Прогулка в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
План - конспект
открытой непосредственно – образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_rmo.docx | 29.8 КБ |
samoanaliz.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок»
План - конспект
открытой непосредственно – образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
на тему: «Прогулка в осенний лес»
во второй младшей группе «Солнышко»
воспитатель: Баздрева Р.В.
2017 год
Тема «Прогулка в осенний лес»
Цель. Расширять знания детей об окружающем мире посредством обогащения яркими, разносторонними представлениями о жизни природы осенью.
Задачи:
образовательные: закреплять в памяти детей названия цветов: зелёный, жёлтый, черный, белый;
закреплять с детьми осенние приметы и знания об овощах и фруктах, формировать представление об осеннем явлении – листопаде; вспомнить названия деревьев (береза, ель); уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме;
развивающие: развивать активный словарь (листопад, хвоя, душистая), развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма, развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь;
воспитательные: воспитывать способность любоваться красотой родной природы и формировать бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Дикие животные», д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, животных.
Материал. Игрушки: ёжик, белочка, корзины: 1 большая и 1 маленькая, орехи грецкие и фундук, осенние листья жёлтые и зелёные, картинка с изображением грача, искусственные деревья ёлка и берёза, макет солнца, КТ, веточка еловая.
Ход занятия:
Дети сегодня у нас гости. Поприветствуем их.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
Все, кто пришел к нам сюда!
Пусть солнышко доброе, ясное
Улыбки Вам дарит всегда!
- Мои хорошие, послушайте загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?
Оно весь мир обогревает
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А, зовут его все …(солнце)
(Показываю изображение солнца.)
- Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
- Светит всем, от него тепло идет…
- Верно. У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?
- Осень!
- Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень.
Д/и «Какая погода?»
-Дети, давайте вспомним какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?
- Дождливая.
- На улице пасмурно? Значит погода какая?
- Погода пасмурная.
- На улице солнечно и ясно.
- То погода ясная и солнечная.
- Сегодня ясно, светит солнышко, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.
Игра «Шагают наши ножки»
По тропинке лес пойдём,
Друг за дружкою гуськом. (идут змейкой)
На носочки встали,
К лесу побежали. (бег)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке (шагают)
Шагают наши ножки.
Дети, мы уже не в зале –
Мы с вами в осенний лес попали.
Здесь красиво и свежо,
Воздух чистый, дышится легко.
Дыхательная гимнастика «К солнышку» (движения по тексту)
Руки к солнцу поднимаем,
И вдыхаем, и вдыхаем.
Ну, а руки опускаем,
Воздух тихо выдыхаем.
- Но прежде, чем мы пойдем дальше, давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу?
- В лесу нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники, кричать.
- Верно. А почему?
- Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
- Да, все так. Посмотрите, как красиво в лесу. Это осень разукрасила всё вокруг! Вам нравится? (Да).
- Мои хорошие, обратите внимание на это дерево, какое оно красивое, кудрявое.
- Как зовут это дерево? (Береза).
- Правильно. И сейчас девочки прочитают стихи о ней.
Рита Бельчикова. К нам березка ветви опустила
И слетают листики гурьбой.
В нашем лесу осень наступила,
Зашумела золотой листвой.
Рита Буданова.
«Белая берёза косы распустила
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.»
- Девочки хорошо рассказали об этом дереве. А сейчас, скажите какого цвета ствол у берёзы?
- Белый.
- Верно. Посмотрите, как много у берёзы красивых развесистых веток. Какого цвета листья на берёзе? (Зеленые).
- Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые).
- Дети, а листочки у березы маленькие или большие? (Маленькие).
- Правильно, листочки у березы маленькие.
- Найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. (Дети находят березовые листочки и показывают)
- А. сейчас посмотрите, кроме березовых листочков есть и другие. Как они называются? С какого дерева они упали? (Кленовые).
- Верно. Какого цвета листочки? (Желтые). Возьмите один в левую руку и один в правую. Молодцы! А теперь поиграем. в игру,
Танец – игра «Ветер и листочки».
Покачайся надо мной, мой листочек золотой.
Листики дубовые, листики кленовые.
Мы за листиком сидим, из – за листика глядим.
Листики дубовые, листики кленовые.
Вдруг поднялся ветерок, закружился мой листок.
Листики дубовые, листики кленовые.
А мы листочки не дадим, пригодятся нам самим.
Листики дубовые, листики кленовые.
- А, сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад – одно из самых красивых явлений природы. Давайте все вместе подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю!
- Ой, а кто это к нам залетел попрощаться? (Грач).
- Какого цвета перышки у грача? (Черного). Почему он хочет с нами попрощаться?
- Потому что он улетает на зиму в тёплые края.
- Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной.
- Дети, посмотрите, какое чудесное дерево! Как называется это дерево?
- Это ёлка.
- Подумайте, чем она отличается от других деревьев?
- У нее нет листьев, а вместо листьев –иголки.
- Да, у ёлки нет листьев. Потрогайте её, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?
- Колючие, острые, прямые, зеленые.
- У еловых иголок есть другое название - хвоя. Давайте вместе повторим это слово. (Хвоя). Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете? (Запах).
- Какой запах? (Ароматный, душистый, приятный).
- Дети, а елка осенью сбрасывает свои иголочки? (Нет).
- Верно! Осенью все деревья сбрасывают свои листья, но только ели и сосны стоят зеленые.
- Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Глазки угольки, ножки коротки, гладить он себя не просит, потому что иглы носит. Кто же это? (Ёжик).
- Правильно, это ёжик. А, что есть у ёжика? (Иголки, глазки, носик, лапки).
- Скажите, у ежика есть домик? (Да).
- Где живет ежик? (В норке).
- Что будет делать зимой еж? (Спать)
- А, что таскает в норку еж? (Листики).
- Верно. Но почему он такой печальный? Сейчас его спрошу, он говорит, что его ежата потеряли свои иголки и никак не найдут.
- Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы. Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев, но сейчас волнуется за своих ежат. Давайте ему поможем. Соберём для него листья в кучу и сделаем иголки ежатам.
Творческая деятельность детей. Конструирование на тему: «Прицепи колючки ежатам».
(Дети на силуэты ежей цепляют прищепки и приделывают им ножки, расставляют ежат на полянке около большого ежа).
Игра «Соберем листья для ежика»
(Дети собирают листья и складывают под елкой в кучу. Ёжик благодарит детей за помощь: «Спасибо, дети, нам зимой будет тепло в норке).
- Мои хорошие, давайте помашем рукой ежикам и пойдем дальше.
- Ой, а кто это? Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка).
- Где живет белка? (В дупле, на дереве).
- Что на голове у белочки? (Ушки, глазки, нос).
- Какие ушки у белочки? (Маленькие с кисточками).
- А. что есть у белочки? (Лапки с коготками, пушистый длинный хвост).
- Белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму? (Орешки, грибы).
- Смотрите сколько орехов больших и маленьких лежит под деревом. Видно белочка только приготовилась их собирать. Давайте ей поможем. Большие орехи собираем в большую корзину, а маленькие – в маленькую.
Д/и «Разложи орешки по корзинам»
(Белочка благодарит детей: «Спасибо, дети, теперь у меня будет еда на зиму. Ведь зимой орешков не найдешь, все будет покрыто снегом).
- Попрощаемся с белочкой и идем дальше. А это что за чудо – дерево? (Стоит дерево, украшенное фруктами и овощами). Посмотрите, что на нем растет. Кто над ним так пошутил? (Осень).
(Выходит Осень)
Осень в гости к нам пришла»
Осень в гости к нам пришла, (дети шагают)
Деток радует она. (хлопают в ладоши)
Разукрасила наш сад, (выполняют движения руками «волна»)
Подарила листопад! (приседают, касаются руками по
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Осень!
