьев для игрового момента.
  6. Плакат с изображением деревьев.
  7. Плакат с изображением сезонных явлений природы.

Ход занятия:

Звучит произведение «Осень» П.И.Чайковского  из цикла «Времена года».

В.  Ребята, как вы думаете, о каком времени года композитор написал в своем произведении?  Почему вы так думаете? (Осень, природа грустит об ушедшем лете, идет дождь и т.д.). А какое время года сейчас? (Ответы  детей). Давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?

Чтобы попасть в осенний лес надо встать в круг, вытянуть руки  ладонями вверх, закрыть глаза и произнести волшебное заклинание:

В ладони наши загляни,

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний  попади.

В.  Вот мы и попали в осенний лес. (на слайде фото осеннего леса)

В.  Ребята, давайте поиграем в игру, я буду предложения начинать, а вы заканчивать (проводится игра «Назови приметы осени»):

Солнце осенью  … светит, но не греет.

Осенью часто … идут дожди.

Осенью дует … сильный, холодный ветер.

Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы … улетают в теплые края.

Осенью звери … делают запасы на зиму.

Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

В.  А теперь мы отправляемся дальше, нас деревья в гости ждут.

Листву каких деревьев можно назвать «золотой»? (береза, клен)

А какую – «багряной»? (рябина, осина)

На каких деревьях листья светло-коричневые? (липа, дуб, вяз).

        Посмотрите на наш осенний лес, каких листьев на деревьях больше - зеленых или разноцветных?

        В листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски – зеленые, желтые, красные. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.

        В.  Как вы думаете, что происходит с листочками дальше?

        Опытная деятельность: Рассматривание листьев под лупой с внутренней стороны (она вся усеяна мелкими точечками).

        Листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает к листьям. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся ненужными. Листочки - опадают.

        Физкультминутка:

Мы листики осенние на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели…

Ветер снова побеждал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

        В.  Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).

        В.  Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей)

        В.  Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.

        В.  А теперь давайте поиграем в игру «Найди свое дерево!» (картинки с изображением деревьев размещены по группе). Представьте себе, что вы осенние листочки. Возьмите каждый по одному любому листику и определите, с какого он дерева. (Дети свободно кружатся с листочками в руках и по сигналу «Найди свое дерево!» должны подбежать к тому дереву, листик с которого находится у них в руках).

Итог занятия: Ребята, какие приметы осени вы запомнили? Что происходит с листочками осенью? Как листики дышат? Что с ними происходит, когда наступают холода? Как называется явление, когда опадает листва?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раскраски осени

Слайд 2

Осенний лес

Слайд 3

Береза

Слайд 4

клен

Слайд 5

рябина

Слайд 6

осина

Слайд 7

липа

Слайд 8

дуб

Слайд 9

вяз


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как деревья готовятся к зиме» подготовила: Опалюк Т.Б. Занятие по экологическому развитию в подготовительной группе

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений в осенний период времени в лесу. Учить понимать и оценивать природные явления. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для растений. ЗАДАЧИ: Закрепление знаний детей о приметах осени. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры. Развитие образной и доказательной речи детей. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам.

Слайд 3

В ладони наши загляни, В них доброту, любовь найди И в лес осенний попади.

Слайд 4

Игра «Назови приметы осени» Солнце осенью … светит, но не греет. Осенью часто … идут дожди. Осенью дует … сильный, холодный ветер. Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают. Осенью птицы … улетают в теплые края. Осенью звери … делают запасы на зиму. Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.

Слайд 5

Листву каких деревьев можно назвать «золотой», багряной, светло-коричневой? Каких листьев на деревьях больше - зеленых или разноцветных?

Слайд 6

Опытная деятельность: Рассматривание листьев под лупой с внутренней стороны ( она вся усеяна мелкими точечками – «форточками» ).

Слайд 7

Физкультминутка: Мы листики осенние на веточках сидели, Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели И на землю тихо сели… Ветер снова побеждал и листочки все поднял. Повертел их, покружил и на землю опустил .

Слайд 8

Почему деревья осенью сбрасывают листву?

Слайд 9

Игра «Найди свое дерево!» ( картинки с изображением деревьев размещены по группе. Дети свободно кружатся с листочками в руках и по сигналу «Найди свое дерево!» должны подбежать к тому дереву, листик с которого находится у них в руках ).

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как деревья готовятся к зиме и почему осенью бывает листопад?

Балтийские звездочки науки. Проект "Как деревья готовятся к зиме и почему осенью бывает листопад?"...

Познавательное занятие «Как деревья готовятся к зиме»

Цели и задачи:- формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;- углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;- воспитывать...

Как деревья готовятся к зиме

Как деревья готовятся к зиме...

Как деревья готовятся к зиме

Презентация для детского сада....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как деревья готовятся к зиме»

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе....

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...