Конспект НОД в подготовительной группе по экологической тропе «В гостях у дедушки корня»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД в подготовительной группе по экологической тропе «В гостях у дедушки корня»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по экологической тропе

«В гостях у дедушки корня»

Программное содержание:        продолжать знакомить детей со строением

растений. Дать детям понятие о роли подземной части — в корне растений в целом для всей природы: животных, растений, человека. Развивать бережное отношение к растениям. Воспитывать экологическую культуру детей, экологическое мышление детей старшего возраста.

Развивающая среда: фрукты и овощи, «ящик ощущений», костюм крота и дедушки Корня, трудовой инвентарь для уборки территории.

Ход занятия.

Ведущий: ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы совершим увлекательный поход в Волшебное Царство. Отгадайте загадку: «Не лопата, а землю роет, не река, а рощу поит». (Корень)

 Да, мы с вами встретимся с дедушкой Корнем, послушаем интересный рассказ о жизни одной из главных частей растения — корне.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки». Дети, нарисуйте берёзу и отметьте её наземную часть, которая называется Кроной дерева (ствол, ветки, листья, цветы, плоды) и подземную часть (основной корень с его разветвлениями, т.с. корневую часть. Кто же покажет нам дорогу к дедушке Корню в подземное царство? Там же так темно и сыро!

(Входит крот.)

Крот: Приходите навестить,

В новом доме погостить!

У меня отличный дом -•

И темно, и сыро в нём.

И холодная вода е потолка

Течёт всегда.

У меня такой уют!

Что же гости не идут?

(И. Пивоварова)

Ведущий: да кто же нас с вами зовёт?

Дети: крот

Ведущий: уважаемый крот, здравствуй! Неужели ты тоже живёшь в Царстве Корня?

Крот: по соседству с корнями живёт много животных, только я не знаю, как они

называются.

Ведущий: давайте поможем кроту и поиграем в игру «Кто где живёт?» Например: мыши, муравьи, жуки, дождевые черви и т.д.

Крот: спасибо. Ведь я всегда живу под землёй и очень редко показываюсь на поверхности. У меня хвоста почти нет, глаз не видно, а лапы-то какие!

Вы посмотрите на мои передние лапы: широкие, когтистые, толстые, копаю я передними лапами, поэтому они такие сильные. Под землёй у меня есть спальня и длинные охотничьи коридоры, где я охочусь. Спальню заботливо устилаю травами, листьями, мхом. В случае опасности я сдвигаю подстилку — и был таков!

Ведущий: крот, ты нам покажешь дорогу в Царство корней?

(Танец «Дружно за руки возьмёмся, в подземелье мы пойдём».)

Ведущий: вот и земляные ворота Крота. Мы идём по его подземным ходам. А вот и корни. - Здравствуйте, корни хорошие, здравствуйте, корни пригожие, чьи вы будете?

Корни: (магнитофонная запись): отгадайте!

Ведущий: да как же мы вас в темноте определим?

Корни: на ощупь.

Дидактическая игра «Определи корни на ощупь» (Морковь, картофель, лук, свекла.)

Дети: здравствуйте, корни хорошие, корни пригожие, чьи вы будете?

Корни: отгадайте!

Дети: да как же мы вас в темноте определим?

Корни: на вкус!

Дидактическая игра «Определи на вкус».

(Входят три ребёнка с рисунками корней на головах: капусты, гороха, огурца.)

Ведущий: что же это за корни такие?

Корни: отгадайте!

Горох: в длинной светлице сели в ряд сестрицы.

Огурец: без окошек, без дверей - полна горница людей.

Капуста: закутан ребёнок в сорок пелёнок.

Ведущий: так куда же ты нас привёл?

Корни: да, конечно же, в наш зелёный огород. Все эти растения вырастают на ваших грядках и многие из них называются корнеплодами за то, что в них растения

накапливают большое количество питательных веществ, как в плодах (редис, свекла, морковь, репа, редька и др.).

Ведущий: уважаемые корни, не подскажите ли вы нам, как найти дедушку Корня?

Корни: вы пойдёте в тёмный лес, полный сказок и чудес. Там среди корней могучих вы отыщите его.

Ведущий: как же нам узнать этот корень?

Корни: корни старых деревьев залегают очень широко и глубоко. По самому большому корню вы узнаете его. В наших лесах лиственница живёт около 400 лет, ель - 300 лет, сосна - 500 лет, берёза - 100-200 лет.

Ведущий: так значит, дедушка Корень является корнем какого дерева? (Сосны.)

Корень (входит): знаю, знаю! Искали вы меня повсюду, тяжёлый и трудный путь прошли, чтобы услышать рассказ дедушки Корня. Так слушайте! В почве леса находится очень много корней: корни деревьев живут довольно долгую жизнь (50-500 лет), кустарников (от 10 до 20 лет), трав (от 1 до 20 лет). Корни, сплетаясь друг с другом, постоянно, в течение всей жизни, растут. Они всё время движутся между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей. И так же, как в воздухе деревья, перерастая друг друга, борются за свет, под землёй они борются за воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Корни сосны и берёзы уходят глубоко в почву (5-7 м). Корневая система сосны в 15 раз больше, чем у пихты, и в 5 раз больше, чем у ели. Корни ели и пихты располагаются у поверхности. Но между корнями наблюдается не только борьба, но и «дружба». Очень часто корни однородных деревьев срастаются, тем самым помогая друг другу. Спилят дерево, а его корни продолжают кормить и поить рядом стоящее дерево, ерошенные корни помогают удержать почву от её размыва.

Ведущий: дедушка Корень, какую ты ещё пользу приносишь дереву и окружающей природе?

Корень: своим корнем закрепляю растение в почве, прочно удерживаю не только высокий ствол, но и всю крону дерева, поэтому у меня такая мощная корневая система. Корнем я достаю из различных уголков почвы воду, которую отправляю по стволу к веткам и листьям. В своих корнях делаю запас пищи, «кладовую» для растения, которое в любой нужный момент может использовать его зимой. Настанет весна, будут все корни отправлять

пищу по стволам деревьев и кустарников в листовые и цветковые почки.

Ведущий: дедушка Корень, ты знаешь, что многими корнями люди питаются и они их специально выращивают в огородах.

Дедушка Корень: не только люди. Корни являются пищей для многих животных и насекомых — майского жука, Муравьёв и др. Корнями лечат людей и животных. Корни одуванчика, земляники, лесного щавеля, лопуха используют для заживления ран и как антимикробное средство.

Ведущий: дедушка Корень, ты много жил, много видел, расскажи, как тебе сейчас живётся?

Дедушка Корень: с каждым днем вес хуже и хуже стало жить нам, корням: то тут, то там постоянно слышны голоса о помощи — некоторым моим братьям не хватает воздуха, чтобы дышать. Вы, люди, не задумываясь, делаете многочисленные дорожки на поверхности почвы, забрасываете её мусором: банками, склянками, тряпками, полиэтиленовыми мешками и другими отходами. Все это не даёт возможность почве пропускать воздух к корням растений.

Большое количество корней погибает от отравления водой, поступающей с поверхности почвы, так как она часто наполнена вредными веществами. Люди безжалостно вырывают корни лекарственных трав, часто их оголяя, разводят костры и многое др. Поэтому каждый год с нашей планеты Земля исчезают 2-3 вида растений. Ребята! Когда вы будете в лесу, на лугу, в парке  или просто в своём дворе, пожалуйста, очистите эти территории от мусора, взрыхлите дорожки, посадите растения, а я вам скажу спасибо!

Ведущий: ребята, пообещаем дедушке Корню спасти от гибели растения?

Ты честным словом дорожи!

Будь стойким, сильным, верным!

Уж коли дал его - держи!

И что сказал, то делай!

(3. Александрова)

(Дедушка Корень уходит. До свидания!)

Ведущий: вот и закончилось наше путешествие в царство корней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы на экологической тропинке «В гости к берёзке»

Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Социализация»«Художественное творчество», «Музыка"...

Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Путешествие капельки»

Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Путешествие капельки»Программные задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие сост...

Конспект НОД с детьми средней группы на экологической тропинке "В гости к березке"

Тема: "В гости к березке"Задачи: Учить детей различать виды хвойных и лиственных деревьев (ель, береза) по коре, стволу, веткам, используя исследовательскую деятельность.Закрепить знания дет...

Литературная викторина в средней группе по сказкам Чуковского "В гости к дедушке Корнею".

Современные родители уделяют мало внимания чтению книг со своими детьми. Любой ребёнок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает то, что ему нрави...