" Сеньор - помидор" - конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Абрамова Надежда Валерьевна

Знакомство детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам,

Значение томатов для жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx86.83 КБ

Предварительный просмотр:

D:\О С Е Н Ь\оформление\ФОН    К СЛАЙДАМ\125_nabor_fonov_12\nabor_fonov_12\46-12.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«Синьор - Помидор »

конспект занятия

для детей  старшего дошкольного возраста

C:\Users\BERING\Desktop\tomatoes1.jpg

Воспитатель:

Н.В.Абрамова

Цель:

  • знакомство детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам,
  • значение томатов для жизнедеятельности человека.

Предварительная работа:

  1. Подбор и систематизация материала.
  2. Подбор стихов, загадок.
  3. Конкурс детского рисунка “Синьор Помидор”.
  4. Изготовление атрибутов к костюму Синьора Помидора.
  5. Географическая карта мира.
  6. Выставка продуктов питания с использованием томатов (томатный сок, томатная паста, томаты консервированные, лечо, кетчуп, и др.)
  7. Оформление карточек в форме помидора - рецептов блюд из помидор или полезные советы (см. Приложение)
  8. Шапочки – репа, огурец, лук (или атрибуты костюмов для этих овощей)
  9. Зеленая ткань, 2 корзинки, не менее 20 штук муляжей помидор.
  10. Черные ящики со строительным материалом.
  11. Разработка конспекта занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребят встречает Огородное Чучело:

- Добрый день, дорогие ребята, мы сегодня в сами встречаемся очередной раз в Огородной стране. За предыдущие встречи вы уже встречались с разными героями в этой стране. Кто вам больше всего запомнился и почему? (Ответы детей) Сегодня мы ждем нового героя, который раскроет нам свои овощные секреты. Кто же этот новый герой? Вы сможете узнать, если правильно отгадаете загадку:

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет красней ……

Чучело: Действительно, это помидор, и к нам придет…. Сеньор Помидор. Ребята, кто из вас знает, в какой сказке встречается Сеньор Помидор? “Чипполино”. А вот откуда приехал к нам сеньор Помидор, он нам расскажет сам.

Входит Сеньор Помидор. Здоровается с детьми и обращает внимание на географическую карту, на которой уже имеются значки-символы знакомых уже овощей, обозначающих родину овощных культур.

- Ребята, что это за карта у вас? (Ответы детей) А вот здесь (показывает), в Южной Америке находится моя родина, откуда началось путешествие моих предков по Европе. (Закрепляет значок - символ помидора) А было это так (см. Приложение) - материал по выбору педагога.

Чучело: Ребята, а у кого на даче растут и созревают помидоры? Где растут они у вас? Где быстрее появляются плоды томатов – в теплицах или при выращивании в открытом грунте?

- Ребята, а на что похожи помидоры? (На шарики, на маленькие мячики, на яблоки, на кольца пирамидок и т.д.) Давайте поиграем. Вот в этих 2 черных ящиках находится разный строительный материал - по 10 кубиков, кирпичиков, шариков. Разделившись на две команды, вы должны как можно быстрее, не заглядывая в ящики, вытаскивать по одному шарику–помидорке. Какая команда быстрее вытащит все 10 штук, та и победит.

Сеньор Помидор: (Ходит по комнате, поглаживает себя по животу) – хвалится: - Я самый вкусный, самый сочный, самый ароматный, самый, самый

Чучело, Репа, Огурец, Лук читают по ролям стихотворение Помидор.

В огороде помидор взгромоздился на забор,
Притворяется негодник, будто сам он огородник!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетка Репа: - Это глупо и нелепо.
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец: - безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук: - Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец, устыдился, наконец,
И скатился, чин по чину, к огороднику в корзину
.

Я. Бисехва

Игра “Сбор помидор”
- С одной стороны площадки на зеленой тка ни лежат муляжи помидор (папье-маше)- не менее 20 штук. На противоположной стороне друг от друга находятся две корзинки. Дети стоят в две шеренги. По сигналу, по одному они начинают переносить по одному овощу “с грядки” до корзинки. Побеждает та команда, у которой в корзинке будет больше “помидор”.

Сеньор Помидор приглашает всех подойти к овощной лавке, в которой расположены разные приправы, соки, заготовки из помидор. Идет беседа о каждом заготовленном продукте, его использовании в приготовлении пищи (кроме томатного сока).

Чучело: Ребята, обратите внимание. На подносе в стаканчиках разлит сок, проходите, угощайтесь. (Не говорить, что это за сок) Спросить у участников, какой сок они пили, какой он на вкус, чем он отличается по внешнему виду от других видов сока.

- Ребята, а какого цвета бывает помидор? Когда он бывает зеленым. Красным? Есть ли желтые помидоры? Послушайте, какая история произошла с __ (ученик читает стихотворение) Светофор на грядке

Раз пошел я за салатом, рос он рядышком с томатом.
И еще издалека вдруг заметил три глазка.
Под листвою запыленной – красный, желтый и зеленый –
Светят, словно на подбор, не томат. А светофор!
Только вот горит бессменно все глазки одновременно
И не могут дать ответ – путь свободен или нет.

ВСабирев

Сеньор Помидор: Ребята, я очень хочу рассмотреть ваши рисунки с изображением моих родственников и соседей по Огородной квартире. (Все рассматривают рисунки детей, просматривают предыдущие работы) Идет обсуждение работ.

Чучело: (Подходит к сеньору Помидору, берет его за руку и произносит):

Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор очень любят …(хором)

Сегодня мы познакомились с витаминными секретами еще одного жителя Огородной страны. А чтобы вы не забыли, как в период приготовления варки сохранить витамины у помидора, мы вашим семьям подарим памятки. Запомнив полезные советы, вы будете получать больше витамин от Синьора Помидора.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Помидор - это индийское растение. На родине, в Южной Америке, его называли “томат”. Мореходы, которые привезли томат в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали томаты у себя на клумбах, в саду – для красоты.

У томатов, привезенных из Южной Америки, плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. “Поми д'оро!” - восхитились итальянцы. “Помо” – по-итальянски яблоко, “д'оро” – золотое. Так индейский томат стал называться помидором. Первыми решили попробовать “золотое яблоко” португальцы. Им понравилось. И началось переселение помидоров в огород.

Прошло около четырехсот лет с тех пор, как томаты были привезены из Америки в Европу, и овощ инков отправился в обратный рейс. В Европе томаты заполонили все рынки.

Получилось, что у одного и того же овоща – два названия. Какое из них правильное: помидор или томат? Во всех научных книгах овощ называется томатом. Это название он получил и у себя на родине, в стране инков – Перу. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты. Но, покупая свежие плоды, мы говорим про них - помидоры. И хотя сейчас желтые и оранжевые сорта помидоров встречаются реже, чем красные, своё “золотое” название помидоры сохранили до сих пор.

Овощ инков прекрасно растет в Средней Азии, на Кавказе, на Украине. В более северных краях России, где уже в сентябре начинаются заморозки, большинство плодов на кустах не успевают созревать. Растение зря тратило силы на мелкие зеленые плоды.

Пасынкование - удаление боковых побегов и прищипывание верхушек томатов, ускорил время созревания плодов.

(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи. М.: Малыш, 1989. )

Выращивание томатов в теплице.

Землю перекатывают на глубину двух штыков и вносят хорошо перепревший навоз или компост. Рассаду перед высадкой поливают. В земле садовым колышком делают лунки, достаточно широкие, чтобы не повредить при посадке корни. Рассаду вместе с комом земли высаживают в лунку таким образом, чтобы верх кома находился на уровне поверхности почвы. Если рассада выращивалась в торфяных горшочках, то растения высаживают вместе с ними, предварительно убедившись, что стенки горшочка пропитались водой и размокли, либо горшочек перед посадкой разрывают с одной стороны. После посадки растения обильно поливают. Во время укоренения рассады почва постоянно должна быть хорошо увлажнена.

Подвязка растений.

Независимо от типа используемых опор чаще всего растения высаживают по схеме 45х45 см. Тепличные томаты обычно выращивают на шпалере. Растения подвязывают к шпагату, свисающему с натянутой под кровлей теплицы проволоки. Один конец шпагата свободно завязывают вокруг стебля под первым настоящим листом, а другой привязывают к проволоке, натянутой над рядком с высаженными растениями. По мере роста растений их обвивают шпагатом по спирали. Веревку не следует натягивать слишком сильно, чтобы не повредить стебель. В качестве опор для подвязки растений можно также использовать бамбуковые шесты.