- Я слышала, как вы говорили обо мне. Вам понравилось мое чудо – дерево? (Да). Хочу видеть, знаете ли вы где растут овощи и фрукты? Для этого приготовила эту игру.
- Мои хорошие, вы должны оставить фрукты на дереве, а овощи снять на грядку.
Д/и «Фрукты и овощи»
(Дети снимают овощи с дерева и кладут рядом на «землю»)
- Молодцы, справились с заданием. Дети, вы так много знаете обо мне, спасибо, вам за это. Спасибо, вам за вашу доброту, за то, что помогли ежику и белочке. Такими оставайтесь и дальше, ведь
Кто умеет добрым быть,
Тот сможет природу беречь и любить!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Для вас я приготовила угощение. (Подает детям корзину с яблоками).
- Спасибо, Осень.
- Пожалуйста. До новых встреч! До свидания!
- Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Нам пора возвращаться в группу.
По дорожке мы идем
Друг за дружкою гуськом.
Ноги выше поднимаем
И шагаем, и шагаем.
- Ну вот мы в детсад пришли. Вам понравилось в осеннем лесу? (Да). Кому вы помогли в лесу? (Белочке и ёжику). Мусор после себя не оставили? (Нет). Настроение каково? (Во!) (Дети показывают большой палец, поднятый вверх). Давайте подарим хорошее настроение гостям! (Дети раскрывают ладошки и сдувают «хорошее настроение» в сторону гостей). Прощаются.
- Попрощаемся с белочкой и идем дальше. А это что за чудо – дерево? (Стоит дерево, украшенное фруктами и овощами). Посмотрите, что на нем растет. Кто над ним так пошутил? (Осень).
(Выходит Осень)
Осень в гости к нам пришла»
Осень в гости к нам пришла, (дети шагают)
Деток радует она. (хлопают в ладоши)
Разукрасила наш сад, (выполняют движения руками «волна»)
Подарила листопад! (приседают, касаются руками по
Осень. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, Осень!
Осень. Я слышала, как вы говорили обо мне. Вам понравилось мое чудо – дерево? (Да). Хочу видеть, знаете ли вы где растут овощи и фрукты? Поэтому я приготовила эту игру.
Воспитатель. Мои хорошие, вы должны оставить фрукты на дереве, а овощи снять на грядку.
Д/и «Фрукты и овощи» (Дети снимают овощи с дерева и кладут рядом на «землю»)
Осень. Молодцы, справились с заданием. Дети, вы так много знаете обо мне, спасибо, вам за это. Спасибо, вам за вашу доброту, за то, что помогли ежику и белочке. Такими оставайтесь и дальше, ведь
Кто умеет добрым быть,
Тот сможет природу беречь и любить!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Для вас я приготовила угощение – корзину яблок.
Дети. Спасибо, Осень.
Осень. Пожалуйста. До новых встреч! До свидания!
Предварительный просмотр:
Самоанализ НОД
При планировании непосредственно - образовательной деятельности были учтены особенности и возможности детей младшей группы. Образовательная деятельность была выбрана соответственно теме районного семинара - практикума «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС ДО»
Тема: «Прогулка в осенний лес»
Цель. Расширять знания детей об окружающем мире посредством обогащения яркими разносторонними представлениями о жизни природы осенью.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
образовательные: закреплять представления детей об осени как о времени года и ее признаках, закреплять знания об овощах и фруктах, и деревьях (береза, ель); упражнять в назывании цветов: зеленый, желтый, белый, черный;
развивающие: развивать мелкую и общую моторику, расширять активный словарь детей (хвоя, листопад), развивать умение координировать речь с движениями, чувство ритма; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь,
воспитательные: воспитывать способность любоваться красотой родной природы и формировать бережное отношение к ней.
