"Приключения двух слонов в городе" конспект интегративного занятия по Правилам дорожного движения в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Суворенкова Людмила

Программное содержание:

-  продолжить знакомство с жанром сказки, познакомить с авторской сказкой; - в процессе анализа текста сказки довести до сознания детей мысль о важности знаний правил дорожного движения;

-систематизировать знания о правилах дорожного движения. Образовательные задачи:

- уточнять знания дошкольников о понятиях «светофор», «зебра», «запрещающий дорожный знак », «лежачий полицейский»;

 - формировать композиционные умения: из вырезанных предметов оформить городское панно «Мой микрорайон» на основе закреплённых знаний.

 Развивающие задачи:

 - развивать творческий потенциал детей: умение создавать концовку сказки, опираясь на предложенные воспитателем варианты, развивать словесно-логическое мышление, монологическую речь с помощью стихотворений.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения, наблюдательность, чувство взаимопомощи, поддержки.

Активация словаря: гастролировал, прошмыгнуть, прихватить, очутились, заумным, нутро, «лежачий полицейский», городское панно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_pdd.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приключения двух слонов в городе»

Конспект интегративного занятия по Правилам дорожного движения в старшей группе.

Программное содержание:

-  продолжить знакомство с жанром сказки, познакомить с авторской сказкой; - в процессе анализа текста сказки довести до сознания детей мысль о важности знаний правил дорожного движения;

-систематизировать знания о правилах дорожного движения. Образовательные задачи:

- уточнять знания дошкольников о понятиях «светофор», «зебра», «запрещающий дорожный знак », «лежачий полицейский»;

 - формировать композиционные умения: из вырезанных предметов оформить городское панно «Мой микрорайон» на основе закреплённых знаний.

 Развивающие задачи:

 - развивать творческий потенциал детей: умение создавать концовку сказки, опираясь на предложенные воспитателем варианты, развивать словесно-логическое мышление, монологическую речь с помощью стихотворений.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения, наблюдательность, чувство взаимопомощи, поддержки.

Активация словаря: гастролировал, прошмыгнуть, прихватить, очутились, заумным, нутро, «лежачий полицейский», городское панно.

Методические приёмы:

1)Рассказ авторской сказки воспитателем

2)Вопросы к анализу сказки

3)Беседа по структуре сказки

4)Составление концовки сказки (несколько вариантов)

5) Эксперимент

6)Художественное слово (чтение стихотворения по ролям)

7)Сюрпризный момент

8)Рассматривание иллюстраций

9)Коллективная работа воспитателя и детей по оформлению    композиции панно

11)Поощрения

12)Анализ занятия

Интеграция: развитие речи (авторская сказка воспитателя, творческая работа над концовкой сказки, чтение стихотворения по ролям), ознакомление с окружающим (эксперимент), ИЗО - деятельность (аппликация).

Материалы и оборудование: 2 слона (мягкие игрушки), 2 бруска из строительного конструктора, 2 доски (шлифованная и не шлифованная), клей, клеевые кисточки, бумажные салфетки, шаблоны для незавершённой композиции «Мой микрорайон», предупреждающий дорожный знак  «Искусственная дорожная неровность » или «Неровная дорога» , клубок с нитками.

Предварительная работа: беседа о безопасном поведении на дороге, заучивание стихотворений к занятию, изготовление панорамы города (на предыдущем занятии по аппликации дети создали панораму города, на которой остались незаполненные элементы).

Ход занятия:  

1.1. Основная часть. Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Обратите внимания на наших гостей! Это два слоненка, их зовут Степа и Анфиса. Я сегодня расскажу вам сказку про наших замечательных слонов, которые хотели найти свою маму. Эту сказку сочинила для вас я, но я не знаю, как её закончить, и, думаю, вы мне в этом поможете. Договорились?!

1.2.Рассказ воспитателем сказки.

В  одном большом  городе в  цирке жили-служили 2 слона – Анфиса и Степа, им было 5 лет. Они знали, что приходятся друг другу братом и сестрой, но никогда ничего не слышали о своей маме, и тем более не видели. И вот однажды они решили покинуть стены цирка, чтобы найти самую любимую и красивую маму на свете. Об этом услышал их сосед по клетке тигр  Умар (он много гастролировал) и решил дать совет ребятам: во-первых, вам надо запастись едой, во-вторых, нарисовать план, и подготовить правила безопасного поведения на улице, ведь вы никогда не были в этот большом шумном городе. Слоны не спали всю ночь, волновались и обсуждали как они будут искать свою маму.

Рано утром им удалось прошмыгнуть мимо спящего охранника, и вот они очутились на улице. А чтобы им было легче передвигаться по городу, слоны решили прихватить с собой и велосипеды. Этот огромный и красивый город  одновременно восхищал и пугал их. Слоны растерялись. Вдруг заморгал красным глазом какой-то великан. Они ещё больше испугались и даже уронили велосипеды. Тут Анфиса увидела из-под нахлынувших слёз стоявшую на остановке собаку, одетую в костюм и с портфелем в руках, и только открыла рот спросить, как собака заумным текстом произнесла:

          Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить вам не мешало.

Но основные из Правил движения

Знать как таблицу должны умножения.

На дороге не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

Нужно правила движения

Выполнять без возражения!

Тут великан заморгал уже зелёным глазом, и собака смело сделала шаг вперёд. Анфиса вытерла слёзки, Степа поднял велосипеды, и только они подготовилась поехать вслед за собакой, как вдруг на дорогу выбежала мышка и пропищала:

Если свет зажёгся красный.

Значат, двигаться опасно.

Пи-пи. Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!».

Пи-пи. Жёлтый свет-предупрежденье.

Жди сигнала для движенья! Пи-пи.

Мышка махнула хвостиков и убежала. Тут раздался барабанный стук и сразу появился марширующий отряд жуков-бородачей в военной форме: Вспомним, как учили нас:

Подошли к дороге - раз!

Смотришь тут, смотришь там.

И ещё посмотришь - два!

Нет машин - шагни вперёд,

Начинаешь переход!

Смышленые слоны поняли все секреты правил перехода через дорогу и с радостью хотели проехать на зелёный свет светофора, но не тут- то было. Раздался оглушительный свист и около них появился полицейский-постовой. Он строго посмотрел и сказал:

Кому 14-ти нет.

Запомни правило одно:

На улице велосипед

Тебе водить запрещено!

Полицейский попросил ребят поставить велосипеды на специально отведённую площадку и продолжить путь на общественном транспорте. Анфиса и Степа пожали плечами и решили все-таки перейти дорогу, но Анфиса споткнулась и под ногами увидела полосатое полотно:

Что за белые полоски.

Тут, на серенькой дорожке?

А муравей, переводивший свое многочисленное семейство прошептал:

Это «зебра» - переход-

Через дорогу проведёт.

Чтобы мы его узнали,

Нам его нарисовали.

Слоны удивились, сколько на улице спешащих людей, сколько нового и неизведанного для них.

И тут с визгом остановилась железная громада с горящими глазами спереди и клубами дыма сзади, да так обрызгала их водой из лужи, что они от неожиданности упали в эту самую лужу. В этот момент из радиоприёмника раздалась знакомая мелодия:

Пусть мама услышит.

Пусть мама придёт.

Пусть мама меня непременно найдёт.

Ведь так не бывает на свете —

Чтоб были потеряны дети...

1.3.Вопросы к анализу произведения:

1 Ребята, вам понравилась сказка?

2. Какие отрывки запомнилась больше всего?

3. О ком эта сказка? Назовите героев.

4.Какие препятствия встретились на пути героев?

5.Какие Правила дорожного движения нужно знать, чтобы не     оказаться на месте испуганных и плачущих слонов?

1.4.Творческая работа над концовкой сказки.

Воспитатель:

-        Ребята, моя сказка не закончена. Я предлагаю поделиться на 3 команды и придумать концовку сказки из предложенных вариантов.

Задание для команд:

  1.  команда. Анфису и Степу заметил полицейский-постовой, он позвонил в цирк и их забрали работники цирка.
  2.  команда. Зверята с помощью взрослых нашли свою мамочку.
  3.  команда.  Слонов увидела воспитатель из ближайшего детского садика.  Она пожалела волшебных зверят и  забрала их с собой в живой уголок группы, чтобы дети научили…

                   

Итак, приступаем к выполнению творческого задания.

Далее воспитатель прослушивает заключительную часть сказки в интерпретации детей и подводит итог:

-Молодцы, все команды справились с заданием. А теперь аплодисментами покажем, какое выступление вам больше понравилось. Минуточку, вот Анфиса мне хочет что-то сказать. Да действительно, слоны выучили правила безопасного поведения на дороге и теперь без труда передвигаются по городу, ездят на гастроли в другие города и дают совет:

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим.

         

          1.5. Физминутка

На двух колёсах я качу,

(идут по кругу друг за другом)

Двумя педалями верчу.

(идут, высоко поднимая колени)

За руль держусь, гляжу вперёд.

(руки перед собой, держат «руль»).

Я знаю, скоро поворот.

(поворачиваются и идут в другую сторону)

Мне подсказан дорожный знак:

(руки вверх, затем вниз)

Шоссе спускается в овраг.

(приседают, встают)

Качусь на холостом ходу,

(шаг на месте)

У пешеходов на ходу.

Затем дети садятся на свои стульчики

1.6. Эксперимент.

Постановка эксперимента по выявлению зависимости скорости скольжения предметов от шероховатости поверхности.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами проведём эксперимент, который поможет нам разобраться в некоторых дорожных ситуациях.

Итак, вот я беру 2 одинаковых предмета - 2 деревянных бруска-прямоугольника из строительного материала и 2 доски до полутора метра длиной: первая - гладкая шлифованная, вторая - необработанная, не шлифованная (дети подходят, трогают руками, проверяют на ощупь).

Далее воспитатель показывает, как два бруска скользят по разным поверхностям, и обращает внимание на то, какой предмет быстрее остановится.

Как вы думаете, на какой поверхности скорость скольжения будет сильнее? (звучат ответы детей)

Вспомните занятие на тему « Тормозной путь машин».

А теперь прослушаем стихотворение Геннадия Кодиненко «Тормозной путь»

          С потолка паук повис:

Почему не камнем вниз?

          У него есть паутина!

          Если прыгаешь с трамплина -

У тебя есть паутина?

Нет!

          А когда машина мчится -

Может вмиг остановиться?

Кто даст правильный ответ?

          Нет!

Нет!

Нет!

Потому что у машин

Нет паучьих паутин!

Чтобы им остановиться-

Надо метров семь катиться!

Хоть они и тормозят-

Как слоны по льду скользят!

И собьют в пути любого:

Хоть ребёнка, хоть большого!

Таким образом, если этот эксперимент, применять к  действию водителя на скользкой дороге в зимнее время, то понятно, что из-за частых торможений других водителей дорога становится гладкой как каток, тормозной путь увеличивается. Это и приводит к аварийной ситуации. А чтобы этого избежать водителю нужно:

1) не набирать скорость

2) иметь шипованую резину на колёсах.

Дорожная же служба должна в помощь водителю посыпать дороги песком.

В летнее время водитель должен также следить за изменениями дороги: объезжать лужи, масляные пятна и только что положенный новый асфальт.

          1.7. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. На пороге группы появляется мальчик  с повязкой на шлейке, за руку его держит предупреждающий дорожный знак «Искусственная дорожная неровность»:

-Здравствуйте, мы сегодня опоздали на занятие, так как пришлось ехать в травмпункт.

-Знаете, я как всегда взял велосипед и решил прокататься, разогнался слегка поехал, вдруг увидел какую-то полоску (а вчера её ещё не было), чёрно-жёлтую, решил проскочить, а она оказалась слегка возвышенной, вот и не справился с управлением, упал, но всё обошлось.

-Это что же получается:

Наш мальчик сделал трюк.

Он решил катить без рук.

Рама - в яме.

Руль - в траве.

Колесо на голове!

Ребята, поднимите руки, кто знаком с этим дорожным знаком?

Так, так. Ну что ж придётся вам представиться.

- Я очень серьёзный и ответственный знак! Я предупреждаю и детей и взрослых об опасности. У меня есть брат, а как его прозвали – отгадайте:

Лежит он на дороге,

Заметен всем издалека.

В полоску черно - жёлтую

Как у осы бока!

(ответы детей)

- Правильно, это «лежачий полицейский», который охраняет опасный участок и днём, и ночью. А ночью он особенно красив, потому что становится светоотражающем. Располагается он по указанию дорожной инспекции там, где водитель должен снизить скорость в любом случае (это школы, поликлиники, транспортные тоннели, спортивные комплексы и остановки общественного транспорта), если это требование не выполняется, то машина может повредиться от сильного удара, да и водитель тоже пострадает.

Воспитатель показывает детям иллюстрации о «лежачем полицейском».

-Ребята что нужно было сделать мальчику, чтобы избежать этой непонятной ситуации?

(ответы детей)

-Правильно. Мальчик должен был быть внимательным и обращать внимание на дорожные знаки. А «лежачего полицейского» можно объехать, так как он расположен не по всей ширине дороги, сбоку есть место для велосипедистов.

1.8. Коллективное составление панно

Воспитатель показывает не завершённую композицию «Мой микрорайон», выполненную на предыдущем занятии по аппликации и предлагает следующее задание:

-Ребята, мы с вами на занятии по аппликации приготовили панно «Мой микрорайон», здесь у нас есть и дома, и магазины, и детский сад, и остановка для пассажиров, но всё же чего-то не хватает...

Вспомните предыдущие занятия о дорожных знаках, о специальном  общественном транспорте...

Дети называют недостающие элементы композиции (светофор, «зебра», автобусы; троллейбус, машина скорой медицинской помощи, здания, дорожные знаки «Опасный поворот», «Дорожные работы», «Место остановки автобуса») и под руководством воспитателя наклеивают шаблоны на не завершенную композицию.

Молодцы! Мы с вами изготовили самый подробный план нашего микрорайона, так что нам позавидует любой водитель.

Как замечательно мы провели сегодняшнее занятие! Сколько интересного и полезного узнали! Пора подвести итоги .

1.9 Игра «Паутинка»

Воспитатель рассаживает детей по кругу, в руках держит клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей и просит закончить начатое предложение о правилах дорожного движения. Ребёнок вспоминает правило, заканчивает предложение и кидает клубок следующему, нитка при этом остаётся в руках. Когда все дети примут участие в игре, у них в руках останется «паутинка», а в памяти - длинный рассказ о безопасном поведении на дороге.

Примерные правила о безопасном поведении на дороге:

  1.  Дорогу нужно переходить на ...
  2.  Проезжую часть дороги следует переходить по ...
  3.  Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по...
  4.  Пассажирский транспорт нужно ожидать на..
  5.  Нельзя появляться внезапно перед близко идущим ...
  6.  Детям на проезжей части дороги нельзя..,

7) При приближении к «лежачему полицейскому» надо сбавить...

         2. Заключительная часть

Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.

Что нового вы узнали?

Какими знаниями вы бы хотели поделиться с друзьями, с родителями?

А сейчас поиграем в игру «Паутинка», которая поможет запомнить    

правила безопасного поведения на дороге на всю жизнь.

         

       

          Список информационных источников:

1. Винни- Пух в стране дорожных знаков: книга-раскраска по Правилам дорожного движения.2001 г. – с.19

2. Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост.Г. М. Кружков; М.: Просвещение, 1992., с. 178

3. ОБЖ. Старшая группа. Занимательные материалы / Сост. Л. Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей»., с.48

4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. пособие / авт. – сост.: Р. Ш. Ахмадиева и др.- Издание ГУ «НЦ БЖД». 2008., с.165, 234

5.Сотавьёв В. И. Сто историй о подземном городе/ Рис. Браат. -Л., Дет.лит,, 1988., с.5

6. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий/ Сост.: Г.А. Гапеева и др./ Под общ. Ред. Д. М. Мустафина.- Казань: ГУ «HЦ БЖД», 2009 г., с.62.115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности....

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»...

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе по теме: «Как Зайка познакомился с правилами дорожного движения, благодаря детям».

Продолжать знакомить, с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части. Развивать у детей чувство от...