Прогулка в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Баздрева Римма Валентиновна

                                План - конспект

открытой непосредственно – образовательной деятельности

            по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_rmo.docx29.8 КБ
Файл samoanaliz.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок»

                                План - конспект

открытой непосредственно – образовательной деятельности

            по экологическому воспитанию

                на тему: «Прогулка в осенний лес»

               во второй младшей группе «Солнышко»

           

                                                               

                                                                 воспитатель: Баздрева Р.В.

               

                                     2017 год

                Тема «Прогулка в осенний лес»  

Цель. Расширять знания детей об окружающем мире посредством обогащения яркими, разносторонними представлениями о жизни природы осенью.


Задачи:

     образовательные: закреплять в памяти детей названия цветов: зелёный, жёлтый,  черный, белый;

закреплять с детьми осенние приметы и знания об овощах и фруктах, формировать представление об осеннем явлении – листопаде; вспомнить названия деревьев (береза, ель); уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме;

       развивающие: развивать активный словарь (листопад, хвоя, душистая), развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма, развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь;

       воспитательные: воспитывать способность любоваться красотой родной природы и формировать бережное отношение к ней.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Дикие животные», д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, животных.

Материал. Игрушки: ёжик, белочка, корзины: 1 большая и 1 маленькая, орехи грецкие и фундук, осенние листья жёлтые и зелёные, картинка с изображением грача, искусственные деревья ёлка и берёза, макет солнца, КТ, веточка еловая.

                                             

                                                      Ход занятия:

Дети сегодня у нас гости. Поприветствуем их.

   Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,

    Все, кто пришел к нам сюда!

    Пусть солнышко доброе, ясное

   Улыбки Вам дарит всегда!

-  Мои хорошие, послушайте загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?

          Оно весь мир обогревает

           И усталости не знает,

           Улыбается в оконце,

           А, зовут его все …(солнце)

(Показываю изображение солнца.)

- Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)

- Светит всем, от него тепло идет…

- Верно. У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?

- Осень!

- Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень.


                           Д/и «Какая погода?»

 -Дети, давайте вспомним какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?

- Дождливая.

-  На улице пасмурно? Значит погода какая?

-  Погода пасмурная.

- На улице солнечно и ясно.

-  То погода ясная и солнечная.

- Сегодня ясно, светит солнышко, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.
Игра «Шагают наши ножки»

По тропинке лес пойдём,

Друг за дружкою гуськом.          (идут змейкой)

На носочки встали,

К лесу побежали.                             (бег)

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке                       (шагают)

Шагают наши ножки.

                                 Дети, мы уже не в зале –

                                Мы с вами в осенний лес попали.

                                 Здесь красиво и свежо,

                                 Воздух чистый, дышится легко.

                   Дыхательная гимнастика «К солнышку» (движения по тексту)

                     Руки к солнцу поднимаем,

                     И вдыхаем, и вдыхаем.

                    Ну, а руки опускаем,

                    Воздух тихо выдыхаем.

-   Но прежде, чем мы пойдем дальше, давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу?

- В лесу нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники, кричать.

   - Верно. А почему?    

- Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

 - Да, все так. Посмотрите, как красиво в лесу. Это осень разукрасила всё вокруг! Вам нравится? (Да).

- Мои хорошие, обратите внимание на это дерево, какое оно красивое, кудрявое.

- Как зовут это дерево? (Береза).

- Правильно. И сейчас девочки прочитают стихи о ней.

                                                      Рита Бельчикова.  К нам березка ветви опустила

                                                         И слетают листики гурьбой.

                                                         В нашем лесу осень наступила,

                                                        Зашумела золотой листвой.

 Рита Буданова.

 «Белая берёза косы распустила

    Белая берёза ветки опустила.

   Желтые листочки косы украшают,

    И на землю тихо, тихо опадают.»

- Девочки хорошо рассказали об этом дереве. А сейчас, скажите какого цвета ствол у берёзы?

- Белый.

- Верно. Посмотрите, как много у берёзы красивых развесистых веток. Какого цвета листья на берёзе? (Зеленые).

- Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые).

- Дети, а листочки у березы маленькие или большие? (Маленькие).

- Правильно, листочки у березы маленькие.

-  Найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. (Дети находят березовые листочки и показывают)

- А. сейчас посмотрите, кроме березовых листочков есть и другие. Как они называются? С какого дерева они упали? (Кленовые).

- Верно. Какого цвета листочки? (Желтые). Возьмите один в левую руку и один в правую. Молодцы! А теперь поиграем. в игру,

                             Танец – игра «Ветер и листочки».

Покачайся надо мной, мой листочек золотой.    

Листики дубовые, листики кленовые.

 Мы за листиком сидим, из – за листика глядим.

Листики дубовые, листики кленовые.

Вдруг поднялся ветерок, закружился мой листок.

Листики дубовые, листики кленовые.

А мы листочки не дадим, пригодятся нам самим.

Листики дубовые, листики кленовые.

- А, сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад – одно из самых красивых явлений природы. Давайте все вместе подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю!

-  Ой, а кто это к нам залетел попрощаться? (Грач).

- Какого цвета перышки у грача? (Черного). Почему он хочет с нами попрощаться?

- Потому что он улетает на зиму в тёплые края.

-  Правильно.  Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной.

- Дети, посмотрите, какое чудесное дерево!  Как называется это дерево?

- Это ёлка.

- Подумайте, чем она отличается от других деревьев?

- У нее нет листьев, а вместо листьев –иголки.

- Да, у ёлки нет листьев. Потрогайте её, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?

- Колючие, острые, прямые, зеленые.

- У еловых иголок есть другое название - хвоя. Давайте вместе повторим это слово. (Хвоя). Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете? (Запах).

- Какой запах? (Ароматный, душистый, приятный).

- Дети, а елка осенью сбрасывает свои иголочки? (Нет).

- Верно! Осенью все деревья сбрасывают свои листья, но только ели и сосны стоят зеленые.

- Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Глазки угольки, ножки коротки, гладить он себя не просит, потому что иглы носит. Кто же это? (Ёжик).

- Правильно, это ёжик. А, что есть у ёжика? (Иголки, глазки, носик, лапки). 

- Скажите, у ежика есть домик? (Да). 

- Где живет ежик?   (В норке).

- Что будет делать зимой еж? (Спать)

- А, что таскает в норку еж? (Листики).

- Верно. Но почему он такой печальный? Сейчас его спрошу, он говорит, что его ежата потеряли свои иголки и никак не найдут.

 -  Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы. Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев, но сейчас волнуется за своих ежат.   Давайте ему поможем. Соберём для него листья в кучу и сделаем иголки ежатам.

        Творческая деятельность детей. Конструирование на тему: «Прицепи колючки ежатам».        

(Дети на силуэты ежей цепляют прищепки и приделывают им ножки, расставляют ежат на полянке около большого ежа).

                            Игра «Соберем листья для ежика»

(Дети собирают листья и складывают под елкой в кучу. Ёжик благодарит детей за помощь: «Спасибо, дети, нам зимой будет тепло в норке).

- Мои хорошие, давайте помашем рукой ежикам и пойдем дальше.

 - Ой, а кто это? Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка).

- Где живет белка? (В дупле, на дереве).

- Что на голове у белочки? (Ушки, глазки, нос).

- Какие ушки у белочки? (Маленькие с кисточками).

- А. что есть у белочки? (Лапки с коготками, пушистый длинный хвост).             

- Белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму? (Орешки, грибы).

- Смотрите сколько орехов больших и маленьких лежит под деревом. Видно белочка только приготовилась их собирать. Давайте ей поможем. Большие орехи собираем в большую корзину, а маленькие – в маленькую.

              Д/и «Разложи орешки по корзинам»

(Белочка благодарит детей: «Спасибо, дети, теперь у меня будет еда на зиму. Ведь зимой орешков не найдешь, все будет покрыто снегом).

- Попрощаемся с белочкой и идем дальше. А это что за чудо – дерево? (Стоит дерево, украшенное фруктами и овощами). Посмотрите, что на нем растет. Кто над ним так пошутил? (Осень).

           (Выходит Осень)

Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла,   (дети шагают)

Деток радует она.            (хлопают в ладоши)

Разукрасила наш сад,      (выполняют движения руками «волна»)

Подарила листопад! (приседают, касаются руками по

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Осень!

-  Я слышала, как вы говорили обо мне. Вам понравилось мое чудо – дерево? (Да). Хочу видеть, знаете ли вы где растут овощи и фрукты? Для этого приготовила эту игру.

- Мои хорошие, вы должны оставить фрукты на дереве, а овощи снять на грядку.

           Д/и «Фрукты и овощи»

(Дети снимают овощи с дерева и кладут рядом на «землю»)

-  Молодцы, справились с заданием.  Дети, вы так много знаете обо мне, спасибо, вам за это.  Спасибо, вам за вашу доброту, за то, что помогли ежику и белочке. Такими оставайтесь и дальше, ведь

Кто умеет добрым быть,

Тот сможет природу беречь и любить!

 Птиц, зверей оберегайте

 И всегда им помогайте!

 Для вас я приготовила угощение. (Подает детям корзину с яблоками).

- Спасибо, Осень.

- Пожалуйста. До новых встреч! До свидания!

- Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Нам пора возвращаться в группу.

                     По дорожке мы идем

                    Друг за дружкою гуськом.

                     Ноги выше поднимаем

                    И шагаем, и шагаем.

- Ну вот мы в детсад пришли. Вам понравилось в осеннем лесу?  (Да). Кому вы помогли в лесу? (Белочке и ёжику). Мусор после себя не оставили? (Нет). Настроение каково? (Во!) (Дети показывают большой палец, поднятый вверх). Давайте подарим хорошее настроение гостям! (Дети раскрывают ладошки и сдувают «хорошее настроение» в сторону гостей). Прощаются.

  - Попрощаемся с белочкой и идем дальше. А это что за чудо – дерево? (Стоит дерево, украшенное фруктами и овощами). Посмотрите, что на нем растет. Кто над ним так пошутил? (Осень).

    (Выходит Осень)

Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла,   (дети шагают)

Деток радует она.            (хлопают в ладоши)

Разукрасила наш сад,      (выполняют движения руками «волна»)

Подарила листопад! (приседают, касаются руками по

Осень. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, Осень!

Осень.  Я слышала, как вы говорили обо мне. Вам понравилось мое чудо – дерево? (Да). Хочу видеть, знаете ли вы где растут овощи и фрукты? Поэтому я приготовила эту игру.

Воспитатель. Мои хорошие, вы должны оставить фрукты на дереве, а овощи снять на грядку.

           Д/и «Фрукты и овощи» (Дети снимают овощи с дерева и кладут рядом на «землю»)

Осень.  Молодцы, справились с заданием.  Дети, вы так много знаете обо мне, спасибо, вам за это.  Спасибо, вам за вашу доброту, за то, что помогли ежику и белочке. Такими оставайтесь и дальше, ведь

Кто умеет добрым быть,

Тот сможет природу беречь и любить!

 Птиц, зверей оберегайте

 И всегда им помогайте!

 Для вас я приготовила угощение – корзину яблок.

Дети. Спасибо, Осень.

Осень. Пожалуйста. До новых встреч! До свидания!



Предварительный просмотр:

                                             Самоанализ   НОД  

При планировании непосредственно - образовательной деятельности были учтены особенности и возможности детей младшей группы. Образовательная деятельность была выбрана соответственно теме районного семинара - практикума «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС ДО»

Тема: «Прогулка в осенний лес»

Цель. Расширять знания детей об окружающем мире посредством обогащения яркими разносторонними представлениями о жизни природы осенью.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

образовательные: закреплять представления детей об осени как о времени года и ее признаках, закреплять знания об овощах и фруктах, и деревьях (береза, ель); упражнять в назывании цветов: зеленый, желтый, белый, черный;

развивающие: развивать мелкую и общую моторику, расширять активный словарь детей (хвоя, листопад), развивать умение координировать речь с движениями, чувство ритма; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь,

воспитательные: воспитывать способность любоваться красотой родной природы и формировать бережное отношение к ней.

