Проект "Ох - картошечка!"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ромашкина Светлана Леонидовна

Актуальность проекта:

Развивать представление детей об окружающем мире , через наглядную поисковую деятельность.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Он построен по принципу развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

           Проект :

 « Чудо  -  картофель!»

                                                                                                 

                                                                                                       

                                                                                                            ВЫПОЛНИЛИ И ПОДГОТОВИЛИ:

                                                                                                  ДЕТИ и РОДИТЕЛИ  ГРУППЫ №6

                                                                                                     (Старший возраст)

                                                                                                  Воспитатель: РОМАШКИНА С Л

                                                       П. МЕГЕТ     2013

Название проекта:        « ЧЮДО - КАРТОФЕЛЬ!»

ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ:  «Экологическое воспитание»  дошкольников через познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Актуальность проекта:

Развивать представление детей об окружающем мире , через наглядную поисковую деятельность.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Он построен по принципу развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Участники проекта: родители воспитанников, дети старшей группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель( итоговое мероприятие). Коллективный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

По продолжительности:  долгосрочный  (6 месяцев).

Разработчик проекта:  воспитатель старшей группы  Ромашкина С Л

Цель:

  • Обеспечение условий для расширения представлений об окружающем мире.
  • Вовлечение детей в практическую деятельность  через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность в огороде детского сада.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала  дошкольников с помощью разнообразных образовательных областей.
  • Наладить взаимопонимание между детьми  и родителями . Вызвать у родителей желание участвовать в проекте.


Решаются задачи разной направленности:

1. Задачи образовательной направленности:

  • Познакомить детей с овощем – картофель.
  •  Рассказать о пользе картофеля и вреде его ягод для человека.
  •  Закрепить представление о росте и размножении картофеля; семенем, клубнем, глазками.
  •  Обогащать словарный запас детей (клубни, росток, глазки).
  • Формировать элементарные экологические знания и представления;
  • Уточнять, систематизировать и углублять знания о картофеле посредством моделирования;
  • Формировать умения самостоятельно решать различные экологические задачи;
  • Развивать воображение, фантазию и логическое мышление; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые умения;
  • Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
  • Учить понимать причинно-следственные связи (картофелю для роста необходима влага, солнце, удобренная почва, и т.д.); показать взаимосвязь растений и людей друг с другом и со средой обитания;
  • Формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека.


2. Задачи воспитательной направленности:

  • формировать бережное отношение к миру природы;
  • формировать представления о жизни растения как живого существа (растет, размножается);
  • формировать эмоционально-доброжелательное отношение к растениям в процессе общения с ними;
  • воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать;
  • развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах;
  • развивать ответственное и бережное отношение к картофелю;
  • активировать речь, развивать словарь детей; 
  • активно привлекать родителей для участия в проектной деятельности;

Интеграция образовательных областей:

 познание,   социализация,   труд,  безопасность,  коммуникация,  чтение художественной литературы,  художественное творчество,  музыка, здоровье.

Ожидаемые результаты:

- закрепление и расширение знаний о картофеле;

- научить  разным способам  размножения (целый, очистки, резаный),  и уходом за картофелем.

- активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

- развитие творческих способностей.


Работа по проекту велась в течение шести месяцев на занятиях по  речевому развитию, ручному труду, аппликации,  рисованию, познанию…. В утренние и вечерние часы мы вместе с детьми рассматривали энциклопедии, книги, разучивали загадки, пословицы, поговорки,  проводили беседы.  В рамках проектной деятельности проводились большая работа с родителями. Это консультации, беседы, экскурсии в огород с группой детей, организация совместных фотовыставок, выставок детских рисунков и поделок из овощей .
Творческая увлеченность  детей, родителей и педагога, системность, планомерность в работе, дали положительные результаты. К концу проекта «Чудо, картофель!» были получены хорошие знания, умения и навыки.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

      I.          Организационный  этап:

  • разработка конспектов  занятий, бесед непосредственно-образовательной деятельности,
  • познакомить родителей с целями и задачами проекта «Чудо, картофель!», определить их роль в работе проекта.
  • подборка необходимого  оборудования: вёдра, лопаты, грабли, капарульки, …
  • подборка различных наглядных пособий: иллюстрации, фото-альбомы, сюжетные картины о временах года,  

   II.            Основной этап:

Деятельность детей, педагога, музыкального руководителя и родителей:

  • посадка картофеля разными способами на огороде детского сада
  • поэтапный уход за ростом картофеля: посадка, рыхление, прополка, окучивание, полив по необходимости, выкапывание, …
  • продуктивная деятельность – рисование гуашевыми красками с использованием  картофельных  отпечатков  «Листья осени» - коллективная работа, аппликация «Блюдо с овощами», изготовление поделок из плодов картофеля - выставка: «Чудо- картофель!»
  • рассматривание иллюстраций .
  • придумывание, загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, объяснение примет, рассматривание рисунков из поваренной книги,
  • работа с родителями по изготовлению мини-проектов  тема  проекта (по- желанию)
  • разучивание песен, танцев,
  • пальчиковые игры «Овощи», «На огород», «Урожай»,  подвижные игры «Собери урожай», «Огородник»,

III.            Заключительный этап:

  • Музыкальное развлечение «Ох, картошечка!»
  • Выставка поделок из картошки, совместно с воспитателями и родителями,
  • Оформление мини проектов «Чудо картошка», родителями.
  • Картотека игр, стихов, пословиц.
  • Фото-презентация проекта.

Конспект занятия: «Узнаем всё о картофеле».

Данное занятие способствует расширению представления ребенка о значении картофеля в жизни человека. Дети знакомятся с происхождением и историей выращивания овоща, способами его размножения. Практическая работа направлена на воспитание трудолюбия, формирование навыков личной гигиены, а использование загадок, стихов, песен, иллюстраций – на развитие умений слушать, сопоставлять, обобщать и сравнивать.

Цели:

  1. Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, с различными способами выращивания картофеля, появлением его в России.
  2. Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека (в питании, в лечебных целях)
  3. Воспитывать у детей любознательность, трудолюбие, развивать навыки личной гигиены.

Методы и приемы:  игра,  диалогическая беседа, объяснение, метод эмоционального образного постижения слова, выбор изображения заданного объекта.

Оборудование: рисунки с изображением картофеля и овощей, глобус, блюдо с овощами,  совочки и лопаты,  различные клубни картофеля, таблички с изображением видов картофеля.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация рабочего места

Дети садятся.  Блюдо с овощами стоит на столе воспитателя. (Звучит песня «Антошка», муз В. Шаинского, сл. Ю. Энтина)

2. Основная часть

Сегодня мы поговорим с вами об очень удивительном овоще.

Убедилась я с годами:
Чудеса - то рядом с нами!
Только к ним мы привыкаем
И почти не замечаем…
Вот пример вам – чудо крошка
Что в руке моей? (картошка).

Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далёк
С запада и на восток.

Были времена, когда русские люди не знали вкуса этого овощного растения. Откуда же взялась картошка?  Это растение родом из Южной Америки (показать на глобусе). Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу.

Но европейцы не сразу стали использовать картофель в пищу - не пришёлся он им по вкусу, их привлекли цветы этого растения. Знатные дамы украшали цветами картофеля платья и шляпки. А вот клубни в те времена были невелики, так как сажали их очень густо, и от этого они ещё больше мельчали.

В Россию картофель привез царь Петр 1. Поначалу русским людям картофель тоже не понравился. Они отказывались его сажать и даже бунтовали. Теперь же мы не представляем себе жизни без картофеля.

3. Развитие речи

(Рассмотрим картинку с картофелем; на картинке с овощами выберем картофель).

- Как мы называем картошку? («вторым хлебом»).

- Почему? (она вкусная, в ней много витаминов, полезных для человека).

- Часто ли вы едите этот овощ? Как часто?

Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут.

- Какое блюдо из картофеля вы любите?

- А что ещё можно приготовить из картофеля? (картофельные оладьи, пирожки, котлеты, зразы, запеканки).

Картофель не только употребляют в пищу, он обладает и лечебными свойствами.

- Вас лечили когда-нибудь картошкой?

- При каких болезнях и как? (простуда - вдыхают горячий пар от сваренного картофеля; болит желудок - пьют картофельный сок; ожог - прикладывают кашицу из сырого протёртого картофеля).

- Дети, а у вас есть огород?

- Ваши родители сажают картофель?

- Как они это делают?

А ведь картофель можно сажать не только клубнями.

4. Практическая работа

Утренняя  целевая прогулка на огород детского сада.

Цель: продемонстрировать разные способы размножения картофеля (целыми клубнями, разрезанными пополам, глазками, ростками); развивать трудолюбие, навыки личной гигиены.

Ход работы:

* Подготовка к практической работе, беседа по технике безопасности.

*Совместная посадка картофеля, подгруппами на разные грядки

* Итог работы (беседа), по возвращению в группу.

*Гигиенические мероприятия после посадки картофеля. По возвращению в детский сад.

Теперь послушайте загадку:

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А когда копать пошли,
Сразу 10 вдруг нашли!
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажу весело, ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»

- Что узнали о картофеле из этой загадки? (верно, кладём один клубень, а вынимаем несколько)

- Дети, а вы помогаете родителям сажать и убирать картофель?

- Ребята! А что ещё нужно делать, чтобы картофель родился вкусным и здоровым? (пропалывать от травы, рыхлить землю, окучивать).

- А что ещё помогает расти картошке? (дождик)

Дождик, лей, лей, лей.
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко
Вырастить картошку!

Физминутка

ИГРА « ОГОРОДНИКИ».

Ах, картошка, ты картошка,
Кормишь ты честной народ,
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым круглый год.

(Дети в кругу, а «огородник» в центре с закрытыми глазами. Дети называют себя овощами. «Огородник» стучит ногой. Кто там? Зачем пришёл? Дети ведут хоровод. «Огородник» в это время отыскивает по голосу картошку. Верно угадает- догоняет.)

5. Заключительная часть

Беседа с детьми по содержанию занятия:

- Понравилось ли вам наше занятие?

- Что вы нового узнали о картофеле?

- Где используют картофель?

- Как можно вырастить картофель?

- Что вам запомнилось?

Заключительное слово воспитателя:

- Ребята! Теперь вы знаете, как картофель появился в России, как выращивают его, как много внимания в своей жизни человек уделяет картошке - растит и делает заготовки на зиму, готовит вкусные блюда, прославляет в загадках, стихах, песнях. (Звучит белорусская народная песня «Бульба»). Вот и мы с вами посадили сегодня картофель разными способами, теперь будем с вами за ним ухаживать и наблюдать  за его ростом. Давайте  сотворим проект : « Чудо - картофель!».

Планируется длительная работа над проектом (6месяцев).

Детские загадки про картошку:

 

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...  
( Картошка) 

****

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
   ( Картошка)

*****

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
( Картошка)

*****

Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(Картошку)

*****
Снимут тужурку,
Тужурку - кожурку.
Умоют грязнулю,
Кидают в кастрюлю.

(Картошка)

Сижу всё лето в тёмных грядках,
Меня нельзя увидеть в профиль!
Зимой в мешках играю в прятки,
А называюсь я…  (
Картофель)

****

Этот овощ - генерал,
Овощам всем командир.
Если вы его сварили,
Не забудьте снять мундир!
    (Картошка)

В огороде созревала,
Чтоб зимой на дне подвала
Для "пюре" большой запас
Под руками был у нас!
    (Картошка)

****

На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(
Картошку)

****

В борозду меня кидают
И землёю засыпают.
А потом меня окучат,
- Раза три земельку в кучу
соберут вокруг ствола.
Вот цвести я начала.
С того самого момента
Собираю я крахмал,
Чтобы на закате лета
Или осенью копал
Ты меня не понарошку,
- Для еды. Ведь я …(
Картошка)

*****

Красный глаз

богатырь Тарас,

под землю ушел,

10 братьев нашел.

Посмотри-ка, посмотри

каковы богатыри.

Ответ: Картошка

****

 

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

Ответ: Картошка

Загадки про картошку

Под землёю птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Курочка-пустодом свила гнездо за двором, сама — в гнезде, яички — наружи. (Картошка)

Между гор лежит толстый Егор. (Картофель)

Между гор, между ям сидит птица Холуян, несет яйца — Божий дар. (Картофель)

Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошку)

Всё поле в шнурах. (Вспаханная полоса)

Матушкой — весной в платьице цветном, матушкой — зимой В саване одном. (Поле)

В поле большом под зеленым кустом лежат в земле яички, снесли их не птички. (Картошка)

Зубастые, а не кусают. (Грабли)

          Пословицы  и  поговорки  о картошке.

*Ешь картошку и хлеб — проживешь до́-ста лет.
*У того картошка не родится, кто пахать ленится
*На картошку да на детей недолго посердишься.
*Картошка – мать наша, а хлеб – кормилец.
*Картошка да каша - еда наша.
*Голодному и картошка лакомство.
*Картофель хлебу подспорье.
*Картошка хлебу присошка.
*Свинье дали картошки, она просит апельсинов.
*Картошку копать, не руками махать.
*Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
*Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша!"

интересное занятие по развитию речи, с элементами исследовательской деятельности. прошло на ура! очень понравилось и мне, и детям....

Презентация "Ах, картошечка моя!"

Я представляю вашему вниманию презентацию, по ознакомлению детей с ростом картофеля....

Конспект занятия по знакомству с окружающем миром на тему:"Ах,картошечка,картошка""

занятие по позновательному развитию детей старшей группы...

Проектная деятельность на тему: "Ах картошечка, картошка..."

Проект "Ах, картошечка, картошка..."  направлен на развитие  у дошкольников 5-6 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, а также на формирование  зна...

Проект «Ах, картошечка, картошка»

Карта проектаПроект: «Ах, картошечка, картошка»Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты. Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов.Осно...

Развлечение совместно с родителями «Ах, картошечка!»

В октябре мы провели нетрадиционное развлечение совместно с родителями «Ах, картошечка!». К этому мероприятию у нас была проведена большая предварительная работа. Мы провели выставку поделок из картоф...

Конспект НОД в области «Познание» Тема: «Картошечка, картошка!» в подготовительной группе (6 - 7 лет).

Программные задачи:Обучающие: Подвести детей к пониманию свойств картофельного крахмала. Расширять представление детей о картофеле, как продукте питания, лечения, использования в быту. Продолжать разв...