Была проведена предварительная работа: дети рассматривали наборы предметных и сюжетных картинок – «Дикие животные», «Птицы», «Осень», деревья на участке, осенние листья, читали и заучивали стихи об осени. Им рассказывали и загадывались загадки о животных. Проводились д/и «Узнай на вкус», «Сварим борщ», «Наберем фруктов для компота», «С какого дерева листок?».
Все эти задачи взаимосвязаны и решались в комплексе. Непосредственно – образовательная деятельность выбрана в форме «прогулки». Это итоговая образовательная деятельность по общей теме «Осень». Она вобрала в себя все то, чем мы занималась с детьми на протяжении осенних месяцев. За окном конец осени, дети подвели итог: какая погода бывает осенью, мало светит солнце, идут дожди, люди одеваются тепло, с деревьев падают листья, птицы улетают на юг, дикие животные готовятся к зиме, люди собирают урожай. Дети знают некоторые фрукты и овощи и где они растут.
Какие я использовала методы и приемы?
Наглядные: была оформлена лесная осенняя полянка, использовались макеты деревьев, муляжи фруктов и овощей, игрушки – ежик. белочка и силуэты ежат, осенние листья, орехи, картинки с изображением осеннего пейзажа и грача. Использовался сюрпризный момент -появление Осени и ее даров.
Словесные: проводились беседы с элементами диалога на темы: «Назови животное и расскажи о нем», «Где живут дикие животные?», «Куда улетает грач?» обобщающие рассказы воспитателя; загадывались загадки о животных, о солнце; дети читали стихотворения о березе, пели песенку «Ветер и листочки», рассказывали об овощах и фруктах, озвучивали двигательную разминку «По дорожке мы пойдем» и приветствие «Осень в гости к нам пришла».
Игровые: проводились разнообразные игры:
подвижные: «Ветер и листочки», двигательные разминки «По дорожке мы пойдем», «Осень в гости к нам пришла», дыхательная гимнастика «К солнышку»;
пальчиковая: «Прицепи иголки».
дидактические: «Что растет на грядке?», «Что растет в саду?», «С какого дерева упал листок?», «Какая погода?», «Разложи орехи по корзинкам», «Где живут белка и еж?»;
Практические: организация продуктивной деятельности детей. Дети работали с бельевыми прищепками, цепляли иголки ежатам. Сортировали орехи по корзинкам: большие орехи в большую корзинку, а маленькие в маленькую. Разделили фрукты и овощи.
НОД проходила с преобладанием статических поз. Во время ее проведения дети все время были в движении: шагали, шли на носочках, приседали, переходили от одного предмета к другому, танцевали. Проведена дыхательная гимнастика и пальчиковые упражнения.
В этом занятии задействованы несколько видов деятельности детей. Это игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – творческая, музыкальная, трудовая, что позволило закрепить полученные знания у детей. Я считаю, что дети с поставленными задачами справились. А логичность построения различных видов деятельности помогла провести ее не выходя за рамки времени -15 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".
Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....
Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»
Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....
Прогулка в рамках экологического проекта в младшей группе «Прогулка в осенний лес»
Познакомить детей с территорией детского сада и её озеленением...
Оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» (младшая группа)
Конспект прогулки в природе для младшей группы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий "Прогулка в осенний лес"...
Физкультурная прогулка "Прогулка в осенний парк"
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПРОГУЛКА в старшей группе...
Конспект прогулки средней группы Тема:"Прогулка в осенний лес"
Конспект прогулки для детей средней группыТема: " Прогулка в осенний лес"Программное содержание: формировать умение детей замечать и называть изменения, происходящие в природе осенью; расшир...
Развлечение на прогулке "Прогулка в осенний лес"
Как научить детей старшего дошкольного возраста раздельно выбрасывать мусор? Во время развлечения, создав контраст между прекрасным и безобразным.На прогулке к двум старшим группам подошла Осень...