Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит охранять родину»,

М.М. Пришвин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_avtosohranennyy_-_kopiya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по экологическому воспитанию

«Друзья природы».

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит охранять родину»,

М.М. Пришвин.

Высказывания В. А. Сухомлинского мне очень близки, он считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. 

        В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием детей.

         Актуальность этой проблемы растет с каждым годом. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не достаточен запас знаний об окружающей среде. Взаимодействие человека и природы, а также влияние общества на окружающую среду приняли огромные масштабы. Это стало острой проблемой современной жизни. Важнейший аспект в решении этого вопроса - приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Поэтому целью моей работы является формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

Для решения поставленной цели, я использую следующие задачи: 1.Образовательная:

Обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

2.Развивающая:

Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: 

Воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней.

Для достижения поставленных задач по данной проблеме используются различные методы работы с детьми: проблемно-ситуативный, мультимедийный, моделирование, экспериментирование.

В своей работе по воспитанию экологической культуры у дошкольников придерживаюсь следующим принципам:

1. Доступность и Научность.

2. Деятельность.

3. Интеграции.

4.Регионализм.

5.Системность.

Для реализации всех поставленных задач, я использую разнообразное методическое обеспечение:

В рамках реализации экологического воспитания в соответствии ФГОС, разработана система работы «Друзья природы», которая направлена на непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но, если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физической культурой. При организации работы по экологическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент, ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, изучение и рассмотрение с детьми «Красной книги», расширяет представления о  его природе. Многие экологические проблемы такие как: загрязнение реки Миус, гибель Куйбышевского леса, наличие несанкционированных свалок, ведут к гибели природы. Село, в котором мы живем, расположено в зоне холмов и степей. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.

 Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

обогатить знания детей о природе Куйбышевского района

формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях

воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Система работы «Друзья природы» состоит из 4-х блоков.

Первый блок – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

Второй блок- Времена года

Третий блок- Многообразие растений и их связь со средой обитания

Четвёртый блок - Многообразие животных и их связь со средой обитания

Педагогическая модель организации экологического воспитания дошкольников включает в себя:

- создание предметно-развивающей среды;

- педагогическое просвещение родителей;

- целостный образовательный процесс;

- интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности;

- социально-культурную среду социума.

В группе создана предметно-развивающая среда:

Для решения поставленных задач, создаются условия не только в группе, но и во всём детском учреждении. В групповой комнате размещен уголок природы, «огород на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, альбомы «Животные и растения Ростовской области», природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. Мы стараемся придать своему уголку неповторимость и своеобразие. Состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Ко всему этому располагает и экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, которые занесены в «Красную книгу», а также можно познакомиться с правилами поведения в природе.  

Работа с детьми. В своей деятельности использую   наиболее интересные и результативные формы работы с детьми: прогулки, экскурсии, наблюдения, решение проблемных ситуаций.

Большое внимание уделяю экологическим сказкам. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравится показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием.

Важное место отведено опытам, так как опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность и учит детей рассуждать и делать простейшие умозаключения.

Ребятам очень нравятся игры-путешествия с решением экологических проблем: «Очистим реку Миус», «Поможем лягушатам», «Покормим зимой птиц» и др., которые заинтересовывают и увлекают детей в мир природы. При организации образовательной работы с детьми происходит интеграция со всеми образовательными областями, которые заканчиваются продуктивной деятельностью.

Для успешной реализации поставленных задач, использую эвристические методы. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, используем: викторины «Экологическая тропинка», «Земля – наш общий дом», КВН «В союзе с природой», «Что? Где? Когда?» и др.

Воспитанники нашего ДОУ под руководством педагогов участвуют в фотоконкурсах, викторинах, конкурсах рисунка и занимают призовые места, получая дипломы и грамоты. Внутри детского сада ежегодно проводятся выставки рисунков «Мы – друзья природы!», выставки ко Дню «Земля матушка», «Пернатые друзья», «Волшебная вода», а также по тематике проектов.

Работа с родителями. Успех экологического воспитания детей во многом  зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов использования воспитательного потенциала семьи. Сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС.

Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно участвуют в выставках рисунков, поделок, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет «Наши домашние питомцы», «Родной край, любимые места». Присутствуют на совместных мероприятиях таких, как: «Осень, осень в гости просим.», «Ах ты зимушка зима», «Веснянка», «Папа, мама, я - экологическая семья» и др.  

Привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях: «Сохраним живую елочку», «Покормим птиц» «Детский сад – цветущий сад», «Лучший лекбук природы Куйбышевского района» и т.д. Осенью проводится традиционная выставка поделок из овощей и природного материала, а перед Новым годом – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, елочку (из различных материалов).

Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю. Мы заметили, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родной природы, что не мало важно в воспитании детей.          

Работа с социумом: Согласно ФГОС ДО, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с организациями содружества такими как библиотека, школьный музей, ЦДО и др. Поэтому наша работа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал.

 Совместное проведение праздников, развлечений и т.д. помогает еще раз привить любовь к родному краю.

Предполагаемый результат:

В результате проводимой работы по экологическому воспитанию дошкольников и по итогам мониторинга, можно увидеть положительный рост динамики. При сравнении видно, что 2016 год дает более низкие результаты. Для более качественных знаний с учетом изученного. Начала применять на практике разнообразные методы и приемы с детьми, а также был приобретен материал для экспериментирования и опытнической деятельности. В связи с разработанным комплексом мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

– Дети владеют элементарными представлениями о флоре и фауне Куйбышевского района, знают и называют животных и растения, занесенные в «Красную книгу».      

-Дети используют практические знания по охране природы, научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе  группы...

«Мастер-класс» и методика его подготовки и проведения в рамках Конкурса "Учитель года Дона"

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это форма для обобщения и распространения инновационно...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы.Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение накопл...