Экологическая игра на тему «Растительный мир» для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Нищёнкина Алевтина Алексеевна

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_na_temu.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с 10 «Белочка»

Экологическая игра на тему «Растительный мир»

для детей старшей группы.

Составила:

Воспитатель Нищёнкина А.А.

Экологическая игра на тему: «Растительный мир»
Цель: выявить уровень эрудиции воспитателей в области эколого-биологических наук и знании природы родного края. 

Задачи: 
развитие экологического и эстетического воспитания; 
формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
знакомство с лечебными свойствами растений; 
формирование целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде. 

Предварительная работа: 
- подготовить вопросы для викторины; 
- подготовить кроссворд; 
 -приготовить эмблемы для каждой команды; 
- благодарности для награждения; 
-подготовить подходящую музыку. 

Оборудование: 
-музыкальный центр; 
-лототрон; 
- 2 колокольчика; 
-листочки с кроссвордом. 

Место проведения: музыкальный зал. 

Для проведения игры-викторины формируются 2 команды из 6 человек. Воспитатели выбирают название своей команды. Командам выдаются эмблемы с названием команды. 

Ведущий: Всем! Всем! Всем! 
Начинаем нашу викторину! 
Добрый день, уважаемые гости и коллеги! 
Сегодня состоится экологический брифинг. Мы с вами присутствуем на викторине «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру. 

Главными действующими лицами будут 2 команды. Сейчас каждый из вас будет выходить и крутить лототрон, в котором помещены фишки с цифрами «1» и «2». У кого, например, вышла цифра «1», значит это команда №1, а если цифра «2», значит это 2 команда. 

Каждый выходит, крутит лототрон, делятся на 2 команды. 

Ведущий: Перед вами лежат эмблемы вашей команды, прошу вас с помощью булавок нацепить их на грудь. 

А чтобы конкурсы начать, 
Надо нам жюри созвать. 
Клятву с них мы не берем, 
Справедливости лишь ждем! 

Судить наше соревнование будет представительное жюри в составе заведующей…, старшего воспитателя….. 

Итак, у нас образовались 2 команды. 1 команда – это команда «Ромашки», и 2 команда – команда «Фиалки». 

А сейчас пришло время приветствия. 
Слово предоставляется команде «Ромашки». 

Наш девиз: 
С вами мы сразимся и так просто не сдадимся! 

Слово предоставляется команде «Фиалки». 

А мы команде «Ромашки» шлем пламенный привет 
И от души желаем знать правильный ответ! 

Мы соревнование начинаем, состязанье открываем. 

1 тур – Блиц-опрос. 
Я задам сейчас вопросы… 
Отвечать на них не просто. 
Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик. 

Итак, начинаем. 
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей) 
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик) 
3. Самая красивая птица в мире? ( павлин) 
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой) 
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна) 
6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок) 
7. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли) 
8. Это и красота, и здоровье, и защитник полей, 
9. Подземная часть растения? (корень) 
10. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга) 
11. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба) 
12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка) 
13. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
14. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья) 
15. Кто на себе лес носит?(олень) 
16. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а) 

2 тур – «Поле чудес» 

Вед: А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю вас на поле чудес. Я вам раздам листочки с кроссвордами, а вы должны будете их решить. Побеждает та команда, которая первая разгадает кроссворд и назовет ключевое слово. Итак, начинаем. 

Команды разгадывают кроссворд, ключевое слово получается - БЕРЕГИ ПРИРОДУ. 

1.О верности этих птиц слагаются песни? (Лебеди) 
2. У какого растения самые большие цветы? (Раффлезия). 
3. Какое растение лечит' ссадины и раны? (Подорожник) 
4. Назовите комнатное растение, стебли которого, свисая вниз, сильно переплетаются. (Традесканция). 
5. Птица, у которой название указывает на рогатого родича? (Носорог) 
6. Какие цветы пахнут медом? (Алиссум). 
7. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (Крапива
8. Главная птица Австралии? (Страус) 
9. Какое растение богато витамином С? (Шиповник) 
10. Город в России, носящий имя птицы? (Орел) 
11. Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик). 
12. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш) 
13. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик). 

3 тур – отгадывание загадок. 

Вед: 
А сейчас я вам, друзья, 
Загадать хочу загадки. 
Вы смотрите, не зевайте, 
Хором, дружно отвечайте! 

Так же, как и в 1 туре, кто знает отгадку, звенит в колокольчик. 
1.В поле дружно колосится 
Золотистая ...(пшеница) 
2. Встал стеною до небес 
Перед нами чудо... (лес) 
3.Дом прозрачен, как окошко, 
В доме том живут рыбешки. (Аквариум) 
4.Снится ночью червяку 
Чудо-юдо на суку: 
Длинный клюв и два крыла... 
Прилетит – плохи дела! 
А кого червяк боится? 
Угадали? Это... (птица) 
5. Большой подсолнух в небе, 
цветет он много лет, 
Цветет зимой и летом, 
А семечек все нет. (солнце) 
6.Кто так громко все стрекочет, 
Рассказать нам что-то хочет?...(стрекоза) 
7. Вот за пнем стоит бугорок, 
А в нем – большой городок. 
Что же это за городок? (муравейник) 
8. Маленький-удаленький, 
Сквозь землю прошел, 
Красную шапочку нашел. (гриб) 
9. Возле леса на опушке, 
Украшая тёмный бор, 
Вырос пёстрый, как Петрушка, 
Ядовитый .... (мухомор) 
11. Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... 
(листопад) 
12. Тук-тук-тук с утра весь день. 
Как стучать ему не лень? 
Может, он немного спятил? 
- Тук-тук-тук, - в ответ нам ... 
(дятел) 
13. Длинные ушки, быстрые лапки, 
Серый, но не мышка. 
Кто это?.. 
(зайчишка) 
12.А как сумерки настали, 
Нам по радио сказали, 
Что и завтра он придет, 
И польет нам огород.(дождь) 

4 тур – экологические задачи. 

1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь? 
2. При составлении букетов из разных цветов можно наблюдать следующее: розы и гвоздики, помещенные вместе, теряют аромат; розы, и резеда тоже отрицательно влияют друг на друга и быстро вянут. Чем объяснить это явление? Какое значение имеют данные особенности в жизни семейства розоцветных и других растений? 
На злаковых лугах обычно встречаются мотыльковые (бобовые) растения: клевер, люцерна и др. Чем объясняется это сочетание растений в таком луговом сообществе? 
3. В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а в другом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ для вскармливания животных и почему? 
4. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать. 
5. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: "Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха. 
На сфагновых болотах часто растут сосенки. Но какой у них чахлый вид! Если спилить сосенку, то при диаметре ствола 7- 8 сантиметров, она имеет возраст более 100 лет. Чем объяснить такой медленный рост, ведь света, воды и минеральных веществ здесь достаточно? 
6. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните. 
7. Когда созревают семена в шишках кедра (сосны кедровой), птица кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть съедает, а остальные зарывает про запас. Какое значение для жизни леса имеет такое поведение кедровки? 
8. Кедровый стланик как бы обрамляет леса в наших горах, очерчивает их границу. Какие особенности этого растения позволяют ему переносить суровые климатические условия, зимние морозы? 
Вед: 
Мы и думали и веселились 
И даже спорили порой, 
Но очень подружились 
За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Но дружба не кончается. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА "КАК ПОБЕДИТЬ ГРИПП?"

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить детей с вирусными заболеваниями. 2. Дать знания о лечении и профилактике гриппа. 3. Закрепить у детей умение выполнять основные виды движений (равновесие, ползание, прыжки)....

Экологический проект на тему «Лук - здоровью друг» в старшей группе

Данный проект предназначен для детей старшей группы ДОУ. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в о...

Открытое НОД по экологической деятельности на тему "Волшебница вода" для детей старшей группы

Открытое НОД по экологической деятельности на тему "Волшебница вода" для детей старшей группы...

Картотека опытов по теме «Растительный мир» для детей старшего дошкольного возраста

из этой картотеки вы узнаете об опытах по теме "Растительный мир", которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: «Обитатели водоемов» для детей старшей группы

Конспект по  экологическому воспитанию на тему: «Обитатели водоемов»  для детей старшей группы.Цель: Уточнить и расширить знания и представления детей о животных и растениях водо...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему «Растения луга» для детей старшей группы

Закрепить знания о луге: название, кто там живет, о питании растений: василек, клевер, ромашка, колокольчик луговой; Познакомить детей с понятием «зеленая аптека», с пользой лекарственных ...