"Солнце - большая звезда" - конспект НОД с элементами экспериментирования.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Беркалова Ирина Геннадьевна

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе «Лучики»

на тему: «Солнце – большая звезда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад «Березка» р.п. Лысые Горы Саратовской области

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе «Лучики»

на тему: «Солнце – большая звезда».

                       

 Воспитатель: Беркалова Ирина Геннадьевна.

2017 год

Познавательное развитие: ФЦКМ.

ООП МБДОУ – д/с «Берёзка» (с учётом «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.)                                                                                                                                             Тема недели: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!».                                                                                                                              Тема НОД:  «Солнце – большая звезда».                                                                                                   Цель: создать  условия для уточнения и расширения представлений детей о Солнце, как звезде и планетах Солнечной системы.                                                                                                                                                    Задачи: Познакомить детей с понятиями – орбита, Солнечная система.

Развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность передать свое представление об объектах природы.                                                                                                            В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе.

Воспитывать гордость за планету, на которой живём.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.                                                                                                                                                                               Формы  организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.                                                                           Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, прослушание музыки, беседа, заучивание стихотворений,  подвижная игра, эксперимент с солнечными часами.                                                                                                                                                                                                                                                        Материалы и оборудование: телевизор, картинки с изображением звёздного неба, Солнечной системы, аудиозапись «Звездное небо», Шапочки с изображением Солнца и планет, макет солнечных часов, фонарь.

Предварительная работа:  заучивание стихотворений о планетах, беседы о космосе, рассматривание иллюстраций по теме. 

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I.Вводная часть

Звучит музыка «Звёздное небо».

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчиках перед телевизором.

- Ребята, какую картину вы себе представляете, прослушивая эту мелодию.

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Загадка:

По темному небу

Рассыпан горошек,

Цветной карамели

Из сахарной крошки.

И только тогда,

Когда утро настанет

Вся карамель

Пропадет и растает. (Звезды).

Ответы детей.

Отгадывают загадку.

На экране телевизора картинка звёздного неба.

- Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)                                                                                            - Карта ночного звездного неба.

- Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь.

- А где находятся звезды?

-  Кто может сказать, что такое звезды?

- Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.

-  Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.

На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо.

- Названия, каких звезд и созвездий вы

знаете?

 - Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь….. Поговорим о ещё одном небесном теле.

Ответы детей.

(Во Вселенной, в космосе, в Галактике, в космическом пространстве).

Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.

II. Основная часть.

- А о каком теле, вы узнаете, отгадав загадку!

Загадка:

Круглое и яркое,
Дарит всем тепло,
Встало утром рано,
По небу пошло.

Закатилось вечером,
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о чём?

1.Беседа по теме:                                                                                                                                                     - Как вы думаете, что такое Солнце?

 - Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает. Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно   выглядит большим. На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.

- Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту.

Отгадывают: Солнце.

Солнце – это большая звезда.

Показывает карту Солнечной системы

- Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца.

- Скажите мне, сколько всего планет?

- Ребята, все девять планет постоянно вращаются вокруг солнца. И вместе они образуют  Солнечную систему.

- Итак, что же такое Солнечная система?

Обобщает:

- Солнечная система – это звезда Солнце в центре и все планеты, которые вращаются вокруг него.

- Планеты движутся, а что если они столкнутся?         ( Проблемная ситуация).

- Ребята, а давайте покажем, как движутся планеты Солнечной системы и докажем, почему они не сталкиваются между собой.

Девять.

Высказывают гипотезы

Ответы детей.

2.Игра – моделирование  “Движение планет Солнечной системы”.

- Мы попробуем создать свою Солнечную Систему.

Надевает детям шапочки с изображением планет.

- Есть ли жизнь на меркурии?  Почему?

- На Венере нет ни воздуха, ни воды. А на этой планете есть жизнь? 

-  Вы догадались, что это за планета?  

-  На Марсе нет жизни.

-  Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? Почему?

 

- Дети, на этих планетах есть жизнь? 

- А как вы думаете, почему?  

- Ребята, почему же во время движения вокруг Солнца вы не столкнулись друг с другом?

- Да, действительно – у каждой планеты свой путь, по которому она движется вокруг солнца. Путь этот называется орбитой.

Словарная работа: Орбита – это путь движения планеты вокруг Солнца.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Вывод: Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите и поэтому они не сталкиваются между собой.

Дети читают стихи и выстраиваются по порядку, образуя макет Солнечной системы.

1 ребёнок:

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

(Встаёт в середину комнаты).

2 ребёнок:

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Ответы детей.

3 ребёнок:

В честь богини красоты

Названа, Венера,  ты.

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

(Нет, на ней тоже нет воздуха, а значит и не может быть жизни)

4 ребёнок:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

(Это наша планета Земля)

5 ребёнок:

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

6 ребёнок:

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

7 ребёнок:

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

(Нет, на этих планетах тоже нет жизни, потому что здесь очень-очень холодно)

8 ребёнок:

Я Уран.

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

9 ребёнок:

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

10 ребёнок:

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

(Нет жизни. На них очень холодно).

Под музыку начинают движение вокруг «Солнца», стараясь не сталкиваться друг с другом.

Ответы детей.

Высказывают гипотезы.

3.Эксперимент «Солнечные часы».

- Сегодня мы много говорили о Солнце, а давайте попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца.

- Подойдите к столам.

На столе макет солнечных часов и простые карандаши на каждого ребёнка.

- С помощью этих часов мы будем наблюдать за изменением положения   солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.

Воспитатель обходит вокруг стола и детей, фонарём (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень.

- Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.

Подходят к столам.

Дети карандашом отмечают на круге место, где останавливается тень.

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Что же такое Солнце?

 - Что такое Солнечная система?

- Что такое орбита?

- Молодцы!  Как много вы уже знаете о космосе, о Солнечной системе и, что без Солнца не было бы жизни на Земле!

- Чем отличается планета Земля от других планет?

Читает стихотворение:

Давайте будем любить планету,

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Солнце – это большая звезда.

Солнце и планеты образуют Солнечную систему.

Путь, который проходит планета, вращаясь вокруг Солнца.

Только на этой планете есть жизнь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Солнце – большая звезда»

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Солнце – большая звезда».

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, дать представление о Солнце как о звезде и планете;Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в ж...

Конспект ООД в средней группе "Солнце - большая звезда"

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Солнце – большая звезда"

Конспект занятия  ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему “Солнце – большая звезда&rdquo...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Солнце-большая звезда".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....