Белая берёза под моим окном!
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Макаренко Екатерина Георгиевна

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katya.doc821.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 комбинированного вида

Проект по экологическому воспитанию:

«Белая береза под моим окном!»

                                             Выполнила : воспитатель

первой квалификационной категории

                                                           Макаренко Екатерина Георгиевна

Одинцово, 2017г.

Экологические вопросы сегодня звучат особо остро. Главное научить маленького человека беречь природу, не просто так, слепо следуя указаниям старших, а именно осознанно, с пониманием подойти к этому вопросу.  Как развить это понимание, как научить ребенка стремиться защищать природу? Что бы ответить на этот вопрос мной был разработан проект по теме : «Белая береза под моим окном»

Тип проекта – познавательно – исследовательский

Руководители проекта – педагог

Участники проекта – педагог, дети, родители

Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.

2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

3. Познакомить с народным творчеством.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

- ведение диалогов;

- дискуссии, свободное общение;

Познание

- рассказ воспитателя;

- рассматривание: фото, иллюстрации;

- прослушивание произведений устного народного творчества.

Исследовательская деятельность:

-обследование и рассматривание листьев;

-определение формы: круглые, овальные, резные;

-определение и сравнение: оттенки зелёного, жёлтого цвета;

- соотношение размеров – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

- дидактические игры;

-чтение художественной литературы;

- чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме;

-рассматривание картин, иллюстраций;

- загадывание загадок;

Социально-личностное развитие

- социализация;

- экскурсии: по участку детского сада;

- наблюдения;

- безопасность;

Художественно-эстетическое развитие

- продуктивная деятельность

- совместная работа с родителями

Физическое развитие

- подвижные игры

-физкультминутки

Этапы проекта:

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2. Деятельный этап.

Беседа с детьми.

Легенда о том, почему у березы черные полоски на белом стволе.

Прогулка

- Наблюдение за березами.

- Знакомство с березой.

Исследовательская деятельность.

-Игра «Узнай дерево».

-Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».

Экскурсия по территории детского сада.

-Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».

-Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу».

-Физкультминутка «Березонька». Народные приметы про березу.

Занятие

-Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

-Беседа про прочитанному произведению.

-Коллективная работа: рисунок-аппликация «Стройные берёзы».

3. Заключительный этап. Коллективная реализация проекта.

1. Развлечение «Во поле береза стояла».

- Хоровод возле березы (под музыку «Во поле береза стояла»)

-Чтение стихов про березу.

-Разгадывание загадок про березу.

2. Выставка рисунков и поделок, сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

Легенда о березе.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:  Скажите ребята, а какие деревья вы знаете.

Дети: называют деревья

А какое дерево отличается от всех остальных.

Дети: береза.

 Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А знаете почему? Существует легенда, что когда-то давно все деревья были одинаковые, все с темными стволами. Но вот однажды в лесу случился праздник. Все звери хотели украсить лес, тогда они пошли на пруд, набрали лепестков кувшинок и стали оборачивать белыми лепестками стволы деревьев. И до того красиво получилось, все деревья были нарядные, белоснежные. Играла музыка, повсюду зажигались фонарики. Весь лес веселился. Но вот беда, звери забыли пригласить Мишку Косолапого. Он проснулся от шума и страшно разозлился. Решил от обиды содрать лепестки с деревьев и испортить всем праздник. Почти со всех деревьев он содрал красоту, а на некоторых только начал. Но звери опомнились и стали просить прощения у Мишки. Мишка то был не злой и простил зверей, а те деревья с которых он не успел содрать лепестки так и остались стоять белые с черными царапинами.

А теперь, что бы убедиться в этом мы с вами пойдем на прогулку.

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадки:

 Хоть малая, хоть большая —

где стоит, там и шумит.

(Береза)

•Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

•Ствол белеет,

шапочка зеленеет, 

стоит в белой одёжке,

свесив серёжки. 

(Берёза)

•Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С болей корой

Стоит под горой.

(Берёза)

Трудовая деятельность: уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» — составление узора из  листьев на дорожке

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев. Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев!

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что береза, единственное дерево с белой корой. Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы как называются черные полоски на коре? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Я вольный ветер , я лечу,

Лечу,лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево буду дуть (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу  направо свистнуть (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Могу на туче я зависнуть (круговые движения руками).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

Физкультминутка «Берёзка»

Мы берёзку посадили,                        Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой её полили,                           Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.

И берёзка подросла,                            Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила                         Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила.                          Поклоны головой сесть.

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю…. Протяни мне ветку нежную свою. …Без любви, без ласки пропадаю я, Белая берёза, милая моя. И давайте теперь под песню «Во поле березка стояла» поводим настоящий хоровод вокруг березы и подзарядимся ее энергией.

Список литературы:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебное пособие –М: АО МДС, 1996г.
  2.  Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству: Учеб. пособие для учащихся 9-10-х кл. М. Просвещение 1991
  3. Времена года для дошколят: Картинки.Стихи.Сказки.Приметы/авт.составитель. Г.А.Османова.- СПб.:КАРО,2011.-56с.:ил.
  4. Качанова И.А.,Лялина Л.А. Традиционные игры в детком саду.- М.:ТЦ Сфера,2011г.-112с.
  5. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой  и развитием речи: Методическое пособие.- -(Развиваем речь)М.:ТЦ Сфра,2012г.-288с.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20170808-WA0025.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Белая берёза под моим окном...

Рисунок акварелью Андрея Ф. - 7 лет....

«Белая берёза под моим окном».

Интегрированное занятие на тему "Белая берёза под моим окном"...

Рисование с элементами аппликации «Белая берёза под моим окном»

Рисование с элементами аппликации «Белая берёза под моим окном»Цель:Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи заснеженной кроны (аппликация) стройного ствола с тонкими, гибкими веткам...

Конспект проектной деятельности в средней группе Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Тема: «Белая берёза под моим окном»

Программное содержание: • Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы. • Совершенствовать технические приемы работы кистью. • Воспитывать стремление добиваться хорошего ре...

Мастер - класс по аппликации на тему: "Белая берёза под моим окном..." для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Аппликация для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста за закрепление умений пользоваться ножницами, вырезая аккуратно по шаблону....

Конспект  организованной деятельности по рисованию в старшей группе «Белая берёза под моим окном…»

Цель: развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова.Задачи:1. Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения....