Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Канзафарова Жанна Павловна

Подборка эксперементов для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перспективный план29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

1

Где прячутся детки? У кого какие детки?

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи,  фрукты,ягоды,  подносы, лупа, молоточек, коллекция семян и растений

Рассматривание овощей и фруктов, рисование овощей и фруктов, д/и «Съедобное-несъедобное»

2

Как развивается растение? Что любят растения?

Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Семена, предметы ухода за растениями.

Рассматривание альбома «Растения», ведение дневника наблюдений.

3

Кто улетит, кто останется?

Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне.

Рассматривание альбома «Перелетные птицы», д/и «Кто чем питается?»

4

Знакомство со свойствами песка и глины.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Емкости с песком и глиной, емкости для пересыпания, палочки, лупа, мерные стаканчики с водой, изделия из керамики.

Игры в песочнице, наблюдение: что происходит с песком в ветреную погоду, во время дождя.

Октябрь

5

Знакомство с воздухом и его свойствами.

 

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Выявить свойства воздуха:  невидим, без запаха, не имеет формы, легче воды, имеет силу.

Емкость с водой, воронка, напалечник, султанчики, ленточки, воздушные шары, трубочки для коктейля, мыльный раствор, бумажные кораблики.

Надувание мыльных пузырей, игры  с бумажными корабликами .

6

Свет и его свойства.

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Подвести к пониманию того, что свет исходит от источника, что освещенность зависит от силы источника и удаленности от него. Объяснить значение света для жизни растений и животных.

 Картинки с изображением источников света; лучина, настольная лампа, два фонарика.

Рассматривание иллюстраций пейзажей, событий в разные части суток, игры с фонариком, игра «Светло-темно».

7

Вода и  свойства воды.

Выявить свойства воды. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, соль, сахар, лимон.

Рассматривание картин с изображением растений, животных, людей.

8

Агрегатные состояния воды.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед.

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

д/и «Наоборот», рассматривание изображений пейзажа в разное время года.

9

Как звери меняют шубку?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки меха(старого), кора деревьев.

Игра «У кого какая шубка?», рассматривание альбома «Дикие животные».

Ноябрь

10

Магниты. Магнетизм.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, сказочные персонажи с закрепленными  внутри  металлическими пластинами;

Игра «Волшебная рукавичка», чтение энциклопедии.

11

Взаимодействие воды и снега. Строим снежный городок.

Выявить свойства воды: чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает снег.  Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки, вода, лопатки, ведра.

д/и «Наоборот», рассматривание папки «Зимние забавы детей».

12

Звук.  Причины возникновения звука.

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Дать понятие об охране органов речи.

Длинная деревянная линейка, металлофон, стеклянная палочка, пустой аквариум, сема строения органов речи.

Игры на музыкальных инструментах, д/и «Скажи тихо», «Скажи громко», игра «Угадай, где звучит».

13

Свет и его свойства. Как образуется тень?

Познакомить с образованием тени от предметов.  Установить сходство тени и объекта. Создать с помощью теней образы.

Оборудование    для теневого театра.

Инсценировка сказок, пальчиковая гимнастика.

Декабрь

14

В мире пластмассы.

Познакомить детей с предметами из пластмассы. Определять ее  качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые предметы, пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

д/и «Что из чего?»

15

 Превращение

Развитие умений фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: был-будет, был-стал.

Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

16

Цветообразование.  

Побуждать к получению новых цветов и оттенков путем смешивания двух красок.

Палитры, краски, кисти, контурные изображения воздушных шаров, контуры радуги, цветовые волчки

Рисование радуги, воздушных шаров.

17

Носарий.

 

Познакомить с  функцией носа, его строением. Познакомиться с особенностями работы носа, научить определять предметы по запаху.

Контурные рисунки профилей с разной формой носа, схематичное изображение носа. Различные предметы с характерным запахом.

Игра «Умный нос», «Определи по запаху».

Январь

18

Теплота.

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (Лед – вода, вода – лед). Выявить условия, при которых предметы могут нагреваться (трение, движение, сохранение тепла)

Варежки, льдинка, свеча, емкости с водой для замораживания.

Изготовление льдинок на прогулке.

19

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

 Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Иллюстрации «с Новым годом!», мех, емкости для снеговых фигур.

Рисование, лепка  Деда Мороза и Снегурочки, чтение стихов.

20

Язычок – помощник.

 

Познакомить со строением и значением языка, определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Набор продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схема языка, зеркала, деревянные палочки, стаканы с водой.

Игры «Угадай на вкус», «Скажи какой»

21

Преобразование. Вертушка.

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

Бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схема.

Игры с вертушками, наблюдение за ветром.

Февраль

22

Нужен ли зимой растениям снег?

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Емкость с водой, листочки комнатных растений.

Наблюдения за деревьями на прогулке.

23

Резина, ее качества и свойства.

Познакомить детей с качествами (структура поверхности ,толщина) и свойствами (плотность, упругость, эластичность)  резины. Устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки, перчатки, воздушные шары. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала

Игры с мячом, воздушными шарами, надувание шаров.

24

Преобразование. Мебель.

Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали, получать результат.

Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей.

Рассматривание альбома «Мебель», игры с куклами.

25

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, емкости с водой, спиртовка, спички.

Игры с магнитом, д/и «Что из чего?»

Март

26

Вес, притяжение.

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Предметы из одного материала разных размеров; мешочек.

Игра «Угадайка», игра «Наоборот», игра «Тяжелый-легкий».

27

Волшебный круг.

Продемонстрировать образование цветов.

Цветовые волчки.

Смешивание красок на занятиях по рисованию.

28

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества  (структура поверхности,  толщина, прозрачность)  и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Небольшие стеклянные предметы, палочки для проверки звонкости стекла, окрашенная вода, спиртовка, спички,  алгоритм описания свойств материала

д/и «Что из чего?», рассматривание папки «Стеклянные предметы».

29

Термометр.

Знакомство с термометром. Формирование  представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

Термометры, чайные ложки, горячая и холодная вода в стаканах.

Игра «Горячий-холодный», игра «Холодно-тепло».

Апрель

30

Где быстрее?

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-лед).

Варежки, льдинка, свеча, емкости с холодной и горячей водой.

Наблюдение за сосульками на прогулке.

31

Тепло – холодно.

 

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Веточки разных деревьев, емкости с водой, семена овощей, емкости для замачивания, ткань.

Наблюдение за ростом комнатных растений.

32

Где будут первые проталинки?

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Емкости, окрашенные в светлые и темные тона.

Игра «Тепло-холодно», наблюдение на прогулке за сосульками.

33

Испарение.

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Кукольные платья и штанишки, тазик с водой, утюг.

Игра «Чистый-грязный», чтение сказки «Мойдодыр», мытье рук перед едой.

Май

34

Преобразование. Поезд

Уметь аккуратно наклеивать детали к готовой форме, участвовать в коллективном преобразовании, стремиться изменять предметы.

Коробки, цветная бумага, клей, ножницы.

Строительные игры.

35

Плавание тел.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Емкость с водой, пластилин, кусочек, дерева, камушек, металлические предметы.

Игры «Наоборот», «Тяжелый-легкий», рассматривание иллюстраций с изображением кораблей, лодок.

36

Свойства веществ.

Формирование представлений о свойствах твердых  веществ. Развитие экологического сознания.

Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина.

Починка игрушек.

37

Строение веществ.

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Песок, сахар-рафинад, лупа, стакан с теплой водой, чайная ложка.

Игры в песочнице с мокрым и сухим песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»

Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками,  цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы.

Тема: «Путешествие с Капелькой в мир воды».Цель: Развивать познавательную активность в ходе познавательно- исследовательской деятельности; расширять знания детей о воде.Задачи:1....

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы...

Познавательно-исследовательская деятельность для детей средней группы Кому нужна вода?

Познавательно-исследовательская деятельность для детей средней группы  Кому нужна вода?...

Конспект интегрированного развлечения с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы

Формирование целостной картины мира: помочь детям понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе на основе взаимосвязи свойств снега и температуры воздуха, объясняя причины и резул...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей средней группы. Тема: «Путешествие с Капитошкой в мир воды».

Конспект познавательно -исследовательской деятельности для среднего дошкольного возраста, тема "Путешествие с Капитошкой в мир воды". Задачи: познакомить со свойствами воды; учить способам исследовани...