Проект по экологии "Экологическая тропа" в разновозрастной группе ( 5 - 7 лет)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федосова Татьяна Владимировна

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, мной было принято решение организовать экологическую тропу на территории детского сада.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экологическая тропа»

«Мир, окружающий ребенка,

- это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

В. А. Сухомлинский

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творчески-исследовательский. 

Сроки проведения: 3 месяца (июль-сентябрь).

Место проведения: территория детского сада.

Участники проекта: (4-6л.), воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта.

         «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

 Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

        Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, мной было принято решение организовать экологическую тропу на территории детского сада.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания экологической среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
  • Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители:

  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
  • Презентация проекта на методическом объединении.
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Формы проведения: наблюдения во время прогулок, целенаправленные экскурсии, ООД, организация самостоятельной деятельности детей; продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности.

 Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Представления, получаемые детьми в ходе изучения экологической тропы. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага. Питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому они там растут. Погодные условия не постоянны – в течение года они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный. Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

 1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

5. Созданы необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение.

 2 этап – основной. Реализация работы по маршруту экологической тропы.

1. Выбор объектов для проведения ООД.

2.Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

3. Составление паспорта всех точек тропинки.  (Приложение №1).

4.Изготовление выносных знаков.

5. Проведение последовательных ООД по маршруту экологической тропы.

6. Организация сюжетно - ролевых, продуктивной деятельности, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап - контрольно-оценочный. Анализ результативности выполнения поставленных задач

1. Проведение итоговой экскурсии.

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками.

3. Оформление фотогазеты.

Итоговое мероприятие «Вместе весело шагать». (Приложение№2)

Результаты:

На территории детского сада создана экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" способствует повышению научного уровня дошкольного образования. На всей территории детского сада расположены цветники, птичий столб, сельский дворик, огород, аллея деревьев, что  позволяет лучше знакомиться детям с разнообразием природного мира. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. 
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

В результате реализации проекта: Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Вывод:

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект «День Победы» (младшая разновозрастная группа)

Данный материал будет интересен для воспитателей младших групп....

Проект "Моя семья" в разновозрастной группе

Формирование у детей представление о семье...

Проект "Солнце ясное" старшая разновозрастная группа

Педагогический проект "Солнце ясное" является краткосрочным. Его продолжительность  - 1 неделя. Каждый день недели насыщен разнообразными видами деятельности....

Презентация проекта "Солнце ясное. Старшая разновозрастная группа.

Презентация подготовлена для родителей старшей разновозрастной группы МБДОУ № 3 "Звездочка г. Пролетарска, Ростовской области....

Проект "Ель" для воспитанников разновозрастной группы 3-4 года

Цикл занятий экологического содержания по разным видам детской деятельности.• Познавательной;• Конструктивной;• Художественно-продуктивной.[[{"type":"media","view_mode":"media_original"...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ" ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают ...

Детско-родительский творческий проект для детей старшей разновозрастной группы "Мы пешеходы!”

Мы должны – дать детям возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать; следовательно, нужно сформировать соответствующую модель поведения, прививая навыки безопасно...