  Была проведена предварительная работа: дети рассматривали наборы предметных и сюжетных картинок  – «Дикие животные», «Птицы», «Осень», деревья на участке, осенние листья, читали и заучивали стихи об осени. Им рассказывали и загадывались загадки о животных. Проводились д/и «Узнай на вкус», «Сварим борщ», «Наберем фруктов для компота», «С какого дерева листок?».                                                                                      

Все эти задачи взаимосвязаны и решались в комплексе. Непосредственно – образовательная деятельность выбрана в форме «прогулки». Это итоговая образовательная деятельность по общей теме «Осень». Она вобрала в себя все то, чем мы занималась с детьми на протяжении осенних месяцев. За окном конец осени, дети подвели итог: какая погода бывает осенью, мало светит солнце, идут дожди, люди одеваются тепло, с деревьев падают листья, птицы улетают на юг, дикие животные готовятся к зиме, люди собирают урожай. Дети знают некоторые фрукты и овощи и где они растут.

Какие я использовала методы и приемы?

Наглядные: была оформлена лесная осенняя полянка, использовались макеты деревьев, муляжи фруктов и овощей, игрушки – ежик. белочка и силуэты ежат, осенние листья, орехи, картинки с изображением осеннего пейзажа и грача. Использовался сюрпризный момент -появление Осени и ее даров.

 Словесные: проводились беседы с элементами диалога на темы: «Назови животное и расскажи о нем», «Где живут дикие животные?», «Куда улетает грач?» обобщающие рассказы воспитателя; загадывались загадки о животных, о солнце; дети читали стихотворения о березе, пели песенку «Ветер и листочки», рассказывали об овощах и фруктах, озвучивали двигательную разминку «По дорожке мы пойдем» и приветствие «Осень в гости к нам пришла».

Игровые: проводились разнообразные игры:

подвижные: «Ветер и листочки», двигательные разминки «По дорожке мы пойдем», «Осень в гости к нам пришла», дыхательная гимнастика «К солнышку»;

пальчиковая: «Прицепи иголки».

дидактические: «Что растет на грядке?», «Что растет в саду?», «С какого дерева упал листок?», «Какая погода?», «Разложи орехи по корзинкам», «Где живут белка и еж?»;

Практические: организация продуктивной деятельности детей. Дети работали с бельевыми прищепками, цепляли иголки ежатам.  Сортировали орехи по корзинкам: большие орехи в большую корзинку, а маленькие в маленькую. Разделили фрукты и овощи.

НОД проходила с преобладанием статических поз. Во время ее проведения дети все время были в движении: шагали, шли на носочках, приседали, переходили от одного предмета к другому, танцевали. Проведена дыхательная гимнастика и пальчиковые упражнения.

В этом занятии задействованы несколько видов деятельности детей. Это игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – творческая, музыкальная, трудовая, что позволило закрепить полученные знания у детей. Я считаю, что дети с поставленными задачами справились. А логичность построения различных видов деятельности помогла провести ее не выходя за рамки времени -15 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»

Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....

Прогулка в рамках экологического проекта в младшей группе «Прогулка в осенний лес»

Познакомить детей с территорией детского сада и её озеленением...

Оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» (младшая группа)

Конспект прогулки в природе для младшей группы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий "Прогулка в осенний лес"...

Физкультурная прогулка "Прогулка в осенний парк"

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПРОГУЛКА в старшей группе...

Конспект прогулки средней группы Тема:"Прогулка в осенний лес"

Конспект прогулки для детей средней группыТема: " Прогулка в осенний лес"Программное содержание: формировать умение детей замечать и называть изменения, происходящие в природе осенью; расшир...

Развлечение на прогулке "Прогулка в осенний лес"

Как научить детей старшего дошкольного возраста раздельно выбрасывать мусор? Во время развлечения, создав контраст между прекрасным и безобразным.На  прогулке к двум старшим группам подошла Осень...