Проект "Осень, осень, в гости просим!" во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чуканова Елена Алексеевна

Исследовательски - творческий проект во второй младшей группе "Осень, осень, в гости просим!" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_osen_v_gosti_prosim.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта: «Осень, осень, в гости просим!»

Вид проекта: исследовательски - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: 02 – 20 октября 2017 г.

Руководитель проекта: Чуканова Елена Алексеевна

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Актуальность разработки и реализации проекта:

В образовательном процессе младших дошкольников не предусматривается глубокое знание об осени. Часто наблюдения за изменениями в природе, происходящими осенью, становятся простыми и обыденными и сводятся к проведению бесед для детей данного возраста. А ведь существует масса осенних явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти.

    Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством, как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

   Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений и процессов, происходящих в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Почему опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?». Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатель решил провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность. 

Цели проекта: Сформировать представления детей об осени, как одного из времен года, ее дарах и их пользе. Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в осенний период времени, с изменениями в живой и не живой природе. Способствовать творческому выражению детей в продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие: расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

С помощью исследовательской деятельности научить детей различать плоды по особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.

 

Развивающие: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения драматизировать небольшие отрывки, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду;

 

Воспитывающие: Воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе. Воспитывать трудолюбие.

Для решения задач используются следующие методические приёмы:

  • Беседы;
  • Наблюдения, экскурсии;
  • Чтение художественной литературы;
  • Чтение стихов, пословиц, отгадывание загадок.
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций, репродукций картин;
  • Непосредственно организованная образовательная деятельность детей;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные и музыкальные игры;
  • Гимнастики (утренние, дыхательные, пальчиковые);
  • Опытно – экпериментальная деятельность.

 

Ресурсное обеспечение проекта: Иллюстративный демонстрационный материал, художественные произведения, СD – проигрыватель, музыкальные произведения, стихи, муляжи фруктов и овощей, ватман с нарисованным деревом, мультимедийное оборудование.

Работа над проектом с родителями:

  • Обсуждение темы проекта;
  • Привлечение родителей к организации и реализации проекта;
  • Проведение консультаций;

Предполагаемый результат:

Дети: 

  • Расширятья знания детей об осени, её признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас; 
  • Дети научатся ценить и беречь природу.
  • Улучшаться взаимоотношения между детьми в процессе выполнения коллективных работ.

 

Родители:

  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей.

Продукт проектной деятельности:

Выставка детских работ.

Выставка творческих работ родителей, выполненных совместно с детьми.

Картотека дидактических игр.

Подборка стихотворений, поговорок, пословиц по теме проекта.

Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта.

Мультимедийная презентация.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный:

1. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.

2. Подготовка материала для реализации проекта:

Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме, изготовление пособий;

Подготовка материалов для продуктивной деятельности;

Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

3. Информированность родителей о предстоящей деятельности:

Оформление папки-передвижки, размещение информации по тематике проекта;

2 этап – практический (основной):

Взаимодействие воспитателя с детьми:

1.Проведение тематических бесед:

  • «Когда приходит осень?»
  • «Растения осенью».
  • «Перелетные птицы».
  • «Жизнь животных с наступлением осени».
  • «Как отличить осень?».
  • «Осенние цветы».
  • «Осенние праздники».
  • «Урожай»

2. Чтение художественной литературы:

 

  • Ю. Тувим «Овощи», «Огородная сказка»
  • Н. Григорьева «Репка»
  • Э. Хогарт «Знаменитый кабачок»

Стихотворения: 

  • И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Падают листья», «Дождик».
  • А. С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарование", "Уж небо, осень дышало"
  • Э. Успенский «Как растим капусту»
  • Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"
  • Н. А. Некрасов "Несжатая полоса", "Славная осень"
  • С. Есенин "Нивы сжаты. Рощи голы"
  • М. Ю. Лермонтов "На севере диком стоит одиноко"
  • А. Н. Плещеев "Осень наступила, высохли цветы"
  • А. Майков "Кроет уж лист золотой"
  • А. А. Фет "Ласточки пропали"
  • А. К. Толстой "Осень обсыпается весь наш бедный сад", "Осень"
  • И. Бунин "Чаща леса"

Заучивание стихов об осени:

  • В. Берестов «Октябрь»
  • И. Винокуров «Осень»
  • А. Ерикеев «Наступила осень»

Потешки:

  • Листопад, листопад
  • Одеваемся дружок,
  • Осень, осень — листопад
  • Малышке расскажем
  • Летит листочек
  • Осень, осень не спеши
  • Птички полетят на юг

Отгадывание загадок про овощи, фрукты и осенние явления в природе.

3. Рассматривание репродукций картин:

  • Алексей Саврасов. «Живопись. Осень»
  • Виктория Белова. «Осень»
  • И. Бродский. «Поздняя осень»
  • И. Шишкин. «Золотая осень»
  • Исаак Левитан. «Золотая осень»

4. Оздоровительная деятельность:

Подвижные игры на свежем воздухе:

  • «Осенние листочки»
  • «С кочки на кочку»
  • «У медведя во бору»
  • «Собери грибы»
  • «Солнышко и дождик»

Комплексы утренней гимнастики:

  • «Маленькие мышата»

Физкультминутки:

  • «Зайка серенький»
  • «Ветер дует нам в лицо»

Дыхательная гимнастика:

  • «Ветерок»
  • «Пушок»
  • «Листья шелестят»

Пальчиковая гимнастика:

  • «Овощи»
  • «Фрукты»
  • «Мы капусту рубим»
  • «Падают листья»
  • «Это деревья в лесу…»

4. Игровая деятельность:

  • Сюжетная игра «На даче».
  • «Магазин «Овощи – фрукты»
  • Сюжетная игра «Собираем урожай».

Дидактические игры:

  • «Угадай на вкус»
  • «Волшебный мешочек»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей след?»
  • «Что за птица?»
  •  «Назови растение»
  • «Угадай животное» 
  • «Овощи и фрукты»
  • «Назови овощ или фрукт»
  • «Чего не стало»

Речевые игры: 

  • «Разные вопросы» (Что растет на ветке? Что растёт на грядке? Кто живёт на дереве? и др.)
  • «Один и много»

5. Экспериментальная деятельность:

Эксперименты с листьями

  • «Мокрый лист»
  • «Засушим красивые листья»

6. Музыкальная деятельность:

  • Танец «Пляска с листочками»
  • Танец «Мухоморчики-грибы»                                                  
  • Хороводная игра «Осень в гости к нам пришла»        
  • Песня-исценировка «Есть у нас огород»                                                                                        

7. Интегрированные занятия: 

  • «Овощи и фрукты»
  • «Осень в лесу»

8. Художественно - продуктивная деятельность:

  • Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами).
  • Рисование «Тучка-плакучка»
  • Лепка «Краски осени»
  • Лепка «Грибочки»
  • Аппликация «Яблоки на блюде»
  • Коллективная аппликация с использованием природного материала «Осеннее дерево»

10. Наблюдения, экскурсии:

  • Рассматривание листьев клёна, рябины, березы.
  •  Наблюдение за состоянием погоды; за небом, солнцем, облаками.
  • Наблюдение за птицами.
  • Целевая прогулка «Путешествие по экологической тропе осенью»
  • Одежда людей осенью.
  • Экскурсия на кухню детского сада, знакомство с работой повара.

Взаимодействие воспитателя с родителями:

  • Консультация «Как одеть ребёнка осенью».
  • Организация участия родителей в выставке работ на тему «Что нам осень подарила»
  • День добрых дел «Уборка опавших листьев на прогулочном участке»
  • Рекомендовать просмотр дома с детьми мультфильмов: «Муха цокотуха», «Мешок яблок», «Осенние зарисовки».
  • Рекомендовать разучивание с детьми стихотворений об осени.
  • Беседы с родителями о необходимости участия и о серьезном

отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

3 этап- заключительный:

Выставка детских работ.

Оформление фотовыставки.

Организация выставки творческих работ родителей, выполненных совместно с детьми: «Что нам осень подарила».

Развлечение «Подарки осени»

Презентация проекта.

В ходе проведения проекта «Осень, осень, в гости просим!» были получены 

следующие результаты:

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; полюбили слушать стихи и рассказы об осени; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, репродукции картин.

Дети знают и называют большое количество овощей и фруктов, осенние приметы и явления. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

Родители поддержали воспитателя, проявили инициативу и творчество в изготовлении поделок из природного материала совместно с детьми на тему «Что нам осень подарила». Семья Алешина Ярослава стала призёром конкурса «Осенний вернисаж» (3 место, работа «Осенний букет»)

Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в мероприятиях, проводимых в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте; сблизила детей, родителей и воспитателей.