Главные вкладки

    Перспективный план по познавательно – исследовательской деятельности для детей 3 – 7 лет(Ноябрь)
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

    Соболева Татьяна Алексеевна

    Творческий проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnoe_planirovanie_dlya_detey_3_-_5_let.docx426.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Радуга»

    Перспективный план

    по познавательно – исследовательской деятельности для детей 3 – 7 лет

    Месяц - ноябрь

    Период работы над исследованием

    Тема исследования

    Цель исследования

    Виды деятельности

    13.11 – 17.11.

    «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

    - Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус);

    - Развивать познавательный  интерес ребёнка в процессе экспериментирования.

    • Беседа «Наши помощники – органы чувств»;
    • Опыт «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»;
    • Игра «Отгадай по запаху»;
    • Игра «Отгадай на вкус»;
    • Игра «Отгадай на ощупь»;
    • Создание игры  «Наши помощники –органы чувств».
    • Изготовление лэпбуков «Наши органы чувств». (Приложение 1)

    20.11 – 24.11.

    «Волшебная водица»

    - Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льётся, без запаха);

     - Выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.

    • Беседа «Для чего нужна вода»;
    •  Опыт: « Подушка из пены»;
    •  Опыт: «Вода принимает форму»
    • Дидактические игры с детьми: «Дождик», «Тонет – не тонет»;
    • Создание стенгазеты  «Берегите воду». (Приложение 2)

    27.11 – 01.12.

    «Воздух»

    - Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими.  Воздух  находится вокруг нас, его можно почувствовать;

    -  Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз.

    • Беседа «Воздух»
    • Опыт «Воздух есть в воде»;

    • Опыт «Воздух повсюду», «Воздух работает»;
    • Изготовление вертушки (по схеме).

    (Приложение 3)

    Приложение 1

    Беседа «Наши помощники – органы чувств»

    Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

    Ход беседы:

    - Здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

    - Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).

    Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

    «Кто такой командир?» (Ответы детей)

    - А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

    - Кто из вас знает, как его зовут? 

    - Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. 

    - Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

    - На что она похожа?

    - Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

    - А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

    - У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

    А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (

    - Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

    Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

    Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

    Загадка

    На ночь два оконца

    Сами закрываются,

    А с восходом солнца

    Сами открываются. (Глаза)

    - Молодцы!

    - Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

    Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

    - Мы с вами поиграем.

    Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребёнку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

    - Так зачем же человеку глаза?

    - Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? 

    • Нельзя тереть глаза грязными руками.
    • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
    • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
    • Нельзя долго играть в компьютерные игры
    • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

    Молодцы, правила вы хорошо знаете.

    А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

    Загадка

    Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

    А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

    - Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

    Загадка

    Вот гора, а у горы

    Две глубокие норы.

    В этих норах воздух бродит:

    То заходит, то выходит. (Нос)

    - А для чего человеку нос? (Ответы детей)

    Загадка.

    Твои помощники, взгляни,

    Десяток дружных братцев.

    Как славно жить, когда они

    Работы не боятся. (Пальцы)

    Для чего нам нужны пальцы?

    Что мы узнали? (мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают).

     Что "командир" нашего тела называется. (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

    Опыт: Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

    Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

    Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Воспитатель предлагает ребёнку  поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.

    .

    • Игра «Отгадай по запаху» — ребёнку закрывают глаза и предлагают отгадать по запаху, что в руках у воспитателя Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
    • Игра «Отгадай на вкус» — ребёнок с закрытыми глазами определяет на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
    • Игра «Отгадай на ощупь» — ребёнок опускает руку в мешочек , отгадывают предмет и затем достают его.

    Создание игры «Наши помощники – органы чувств»

    C:\Users\WIN10\Desktop\detsad-308582-1460798490.jpg

    Игра «Наши помощники – органы чувств»

    Цель:  закрепить знания детей об органах чувств и их функциями;

    Развивать речь дошкольников, умение доказывать.

    Материал: Карточки с изображением анализаторов – 5 шт., предметные карточки на прищепках – 20 шт., коробка или мешочек.

    Кол – во играющих: 1 - 5

    Ход игры:

    В мешок или коробку закладываются карточки анализаторы (по количеству игроков). Каждый игрок достаёт себе одну карточку. После в мешок помещаются предметные карточки с прищепками. Игроки по очереди вынимают из мешка по одной предметной карточке и прицепляют к карточке анализаторы. Если же предметная карточка не соответствует анализатору, то игрок кладёт её обратно в мешок и ход переходит следующему игроку. Игрок первым собравший все предметные карточки считается победителем.

    Изготовление лэпбуков «Наши органы чувств»

    C:\Users\WIN10\Desktop\images (1).jpg

    C:\Users\WIN10\Desktop\detsad-47089-1449942487.jpg

    Приложение 2

    Беседа «Для чего нужна вода»

    Цель: Развивать воображение и познавательный интерес к воде и ее свойствам.

    Ход беседы:

    (Воспитатель усаживает детей полукругом на стульчики. И начинает рассказывать детям о том для чего нужна вода).

    Вос-ль: Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!  Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

    Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

    Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

    Ребята, вам понравилась наше путешествие по состояниям воды?

    (Ответы детей).

    Вос-ль: Ребята воду нужно беречь и охранять.

    Опыт «Подушка из пены»

    Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

    Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

    Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

    Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

    Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)

    Опыт «Вода принимает форму»

    Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

    Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

    Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды

    Дидактические игры по экспериментированию

    Игра «Дождик»

    Цель: развитие внимания.

    Ход игры:

    Все встал в круг, воспитатель водящий, дети по очереди повторяют заданное движение, но каждый участник игры делает движение только тогда, когда его выполнит предыдущий. Когда это движение доходит до ведущего, она меняет его. Сначала дождь идѐт отдельными каплями (щѐлкает пальцами), потом дождь усиливается (трѐт ладонями по бѐдрам), дождь становится сильнее (хлопает ладонями по бѐдрам). Дождь перерастает в ливень (топает ногами). Стихает дождь в обратном порядке. Педагог следит за тем, чтобы дети не опаздывали и не начинали изменять движение, прежде, чем оно «докатилось» до них.

    Игра «Тонет – не тонет»

    Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; (прозрачность, плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

    Материал: аквариум с водой, различные предметы (из стекла, пластмассы, дерева, металла.)

    Ход игры:

     Дети поочерѐдно опускают предметы в воду, наблюдают за происходящим, определяют какие предметы тонут, а какие остаются на еѐ поверхности , рассказывают о свойствах воды, что она прозрачна. «Что плавает, что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковы по размеру? Отчего зависит плавучесть предметов?»

    Создание стенгазеты  «Берегите воду»

    C:\Users\WIN10\Desktop\detsad-328349-1428420688.jpg

    Приложение 3

    Беседа «Воздух»


    Цель: Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Формировать основы экологического сознания. Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны. Вызвать стремление к охране лесов. Развивать интеллектуальные способности. Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы. Обратить внимание на средства выразительности, присущие разным видам искусства.

     

    Оборудование: сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения».

    Музыкальный материал. Аудиозапись «Старинной французской песни» П.И.Чайковского. Аудиозапись шума ветра.

    Живописный материал. Репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», Н.Н.  Дубовской  «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»)

    Речевой материал: Отрывки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г. Долженко «Гладь морская". Немецкая песенка «Ветряная мельница». Календарная  закличка «Ветер, ветерок». Загадки.

     

    Раздаточный материал:  пакетик, чашка с водой, коктейльная трубочка, кусочек сахара, веер, веточка с листочками, бумажная лодочка, модель парашюта, шарик - по числу детей.

     

    I . Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

    Воспитатель:   – ребята, вы хотели бы стать волшебниками? Сегодня мы с вами превратимся в настоящих волшебников; скажите, что нужно знать волшебникам, для того, чтобы уметь делать различные опыты? (Хорошо заниматься в школе, обладать необходимыми знаниями). Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории.

     

    Воспитатель. Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? (воздух)

     Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время  тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

    II. Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха, сжимаемости воздуха, весе воздуха.

    1. Игра  - поиск «Где живет воздух?»

    (Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками)

    Воспитатель. Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.)

    Воспитатель. Есть ли что - нибудь в банке? (кубики)

    Воспитатель. Уберем кубики, есть ли что - нибудь в пустой банке? (воздух) Воспитатель. Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный)

    (перед каждым ребенком на столе прозрачный  пакет)

    Воспитатель. Возьмем пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия . По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Воспитатель. Что же надуло пакет? (воздух)

    2. Опытно - экспериментальная деятельность

    Воспитатель. Дети, я приглашаю вас в мини - лабораторию.

    Опыт. Воздух есть в воде.

    (перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

    Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите?  (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух).

    Опыт. Воздух есть в сахаре.

    (перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

    Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки ) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух)

     

    Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.

    Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

    Воспитатель. Сегодня у нас необычный гость.

    (Достает ненадутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Воспитатель. Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Воспитатель. Шарик просит меня, чтобы я его надула.

    (воспитатель надувает шар)

    Воспитатель. Чем наполнили шар? (воздухом) Воспитатель. Каким стал шар? (большим, прозрачным) Воспитатель. Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее) Воспитатель. Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет)

    (воспитатель отпускает шар, не завязав его)

    Воспитатель. Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда).

    Опыт «Воздух повсюду»

    Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

    Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

    Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

    Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.

    (Воздух)

    Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

    • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
    • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

    •        Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети
    надувают воздушные шарики.
    Чем мы заполняем шарики?
    Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не
    является пустым.

    Опыт «Воздух работает»

    Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

    Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

    Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ? Как это можно проверить ? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла?Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

    Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар ? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

    Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком

    Изготовление вертушки (по схеме)

    C:\Users\WIN10\Desktop\windmill-shema.gif

    C:\Users\WIN10\Desktop\vertushka-08.JPGC:\Users\WIN10\Desktop\vertushka.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе.

    Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группеСентябрьТема: «Человек. Звук и слух»Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»Цель: закреплять пр...

    Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности детей в средней группе

    Перспективное планирование  познавательно – исследовательской  деятельности детей  в средней группе...

    Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей от 6ти до 8ми лет

    Пояснительная запискаДошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной си...

    Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

    Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группеПерспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе...