Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы на экологической тропинке «В гости к берёзке»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Социализация»

«Художественное творчество», «Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou1.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ - детский сад «Колокольчик»

Непосредственно образовательная  деятельность

с детьми средней группы

на экологической тропинке

«В гости к  берёзке»

Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Социализация»

«Художественное творчество», «Музыка»

 

                                                                                           

                                                               

                                                                             

                                                                               Воспитатель 1-ой категории:        

                                                                                           Самородова О.Н.         

        

        2013г

                                         р.п. Романовка

Программное содержание:

 

  1. Учить детей различать виды хвойных и лиственных деревьев ( ель, береза) по коре, стволу, веткам, используя исследовательскую деятельность.
  2. Закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
  3. Воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Материал и оборудование: письмо старичка –  Боровичка, схемы, лупы, подарки для дерева приготовленные детьми (тучка, солнышко, кормушка, бабочки, птицы, ветер, стихи, лейки, ведёрки, сюрприз.

Активизация словаря: весна теплая, веселая, солнечная, радостная, листья, иголки, шишка, сережки, кора гладкая, твердая, мокрая, корень, ствол, ветки, семена, солнце, вода.

Обогащение словаря: хвоя, смола, березовый сок, золотистый ствол, белоствольная береза, шершавая.

                                                 

                                 

                               Ход занятия.

Вос-ль :

 -Ребята! Сегодня хозяин – старичок-Боровичок  прислал письмо, в котором приглашает нас в гости. Вот оно.

Письмо Старичка – Боровичка:

«Дорогие мои маленькие друзья!

Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и к моим деревьям. Я, Боровичок хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот и я попросил их придумать для вас задания. Вы отыщите их в письме, а письмо находится на точке – объекте береза. Я слышал, что вы для березки приготовили подарки, она их очень ждет. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я буду за вами наблюдать».

                                               Ваш любимый старичок – Боровичок.

- Ну, что ребята, пойдем по тропинке?

-Давайте вспомним к какому уже дереву мы ходили в гости по нашей тропинке? (ель)Дети показывают ель.

-А сегодня мы пойдём в гости к берёзке.( Дети с воспитателем идут к берёзе).

-Вот мы и пришли.  Давайте поздороваемся.  Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.

- Вы согласны? (Да)

Письмо берёзы:

Я, большая старая берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору ножом. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! 
А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».) 
Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу  берёзы.) Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую!  А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки?                                                

 Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям — живые листья рвать нельзя!)

Воспитатель: А кто мне скажет чем  похожи ель с берёзой? ( Работа со схемой.)

Чем похожи?

Чем отличаемся?

Корень

Ствол белоствольный, золотистый

Ствол

Кора гладкая, шершавая

Ветки

Листья, иголки

Семена

Сережки, шишки

Что росли нужно - свет, тепло, вода, воздух, почва.

Березовый сок, смола

- Да, действительно у сосны и березы есть кора, ствол, ветки. Но есть и различия, которые вы назвали? (ствол разный кора, листья, иголки и т.д.)

 

Появляется старичок –  Боровичок

Помните, я вам давал задание, чтобы вы подумали и нарисовали какие полезные подарки можно приготовить для березы.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.

- Я дарю тебе птицу, она будет другом и спасет тебя от гусениц.

- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.

- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

- Я дарю тебе зеленый листик, чтобы ты была красивой.

- Я дарю тебе кормушку, что к тебе прилетало много птиц.

- Я дарю тебе землю, чтоб ты лучше росла.

- Я дарю тебе бабочку, чтоб она тебя украшала.

- Я дарю тебе ветер, чтобы он разносил семена, и выросло много деревьев в  посёлке.

 Боровичок: И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мои березы, любят слушать о себе песни и стихи. А сегодня эта берёза именинница. Давайте порадуем её! (Дети водят вокруг березы хоровод, поют песни, читают коротенькие стихотворения, — но недолго!)

Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.

Наблюдение

Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей волшебной котомки белую ткань  и расстилает ее под кустом.

 Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику): Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении.)
А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.) Пожалуйста, обращайтесь с ними аккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть.  

Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте! 

Дети ищут дерево с сюрпризом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по экологической тропе «В гостях у дедушки корня»

Конспект НОД в подготовительной группе по экологической тропе «В гостях у дедушки корня»...

Занятие в средней группе. "На экологической тропе зимой"

Эксурсия по экологической тропе детского сада в зимний период...

План конспект проведения развлечения с детьми старшей группы на экологической тропе

Данное развлечение учит детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Формирует у детей представления о первоцветах, закрепляет признаки ранней весны....

Конспект НОД с детьми средней группы на экологической тропинке "В гости к березке"

Тема: "В гости к березке"Задачи: Учить детей различать виды хвойных и лиственных деревьев (ель, береза) по коре, стволу, веткам, используя исследовательскую деятельность.Закрепить знания дет...

Конспект целевой прогулки с детьми старшей группы "По экологической тропе в осенний лес"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого ...