Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы
рабочая программа на тему

Хлустикова Лариса Николаевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

у детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_sad_no692samoobrazovanie.doc522 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 692

                              Самообразование

На тему:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

у детей средней группы

                                                                                                                 Подготовила

Воспитатель 3 группы

                                                                                                      Хлустикова Л.Н.

                                                                             Москва 2012

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне  мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности.

Природа наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели  М.Пришвин,  В.Бианки, К.Паустовский.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

 Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных,  понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - цель моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).

Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, этому способствует созданная предметно-развивающая среда на участках Учреждения: «сухой ручей»,  огород, цветник, луг, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев. Все это  обогащает  опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание к живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Цель: Формировать у дошкольников основы целостной, «экологической» картины окружающего мира, логическое и диалектическое мышление и поведение через познавательно-исследовательскую  деятельность.

Задачи :

I. Оздоровительные задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

II. Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. 
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.

III. Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Ожидаемые результаты

Для детей: 

  • Сформированность положительной мотивации на природу.
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов: 

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
  • Создание экологической тропы в Учреждении.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Для родителей: 

  • Повышение уровня экологического сознания.
  • Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

   

      Возраст от 3 до 5 лет - сензитивный период для развития познавательной потребности. Вообще дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов.

3-4 года.
К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

-  знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

-  установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

-   удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

-    формирование положительного отношения к окружающему миру. 


     
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

                                          Доклад на педсовете.

Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей средней группы.

            Свой доклад я хочу начать со слов В.А. Сухомлинского, который говорил, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Таким образом, совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта  образами природы – полными и яркими.

           Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять  первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить  своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

        С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели поисково-исследовательской деятельности ребёнок развивается как самостоятельная, инициативная личность.

        Важно отметить, что самые прочные и ценные знания- не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

        В поисково-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Наблюдения.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей  большой интерес. На прогулке в средней группе предлагаются следующие наблюдения:

- за зимующими птицами;

-за погодой;

- за машинами;

- за деревьями зимой;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

- за изменениями на участке детского сада и др.

           Можно предложить детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение прогулки: птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко. Можно предложить зарисовать почки деревьев зимой (зарисовка по памяти). Приучая детей аккуратно зарисовывать, делать схемы мы постепенно вырабатываем у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитываем усидчивость – готовим к будущей учебной деятельности.

Экспериментирование

        Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Современное дошкольное образование ставит перед собой следующие задачи:

- поддержать стремление ребёнка к экспериментированию (познавательный интерес);

- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

        В средней группе на прогулке зимой можно проводить следующие эксперименты:

-«Лёд – твёрдая вода»;

- «Где быстрее растает лёд»;

- «Взаимодействие воды и снега»;

- «Строим снежный город»

- «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» и др.

        

            Детское экспериментирование воспитывает в детях инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Экскурсии

        Экскурсии в средней группе проводим по территории детского сада с целью наблюдения за изменениями в природе (конец осени- начало зимы, конец зимы – начало весны).

        Наблюдение, проведение опытов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада. Всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные  вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

 Непосредственно-образовательная деятельность. 

Образовательная область «Познание». 

 Тема: «Вода и её свойства». 


Задачи: 

 - развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями; 

- познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды; 

 - научить находить различные жидкости в окружающем мире; 

 - получить доказательство того, что вода – очень умный продукт, необходимый всем живым организмам;

 - воспитывать бережное отношение к воде. 

Оборудование: 

емкости для воды разного объёма, стаканы, чайные ложки, кубик, физическая карта, сахар, соль, мука, гуашь, воронка, носовой платок, вата, вода. 

 Ход занятия. 

 Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины веса организма. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять. 

 (Раздаётся стук в дверь, в группу входит девочка в костюме капельки.) 

Вос-ль: Ребята, кто к нам пришёл? Кто ты? 

 Дев: Я Капелька воды. 

 Вос-ль: А зачем ты к нам пришла? 

 Кап: 

 На огромной планете Земля 

 Жила скромная чистая капля 

 Ей вопросы мешали, друзья:

 Где живу?

 Какими свойствами я обладаю? 

 Вос-ль: 

На вопросы ответить, ребята,

 Сама капля не сможет. 

 Ждёт она, не дождётся, 

 Когда мы ей поможем. 

Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? 
(ответы детей). 

 Кап: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. Это правда? 

 Дети: Да.

 Вос-ль: Ребята, давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать у нас в группе. 

Путешествие-поиск капелек воды по группе.

 

Вместе с детьми Капелька воды ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов. 

В уголке природы: лейка с водой. (Приклеить капельку). 

 Дети: Растениям нужна вода, они живые и без воды могут погибнуть. 

 В туалетной комнате. (Приклеить капельку). 
Дети: Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо. 

Около мойки в подсобном помещении. (Приклеить капельку). 

Дети: Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, полы, игрушки. 

На столе, где стоит бутылка с водой для питья. (Приклеить капельку). 

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить. 

 Вос-ль: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут, где ты можешь ещё их повстречать. 

 Дети: Капельки воды живут в реке, озере, море, луже, океане. 

 Вос-ль: Вот видишь, капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на карту нашей планеты Земля. Что вы можете сказать? 

Дети: Воды на поверхности Земли больше, чем суши. 

 Вос-ль: Правильно. 

 

Знакомство со свойствами воды. 

Вос-ль: Ребята, нашу гостью интересовал ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Но для начала немного отдохнём. 

 

Физкультминутка «К речке быстрой».

 

К речке быстрой мы спустились, 
(шагаем на месте) 

Наклонились и умылись. 
(наклоны вперед, руки на поясе) 

Раз, два, три, четыре, 
(хлопаем в ладоши) 

Вот как славно освежились. 
(встряхиваем руками) 

Делать так руками нужно: 
Вместе – раз, это брасс. 
(круги двумя руками вперед) 

Одной, другой – это кроль. 
(круги руками вперед поочередно) 

Все, как один, плывем как дельфин. 
(прыжки на месте) 

Вышли на берег крутой 
(шагаем на месте) 

И отправились домой. 

 

Практическая работа, в ходе которой с помощью опытов устанавливаются свойства воды. 

Беседа по технике безопасности.

 

1) Какой формы вода? (опыт проводят дети под руководством воспитателя) 
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. А теперь разольём воду в блюдце, она растеклась лужицей. Давайте возьмём кубик и положим его в блюдце, затем переложим в другую емкость. Форма кубика изменилась? (Нет). 

 Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. 

 Оборудование: 2 стакана разного размера, тарелка, кубик, вода. 

 2) Какого цвета вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
Возьмем стакан с водой, и 9 разноцветных полосок (красная, оранжевая, желтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, чёрная, белая). Будем поочереди сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной). 

 Вывод: чистая вода не имеет цвета. 
Оборудование: стаканы с водой, 9 полосок разного цвета. 

3) Какого вкуса и запаха вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
А есть ли у воды вкус и запах? Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают свое мнение. Затем, сок выпивают. 
Вывод: у воды нет своего вкуса и запаха. 

Оборудование: стаканы с водой, кружки в которых налит апельсиновый сок,  4) Вода – растворитель. (Первую часть опыта проводят дети под руководством воспитателя. Вторую часть проводить воспитатель, дети наблюдают). 
1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Они растворились и изменили вкус воды). 
2. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание. 
Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана). 
Что мы видим в стакане, где растворяли подсолнечное масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности). 

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. 

 Оборудование: сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложка.  

5) Фильтрование воды. (Опыт проводит воспитатель). 
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Иванушка превратился в козлёночка). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. 
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами. 

 Оборудование: воронка, носовой платок, вата, ёмкости для воды. 

 Итог

 Вос-ль: Ну, вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства? (Да). 

 Вос-ль: Перечислите их. 

 Дети: - вода не имеет формы; 
- вода не имеет запаха и вкуса; 
- вода растворяет некоторые вещества; 
- воду можно очистить. 

 Вос-ль: Правильно. 
Вода это очень ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите, можно прожить без воды? (Нет). 

 Вос-ль: Правильно, без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду нужно беречь и не тратить зря. 

 Вы, слыхали о воде?

 Говорят она везде! 

Вы в пруду её найдёте, 

И в сыром лесном болоте. 

В луже, в море, в океане 

И в водопроводном кране, 

Как сосулька замерзает, 

В лес туманом заползает, 

На плите у вас кипит, 

Паром чайника шипит. 

Без неё нам не умыться, 

Не наесться, не напиться! 

Смею вам я доложить: 

Без неё нам не прожить! 

Игра. 

Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, относящееся к воде: жидкая, красная, имеет запах, имеет форму, бесцветная, растворяет сахар, соль, основа всего живого на Земле.




Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста.


I. Подготовка   почвы   для   интереса:

а)   подготовка внешней почвы  для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в    данной деятельности    у данной личности;

б) подготовка   внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

II.   Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не   является   еще   интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса;    оно подготавливает       переход   от   внешне    обусловленной    потребности    в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III.    Организация       систематической     поисковой     деятельности, в недрах    которой    формируется    подлинный    интерес,   характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могут не заниматься этим»).

IV.    Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы).
Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям:

1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;

2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности

Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:

а)  возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

б)      постановку и принятие   ребенком задачи для самостоятельного (или   совместного   с воспитателем)   решения;

в)   организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

г)  решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

       
Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.
       
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

     
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. 

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания.

Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
         
Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением — важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Интерес — как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.

Таким образом, необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
         
Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.
         
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность. 


                                     

                                      Памятка   воспитателю.

Существует несколько общих правил, их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное — подходить к проведению этой работы творчески.

Для этого:

1) учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;

2) не сдерживайте инициативы детей;

3) не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4) не спешите с вынесением оценочных суждений;

5) помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

     а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

     б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

     в) учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

           Эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем.

 В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.    

Формирование познавательной активности от одной ступени на более высокий уровень означает:

—  создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;                                                             

—  создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более высокого порядка,   регулируемые   не  предметами,   а   его собственными намерениями.

Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общение со взрослым.

Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников.

                                       


                                       Работа с родителями.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно -  заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских  умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Поделки, рисунки «Вместе с родителями» 

Заключение.

Возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения:

¨                     обучающую;

¨                     развивающую;

¨                     воспитательную;

       
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания  личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

       
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.


Используемая литература: 

  • И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2012. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  •  Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Познавательно - исследовательский проект Для детей средней группы «Веселый огород»

Познавательно - исследовательский проектДля детей средней группы «Веселый огород»...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Соловушки»-"В гости к Капитошке"

Во время прогулки зимой в детском саду ребята обратили внимание на некоторых детей - они ели снег и сосали сосульки. Я  сделала им замечание: «Дети, снег есть нельзя и сосульки сосать тоже!...