Конспект НОД по познавательному развитию "Поспешим на помощь"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Черных Светлана Анатольевна

       Методическая  разработка  направлена   на  реализацию   основной   цели   дошкольного образования  (опираясь на Концепцию дошкольного воспитания  и  Федеральные государственные  требования):  содействие   физическому,  психическому   и личностному развитию   ребенка.  Основные  задачи   формирования  навыков    экспериментальной и исследовательской   деятельности,   а  также  отношения  детей  к природе, интегрируются с  задачами   развития  движений,   речи,   игровых умений,   общения,  овладения  продуктивными  видами   деятельности.

      В   разработке   показано  насколько   разнообразными   могут   быть   средства  решения  этих   задач.  Особое  внимание  уделяется   интеграции   разных  видов  деятельности: музыкальной,   экспериментальной,  исследовательской,   художественной,  коммуникативной,  двигательной,  продуктивной,  творческой и др.

      В  методической разработке  использованы   различные  педагогические  технологии:  игровая,     технология  развивающего обучения,   технология  проблемного  обучения,  информационно-коммуникационные  технологии,   инновационные (или так называемые  альтернативные  технологии), здоровьесберегающая,   поисково-исследовательская   и  экспериментальная  деятельность,  что   позволило  повысить  качество   воспитательно - образовательного процесса.  Предложены наиболее   эффективные  приемы  и методы,  способствующие  гармоничному    развитию  ребенка  и   вхождению  его в  мир природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pospeshim_na_pomoshch.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 
МДОУ «Детский сад «Левушка»







Конспект Непосредственно  образовательной деятельности  «Формирование  целостной картины мира»  образовательной  области  «Познание» с детьми 4 года жизни.
Тема: « Поспешим  на помощь».









                                                       
Разработал: воспитатель
I квалификационной категории
                                                                   Черных С.А.



2012 г.

 Аннотация



        Мир,   окружающий   нас,  устроен   интересно  и  сложно. Все   в природе   кажется  загадочным.  Но человек  становится  на  путь   познания,  начиная  с   самого  рождения.
       Для   интеллектуального   развития  
маленького  человека,  для  уточнения  его знаний об окружающем  мире, имеет  большое значение  игровой  вид   деятельности,  который  в силу  своей  специфики  обеспечивает  детскую  активность  и самовыражение.
      Комплексная   интегрированная   Непосредственно  образовательная  деятельность  способствует   всестороннему   развитию   детей,   особенно  важны  они  в    умственном воспитании   и   сенсорном  развитии,   здесь  дидактический  элемент сочетается с  занимательностью,    эмоциональностью,   игровой   замысел  с непринужденностью  выполнения  заданий.
      Данная   методическая   разработка  посвящена проблеме развития  у детей  познавательного , сенсорного  восприятия   и   мелкой моторики;  формированию навыков  экспериментальной   и  исследовательской   деятельности,  начиная  уже  со второй младшей группы. Дети   не   владеют способами   обследования  предметов,   включая   простейшие опыты.
      Методическая  разработка  направлена   на  реализацию   основной   цели   дошкольного образования  (опираясь на Концепцию дошкольного воспитания  и  Федеральные государственные  требования):  содействие   физическому,  психическому   и личностному развитию   ребенка.  Основные  задачи   формирования  навыков    экспериментальной и исследовательской   деятельности,   а  также  отношения  детей  к природе, интегрируются с  задачами   развития  движений,   речи,   игровых умений,   общения,  овладения  продуктивными  видами   деятельности.
     В   разработке   показано  насколько   разнообразными   могут   быть   средства  решения  этих   задач.  Особое  внимание  уделяется   интеграции   разных  видов  деятельности: музыкальной,   экспериментальной,  исследовательской,   художественной,  коммуникативной,  двигательной,  продуктивной,  творческой и др.
     В  методической разработке  использованы   различные  педагогические  технологии:  игровая,     технология  развивающего обучения,   технология  проблемного  обучения,  информационно-коммуникационные  технологии,   инновационные (или так называемые  альтернативные  технологии), здоровьесберегающая,   поисково-исследовательская   и  экспериментальная  деятельность,  что   позволило  повысить  качество   воспитательно - образовательного процесса.  Предложены наиболее   эффективные  приемы  и методы,  способствующие  гармоничному    развитию  ребенка  и   вхождению  его в  мир природы,  такие как:

  • Наблюдение (который предвосхищает  все  виды  детской  деятельности);
  • Художественное  слово;
  • Эмоциональный настрой;
  • Дидактическая  игра «На что похоже  имя?»;
  • Точечный  массаж «Доброе  утро»;
  • Сюрпризные моменты;
  • Игровая  мотивация;
  • Массаж спины «Паровоз»;
  • Опытная и исследовательская работа  ( сравнение свойств предметов);
  • Динамические паузы по теме;
  • Пальчиковые гимнастики в воде и с бельевыми прищепками;
  • Ароматерапия;
  • Дыхательная  гимнастика «Аромат  цветов»;
  • Постановка проблемной  задачи;
  • Сухой  пальчиковый бассейн;
  • Нанизывание  бус;
  • Релаксация;
  • Этюд на имитацию (музыка дождя и грома);
  • Ритуал  прощания;
  • Мультимедийная    презентация;
  •  Музыкальное  сопровождение  всего путешествия,  с  учетом  используемых приемов  и видов  деятельности.

         Использование мультимедийных    презентаций в  непосредственной  образовательной  деятельности   является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество  образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагога.    

      Таким  образом,    методическая  разработка  направлена на  получение  следующих   результатов:
 - создание  положительного  эмоционального  состояния  у  детей;

  - воспитание  интереса  к исследовательской  и экспериментальной  деятельности,   желания          заниматься ею;

  - формирование  познавательного  интереса  к природе;

  - систематизирование и обобщение   представлений  о живой и неживой природе;

  - воспитание  доброты,  чувства  сопереживания,  и сопричастности ко всему, что нас окружает;

  - совершенствование  координации  и синхронности работы рук;

  -  закрепление  умений  воспроизводить  движения пальцев в соответствии с текстом;

  - развитие  психических  процессов.

     Методическая разработка  является  авторской  и  представляет  интерес  для  специалистов  в области дошкольной  педагогики.























Конспект Непосредственно  образовательной деятельности  «Формирование  целостной картины мира»  образовательной  области  «Познание» с детьми 4 года жизни.

Тема: « Поспешим  на помощь».

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой у детей; воспитать  доброту, чувства  сопереживания  и сопричастности  ко всему, что нас  окружает; обеспечить  условия для  формирования  представлений о  воде, песке, камнях, дереве   и других  предметах и их  свойствах; активизировать  словарный запас; уточнить представления детей о понятиях «один», «много»; закрепить цвета основного спектра; тренировать координацию и синхронность работы рук, умения воспроизводить  движения пальцев в соответствии с текстом; развивать мелкую моторику рук; развивать психические процессы; нормализовать мышечный тонус; укрепить  иммунную систему детей; вызывать интерес к  экспериментальной и исследовательской деятельности  и желание  заниматься ею;  учить детей самим  добывать знания  и делать выводы; пользоваться простейшими схемами; расширять детский кругозор.

Предшествующая работа:  знакомство и разучивание   игр и  упражнений,  позитивно влияющих на эмоциональное самочувствие детей; знакомство детей со свойствами воды, песка,  камней и   дерева; свойств   предметов (тяжёлый - тонет, лёгкий – плавает), разучивание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук; прослушивание  музыки; Беседы   «Техника безопасности при работе с песком»,   «Техника безопасности при работе   с водой»  и др; изучение  модифицированной  методики  мышечной  релаксации «Медвежата»;  игры  в уголке  экспериментирования.
Материал:  колокольчик, музыкальный  центр, стол для экспериментирования с тёплой и светлой водой, стол с сухим песком; мисочки с фасолью  на каждого ребёнка; крупные камни, деревянные палочки, небольшие вафельные  салфетки для рук; бусины разной  величины, толстая леска, цветочки с аромаподушечкой    внутри,  разных  цветов  на каждого  ребёнка;  аромамасло  «Ромашка»,   прищепки,   угощение  « Драже «Бусы»»,    диск «Классическая музыка  аранжированная  для  малышей»  («Сладкая греза»  П.И.Чайковского,  Наш автобус голубой» музыка А.Филиппенко, «Паровоз Эрнесакс»,  «Маленькая ночная  серенада» Моцарт), музыка для релаксаций  Л.Бетховен «Лунная соната»,Телевизор + DVD  для демонстрации слайдов .
Активизация  словаря: 
Цветочная  поляна,  расстроена,  пожалеть,  камушки,  переживать,  пристально (смотрят),  колышет (ветер),  прозрачная (вода), фасоль.


                                      
 Последовательность работы


Звучит музыка «Сладкая греза»  П.И.Чайковского (диск «Классическая музыка  аранжированная  для  малышей»).
Педагог   звонит колокольчиком со словами:  
Динь-динь, динь-динь
Колокольчик, поскорей!
Динь-динь, динь-динь
Созывай моих друзей,
Динь-динь, динь-динь!
Дети заходят в группу,  педагог  просит поздороваться  с гостями.
Эмоциональный настрой  (В кругу)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Светлана Анатольевна, моё имя похоже на солнышко,  а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут и на что похоже твое имя?  (Дашенька, Ванечка ...)  
Дидактические  игры «Назови ласково», «На что похоже имя»..
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.
- Что-то вы такие вялые, наверно ещё не проснулись. Давайте разбудим     наши глазки, ручки, ножки  (дружно громко  проговаривают  слова  с  педагогом).

Проводится  точечный массаж.
            - С добрым утром, глазки! ( трут указательным пальцем глаза)
              Вы проснулись? (упражнение «очки»).
            - С добрым утром, ушки! (трут уши)
              Вы проснулись? (упражнение «чебурашка»).
            - С добрым утром, ручки! (поглаживание рук)
              Вы проснулись? (хлопки)
            - С добрым утром, ножки! (поглаживание коленок)
              Вы проснулись?(топают)
            - С добрым утром, солнце! (руки вверх)
              Я, проснулся!!
Педагог:   Вы   садитесь рядком, поиграем  ладком  .
                 Приготовьте  ушки,   глазки . Начинаем нашу сказку . ( садятся на ковер)
Стук в дверь.
-  Дети, кто-то в дверь стучит. Вы садитесь на стульчики, а я посмотрю, кто к нам пришёл. Заходит девочка из подготовительной группы, плачет.
- Как тебя зовут, девочка? И почему ты плачешь?
Девочка:- Меня зовут  Анечка, а плачу я от того, что потеряла свои бусы.
- А где же ты их потеряла?!
Девочка: - Я гуляла, загорала,  возле озера играла.
       На скамейку села, две котлетки съела.
       По песочку я гуляла, камушки собирала…
       На полянку набрела и цветочки там рвала.
       Бусы где-то там и потеряла.
        Всё искала и искала, только ножки истоптала!
        Сильно, сильно я устала!!! (плачет).

 Посмотрите ребята, Анечка, устала, расстроена. Что нужно сделать, когда кто-то устал, плачет? (пожалеть). Дети гладят девочку, жалеют.
- Ты, Анечка, не переживай, а сиди и отдыхай! Мы с ребятами поможем найти твои бусы. Поможем?! Тогда отправляемся в путь.
Музыкальное сопровождение «Наш автобус голубой» музыка А.Филиппенко.
Динамическая  пауза: «Мы едем, едем на машине            ( изображаем вращение руля)
                                     Нажимаем на педаль                      (изображаем    нажатие педали)
                                     Газ включаем, выключаем          ( движение рукой вперед-назад)
                                     Пристально мы смотрим вдаль ( руку козырьком прикладываем ко лбу)                                                                    
                                     Дворники считают капли              (движение рук вправо-влево)
                                     Влево - вправо, чистота.
                                     Волосы колышет ветер                (потрепать руками волосы)
                                     Мы шоферы хоть куда!                 (изображение «класс»)
Подходят
к столу для экспериментирования   с песком.
- По песочку Анечка гуляла, может здесь бусы потеряла? Давайте поищем.
       Дети опускают руки в песок и делают упражнения, соответствующие тексту ( под
музыкальное сопровождение, диск « Классическая музыка аранжированная для малышей»):
     - Мы по жёлтому песочку ножками ходили:
      Топ-топ, топ-топ.
      А  потом мы ручками вместе ямку рыли:
      Вот-вот, вот-вот,
      Вместе ямку рыли.
- Песочек сухой, сыпется. Какой песочек? Почему сыпется?(сухой).Спросить каждого ребёнка. А какого он цвета? (Жёлтого).  А почему песочек  именно желтого цвета? (Ответы детей). Наверное потому что  они с солнышком друзья.
     - Нашли бусинки в песочке? (нет).
    - Ручки отряхнём и опять искать пойдём! Предлагаю дальше поехать на паровозе.
Массаж спины: «Паровоз». (Музыкальное сопровождение «Паровоз Эрнесакс»).
          Паровоз кричит: «Ду-ду!» ( кулачками легко стучим по спине впереди стоящего)
          Я иду, иду, иду!
          А  вагоны стучат, а вагоны говорят:
        «Так-так-так! Так-так-так» ( ладошками хлопают по спине впереди стоящего). Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют всё с начала.
Звучит фонограмма «Ручеёк».
- Посмотрите, озеро. Педагог   предлагает взять  каждому ребёнку в одну руку камень, в другую палочку (Камень - тяжёлый, палочка – лёгкая). Бросьте в воду, что случилось? Почему? (камень тяжёлый, поэтому утонул; палочка лёгкая- плавает). Почему ещё палочка плавает? (сделана из дерева). Спросить каждого ребёнка.
 Камешки видно на дне? (видно) Почему? (вода чистая, светлая, прозрачная).
 Опустите ручки в воду. Какая водичка? (тёплая, светлая).
- Мы с вами камешки кидали, рыбок напугали.
Пальчиковая игра в воде.
                   - Рыбки плавали, ныряли в чистой светленькой воде,
                   То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. 
- В этом озере бусинок тоже нет.
 Педагог  просит детей взять вафельные салфетки и насухо вытереть каждый пальчик.
 –Руки были какие?(мокрые). А стали?(сухие).
  Ручки встряхнём, дальше искать пойдём. Дети, где мы искали? (В песке, в воде). Где ещё нужно поискать? Ира, где гуляла? (на озере, по песочку, на полянке). 
А теперь пойдем мы на полянку.  
Динамическая  пауза:

                     «По ровненькой дорожке шагают наши ножки:

                      Топ-топ-топ. Большие ноги идут по дороге:

                      Топ-топ-топ. Маленькие ножки идут по дорожке:  

                      Топ-топ-топ.
- Как вы думаете, на какую полянку мы пришли? (цветочную)
- Сколько цветов? (много)
Статическое  положение ,  лежа  на    ковре.
 Релаксация  « Медвежата»
 Педагог:  Ложитесь  на  полянку ,  закройте  глаза. Представьте , что  вы  маленькие  медвежата. ( Дети  ложатся    по  кругу  на  спину ,  руки  и  ноги  свободно  вытянуты. Звучит  тихая  и  спокойная  музыка для релаксаций ) .Педагог говорит  тихим  и  спокойным голосом:
- Маленькие  медвежата  очень  устали , набегались ,  наигрались  и  прилегли  отдохнуть,
свернувшись в клубочек. Им  снится  волшебный  сон:  голубое  небо, яркое  солнышко,
зеленая  травка,  красивые  цветы. Вдруг из-за  деревьев  появился  теплый  лучик солнышка ,  пригрел  вас. Вы  открыли  свои  черные , как  бусинки  глазки ,  посмотрели по  сторонам, сморщили носик  и  потянулись. Сели, умылись  росой, и  попили  из  маленького  зеленого  листика. Отдохнули  медвежата  и  встали. И  вы  уже  не  медвежата , а  маленькие  ребята.
- Вот вам такое задание: нужно сорвать по одному  цветку, которые выросли на полянке.
                            - По лесу мы гуляли,
                            Цветы мы собирали. (дети берут по одному цветку и садятся на ковер)
Какого цвета цветок ты сорвал? (я сорвал красный цветок, синий цветок)
                           Но цветы не простые, а волшебные.
                           Давайте, ребята, понюхаем их.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов» + Ароматерапия. ( музыкальное сопровождение «Маленькая ночная  серенада» Моцарт).
(Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и медленно выдыхаем «А-ах!»)
- Ребята, а давайте эти цветочки возьмем с собой и подарим Анечке, чтобы  сделать ей приятно!
(Сюрпризный момент).
- Ой, ребята! Набежала тучка, закапал дождь – стучат пальцами по полу, засверкала молния ладошками, загремел гром – кулачками. Дождь стал стихать и совсем прекратился.
Этюд на имитацию (музыка дождя и грома).

- Ребята,  а бусы то мы так и не нашли! Что же делать? Где мы еще не поискали? (в камешках). Правильно, осталось в камешках поискать. Но прежде чем в камешках искать, нужно ручки нам размять. Давайте, сядем, отдохнём, наши ручки разомнём!
Дети с воспитателем садятся за стол, берут бельевые прищепки, поочередно «кусают» ногтевые фаланги  по тексту
( Пальчиковая  гимнастика  с прищепками):
                 « Этот пальчик дедушка,
                    Этот пальчик бабушка,
                    Этот пальчик папочка,
                    Этот пальчик мамочка.
                    Ну, а этот пальчик я –
                    Вот и вся моя семья!».
- Размяли ручки, теперь поищем бусы. Перед каждым ребёнком ставится мисочка с фасолью  и спрятанными в ней бусинками  (
Сухой  пальчиковый бассейн). Дети ищут бусинки со словами:
                  «В миске не соль,
                    Совсем не соль,

                     А разноцветная фасоль!
                    На дне бусинки  для детей,
                    Мы их достанем без затей!»
а потом нанизывают их на леску.
-Какие вы молодцы!   Бусинки нашли, собрали, пора возвращаться, Анечка  нас уже заждалась.
                 А  поедем  мы  с  вами  на  саночках.
               - Санки  сами  катят,  сами  ехать  хотят.
                 Ехать  хотят  сами,  расписные  сани.
(  дети  встают  в  пары, первый  поворачивается  спиной  второму,  отводит  руки  назад, второй  берет   за  руки,  образуя  санки, дети  парами  бегут  друг  за  другом  на  носочках).
- Вот мы и в детском саду!
Дети отдают бусы девочке  и дарят  цветы, она их благодарит и спрашивает, как ребята бусы искали (ответы детей).
Девочка: - Спасибо вам ребята! За то, что вы мне помогли, я приготовила вам угощение! (Сюрпризный момент).   Девочка раздаёт угощение  ( драже «Бусы»), прощается и уходит.
Дети встают в круг, берут друг друга за руки и говорят (
Ритуал  прощания):
                    «До свидания, сосед!
                      Улыбнись-ка мне в ответ!
                      Никогда не грусти,
                      И улыбки всем дари!».


Список    использованной  литературы и других  источников.

  1. Малыш в мире природы: метод. Пособие  для воспитателей  и родителей / Коробова М.В, Посылкина Р.Ю; [ науч.  Ред. Г.Г.Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005. – 94 с.
  2. Умственное воспитание  детей  дошкольного возраста в процессе  ознакомления с природой / О воспитании ребенка  в семье. Терентьева Е.Ф. – Горький, 1979.
  3. Интернет – ресурсы: http://doshkolenok.ru

                                      http://teremok.ru

                                      http://lukoshko.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе для районного методического объединения "Помощь ежам"

Цель:формировать представления: много, мало, один...обучение различению формы, величины предметов, соотношению предметов по цветувызвать любознательность, инициативность, интерес к созданию изображени...

Конспект НОД по познавательно – речевому направлению образовательная область «Коммуникация» (подготовительная группа). Тема: «На помощь к "Грамотейцам»

Интересный конспект с использованием разнообразных методов и приёмов. Очень интересный. Воспользуйтесь, не пожалеете....

Конспект НОД Для детей подготовительной группы Образовательная область «Познавательное развитие» «На помощь Фиксикам».

развивать самостоятельность, инициативу и творчество в поиске детьми вариативных способов сравнения , упорядочения, классификации объектов окружения, через формирование элементарных математических пре...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ФЭМП/ Тема: «На помощь бабушке Федоре» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейскамуниципальное образование Ейский район КОНСПЕКТ НОДОО «Познавательное развитие&r...

Конспект НОД по познавательному развитию "Малыши спешат на помощь"

Конспект НОД с применением ТРИЗ технологии...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «На помощь к Мухе - Цокотухе»

Обобщить и закрепить знания, выявить умения по формированию элементарно-математическим и экологическим представлениям, развивать память, зрительное внимание, сообразительность....

Конспект НОД по познавательному развитию (валеологии) в старшей группе «На помощь здоровячкам».

Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.Программные задачи:Образовательные:-систематизировать знания о строении и функции пищеваритель...