Пасынкование и удаление листьев.

В пазухах листьев у томатов образуются боковые побеги. Это побеги – пасынки – удаляют пока они не выросли большими. В противном случае они будут “перехватывать” поступающие в растение воду и питательные вещества, столь необходимые для роста главного стебля. Пасынки обычно выламывают большим и указательным пальцами. Лучше всего это делать рано утром, когда растения содержат много влаги и пасынки поэтому легко обламываются. Пасынки нужно именно выламывать (боковое движение), а не вырывать, иначе на растении образуются долго незаживающие раны неправильной формы, куда могут легко попасть грибковая инфекция. Если пасынкование проводить с опозданием и боковые побеги уже больших размеров, их лучше удалять остро заточенным ножом. Когда растения достигают в высоту примерно 1,5 м, на них начинают удалять нижние листья – сначала до первой кисти. Это улучшает освещенность в нижних ярусах растений и облегчает циркуляцию воздуха, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления грибковых заболеваний. Листья аккуратно срезают острым ножом.

Полив и подкормка.

Неправильные полив и режим питания растений часто служат камнем преткновения при выращивании тепличных томатов. Поэтому к ним следует относиться очень внимательно. Проще всего осуществлять уход за растениями, если выращивать их в тепличном грунте. В этом случае почва играет роль буфера, всегда располагающего определенным запасом влаги и питательных веществ. При выращивании растений в изолированном и органическом объеме субстрата, например в полиэтиленовых мешках с питательной смесью, появляются многочисленные проблемы. Они связаны с тем, что запас питательных веществ и влаги в корнеобитаемой среде весьма ограничен. Но “заливать” мешки избыточным количеством воды очень опасно, так как это ведет к быстрому отмиранию корневой системы и завяданию растений. И хотя проводить частые необильные поливы очень хлопотно (в жаркий летний день растения приходится поливать 3, а то и 4 раза), это единственный удовлетворительный режим при выращивании томатов в контейнерной культуре. Растения тепличных томатов подкармливают чаще всего жидкими удобрениями. Подкормки проводят вместе с поливом; в воде растворяют сбалансированное по основным питательным элементам удобрение. Полезно помнить, что азот способствует усилению вегетативного роста растений, а калий улучшает качество плодов.

Опыление и плодообразование.

С опылением цветков томата и плодообразованием особых проблем обычно нет. Но иногда все же целесообразно для лучшего завязывания плодов проводить и искусственное опыление. Для этого встряхивают шпалеру или шпагат, к которому привязаны растения. Можно также легонько постукивать по цветочным кистям или опрыснуть растения водой под давлением (из опрыскивателя). Все эти меры способствуют распространению пыльцы.

Прищипка верхушек растений.

В необогреваемых теплицах на растениях томатов, как правило, редко образуется 6-7 кистей. Поэтому, когда растения достигают тепличной кровли, их прищипывают. После шестой кисти оставляют еще два листа и затем удаляют точку роста.

Сбор урожая.

Плоды собирают по мере созревания. Если помидоры приобрели оранжевую окраску, их можно снимать с растения, так как дозревают они очень быстро.

Выращивание томатов в открытом грунте.

В районах с теплым умеренным климатом рассаду томатов высаживают в открытый грунт с начала июня. До того растения можно выращивать в парниках или под пленках. Довольно часто укрывают растения и в конце сезона: это делается, чтобы ускорить созревание плодов.

Особенности выращивания.

Для томатов выбирают защищенный от ветра участок, предпочтительно на южной стороне, так как растения страдают от пониженных температур и частых ветров. Серьезные требования предъявляются и к почве на участке. Осенью вносят хорошо перепревшее органическое удобрение из расчета 8 кг на 1 кв. м. Перед посадкой в начале июня вносят полное минеральное удобрение (100-140 г на 1 кв.м.). растения подкармливают и во время роста.

Посадка.

Техника высадки растений та же. Что и при высадке тепличных томатов. Растения можно выращивать и в горшках или мешках с питательной смесью, размещая их прямо на земле, на балконах или в беседках. Рассаду в открытый грунт высаживают по схеме 45х45 см. За 2-3 недели до посадки для разогрева почвы на участке устанавливают укрытие (например, тоннель). Участок можно покрыть черной полиэтиленовой пленкой; в ней вырезают отверстия, куда высаживают растения. Пленка сохраняет в почве влагу, подавляет развитие сорняков, почва под ней очень хорошо прогревается.

Уход за растениями.

При выращивании томатов в открытом грунте растения обычно подвязывают мягким шпагатом к 1,5-метровым кольям. Стебель подвязывают к колу в нескольких местах через 30 сантиметровые промежутки. Кустовые и штамбовые сорта в подпорках или прищипывании, как правило, не нуждаются. В период интенсивного роста растения периодически пасынкуют.

Прищипывание верхушек растений.

В открытом грунте редко удается получить с одного растения больше четырех плодовых кистей. Поэтому после закладки четвертой кисти (через два листа после нее) стебель прищипывают, удаляя точку роста. Для борьбы с фитофторозом растения опрыскивают фунгицидами.

Прополка.

Сорняки удаляют, пропалывая участок, вручную или пользуясь мотыгой. Мотыжить надо осторожно, чтобы не повредить растения.

Сбор урожая.

Плоды томатов могут дозревать на растениях, стебли которых укладывают горизонтально на подстилку из соломы. При этом над растениями снова устанавливают укрытия.

 

Хозяйке на заметку:

- чтобы подольше сохранить помидоры, их укладывают одним слоем в полиэтиленовый мешочек или эмалированную кастрюлю и держат, не закрывая крышкой, на нижней полке холодильника.

- наиболее вкусны помидоры с гладкой не ребристой поверхностью. Они же лучше сохраняются;

- для консервирования наиболее пригодны мелкие помидоры;

- чтобы лопнувший помидор не заплесневел, нужно густо посыпать трещинки крупной солью;

- свежие помидоры кладут в суп за 10 минут до окончания варки;

- ломтики помидоров, посыпанные солью и мукой и обжаренные в растительном масле, подают к столу как самостоятельное блюдо и гарнир;

- в помидорах красных сортов содержится больше питательных веществ, поэтому их выращивают чаще, чем желтые. Очень вкусен салат из помидор разных сортов;

- перед подачей на стол помидоры следует хорошо вымыть, удалить острым ножом плодоножки. Если помидоры хотят очистить от кожицы, то предварительно надо их опустить на минуту в кипяток, а затем сполоснуть холодной водой, после чего очень просто снять кожицу;

- добавляя в томатный сок немного лимонного сока и чуть-чуть меда, можно приготовить оригинальные напитки, которые особенно охотно пьют дети.

(Наша дача. Выпуск 2. Овощные культуры. ИПП “ТЮМЕНЬ” 1994. – С.14 – 22)

Загадки:

  1. Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет красней …

  1. Росли на грядке зелёные ветки, а на них – красные детки.
  2. Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее.

И ребята с давних пор очень любят …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 2-3 лет "В гостях у сеньора Помидора".

Занятие с детьми 2-3 лет по развитию сенсорно-математических навыков. Знакомство с понятиями много, мало, один.  ...

Проектно - исследовательская деятельность "Сеньор - Помидор"

Цель: организовать исследовательскую  деятельность на огороде детского сада  (выращивание помидоров).Задачи:-формировать интерес к живой природе.-развивать наблюдательность,внимание.-воспиты...

Создание электронной книги "Сеньор - Помидор" с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Я представляю алгоритм  работы по формированию у детей 6-7 лет с ЗПР навыков описательной речи в ходе составления электронных книг.1.Знакомим детей с ПК и элементарными операциями2.Создаём «...

Познавательно исследовательский проект Сеньор Помидор

Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытно-исследовательской  деятельности по выращиванию овощных культур.Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры ...

Экологический проект на тему "Сеньор - помидор"

Цель проекта: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных культур....

Проект "Сеньор Помидор"

краткосрочный проект "Сеньор Помидор"...

Презентация образовательного проекта «В королевстве сеньора помидора»

Расширять и систематизировать преставления об овощах. Формировать у дошкольников представлений о правильности питания; о культуре питания; о здоровом образе жизни. Включение родителей в единое образов...