«Мастер-класс» и методика его подготовки и проведения в рамках Конкурса "Учитель года Дона"
презентация

Резник Анна Сергеевна

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx69.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер-класс» и методика его подготовки и проведения в рамках Конкурса

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.

В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.

Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог- мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

Смысл мастер-класса.

Педагог- мастер своего дела, делится со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично им.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс имеет определенную структуру:

• теоретическую часть;

• показ или демонстрацию технологии процесса;

• практическую часть – создание продукта;

• презентацию продукта (афиширование);

• выводы (рефлексию).

На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему, педагог- мастер:

• определяет цель, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.

Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.

Это будет мастер-класс по ознакомлению педагогов с технологией изготовления развивающих игр своими руками.

Структура мероприятия включает три части: общую организационную (теоретические аспекты, основную практическую (работу участников) и заключительную (презентацию полученных продуктов).

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д.

2. Соберите информацию по теме.

3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.

5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

Настольные игры для детей являются отличным поводом для совместной игры. При этом, кроме веселого времяпрепровождения, они способствуют развитию ребенка. В зависимости от игры, развиваться могут интеллектуальные, речевые, творческие способности.

На современном рынке множество развивающих игр. Но цены на них оставляют желать лучшего. Поэтому проще сделать  игру самостоятельно, при этом можно учесть особенности развития детей, их уровень знаний, умений и навыков, их интересы, а также зону ближайшего развития.

Побродив по просторам интернета, и увидев много интересных идей, решила сделать несколько настольных игр для своих дошкольников.

(3-12 показ слайдов)

6. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.

(14-16 показ слайдов)

7. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

8. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе.

Особо следует обратить внимание на:

— речь и голос (тон, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

— мимику, жест, управление эмоциями;

— пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

— умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности;

— педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

— коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

— чувство времени.

9. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.

(17-22 показ слайдов)

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета.