Конспект занятия "Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша!"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Копычева Елена Васильевна

интересное занятие по развитию речи, с элементами исследовательской деятельности. прошло на ура! очень понравилось и мне, и детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема:

Цель занятия: расширение знаний детей о картофеле

Коррекционно – образовательные задачи:

  • упражнять в образовании прилагательных, обозначающих свойства и качества предмета
  • активизировать  лексику по теме «Овощи».
  • обогащать активный словарь детей

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать умение определять знакомые предметы на ощупь
  • развивать общую моторику и координацию движений;
  • Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.
  • развивать пальцевую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать связность высказываний, творческое воображение;

Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, умение действовать коллективно.

Методы и приёмы:

  • словесные: вопросы, пояснения, указания, поощрения, похвала;
  • наглядные: показ действий, показ движений;
  • практические: игровые действия; игровые задания.

Предшествующая работа: рассматривание альбомов по теме «Овощи», чтение художественной литературы по теме.

Оборудование:

демонстрационный материал- Разнос, овощи (лук, чеснок, картофель, морковь и т.д.), мешочек, емкости прозрачные, крахмал, накрахмаленная салфетка, сахар, сироп, прозрачная кастрюля, малогабаритная плита, салфетки.

раздаточный материал- фартуки и терки по количеству детей

Этапы образовательной деятельности

Действия педагога

Действия детей

Используемые методы, приемы, технологии

Предполагаемые результаты

  1. Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя ребёнка.

- Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а что же я принесла?

- Как назвать все это одним словом?

- Какие еще овощи вы знаете?

- Где растут овощи?

- Что нужно для того, чтобы они выросли?

- Почему люди едят овощи?

«Без спорта нет силы, а без овощей здоровья,» - подводит итог учитель-логопед.

 Я предлагает поиграть   в игру «Чудесный мешочек».

Учитель-логопед называет пословицы и поговорки:

«Поел моркови – прибавилась капля крови»

«Лук от семи недуг»

«Где нет мяса – там свекла герой»

«Если съешь ты огурец, значит будешь молодец»

«Чеснок болезни первый враг»

«Картофель – хлебу подспорье»

«Без капусты щи не густы»

Ответы детей

Дети достают из мешочка овощи, предварительно отгадав их на ощупь

Словесный: вопросы

Дидактическая игра

Дети интересуются

Эмоциональный настрой

  1. Основная часть.

  - Все овощи необыкновенные, интересные, но сегодня я хочу рассказать  об одном из них. Вот о каком:

«Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали,

Не одну нашли, а десять. Что это?»

Картошка известна всем, она почти каждый день на столе: и в праздник, и в будни. Но так было не всегда. 300 лет тому назад ее в России и в помине не было. Привез ее из Европы царь Петр Первый. Считалась она редким деликатесом, подавали ее  в домах только очень богатых  людей на золоченных блюдах по маленькому кусочку попробовать.  (логопед показывает картинку и изображением куста картофеля) Кавалеры дарили дамам ботву как букеты, а дамы прикалывали цветочки к платью и прическе.  Когда картошки стало много, она попала на стол к людям победнее. Правда, многие крестьяне не хотели сажать картофель, называли его «чертовым  яблоком», и даже отравой. А все потому. Что ели не клубни, а зеленые шарики, которые появляются на ботве после цветения. Но со временем люди поняли, что в картофельном кусте надо есть клубни, и картофель все полюбили. Вкусный, сытный, урожайный – он вскоре стал для нас «вторым хлебом».

- А знаете ли вы, из чего состоит картошка?

- Что входит в ее состав?

- А как узнать?

-  Может разрезать и посмотреть? Вот этим мы с вами и займемся, только сначала вымоем руки и наденем фартуки.

Теперь за работу. В левой руке терка, прижимаем ее к столу, в правой руке картофелина. Трем сверху вниз, осторожно, берегите пальцы.

- Что же получилось? Добавим в эту массу воду, перемешаем и сольем жидкость в другую банку. Пусть отстоится, а мы с вами пока поиграем в  подвижную игру «Посади картошку».  

Хорошо поиграли! Пусть растет, а когда вырастет, из нее можно будет приготовить много вкусных блюд. Какие блюда готовят из картофеля?

Что вы видите на дне банки? Знаете ли вы что это? Это КРАХМАЛ.

Оказывается в состав картофеля входит…крахмал.

Когда он высохнет, он будет выглядеть так.

Какого он цвета? На что похож? Есть ли у него запах? Вкус? Он сладкий? Кислый? Соленый? Если нет вкуса, говорят что крахмал безвкусный.

Потрогайте его на ощупь. Что вы чувствуете?

Знаете, для чего люди используют крахмал?

Детям  для сравнения предлагается накрахмаленная салфетка и нет.

А еще из крахмала готовят кисель. Предлагаю вам его сварить прямо сейчас.

Учитель-логопед  вместе с детьми варит кисель,  комментируя свои действия. Во время приготовления задает вопросы:

 У меня сироп из смородины, значит, кисель будет какой?....смородиновый. А если бы был из малины? Из клубники? Из вишни? Из сливы?

Дети отгадывают загадку и слушают рассказ о картофеле

Ответы детей

Дети моют руки и надевают фартуки, помогают друг другу

Дети трут по одной картофелине, тертую массу собирают в прозрачную банку

Дети делятся на команды, у каждой есть ведерко с картофелем, по количеству детей, перед командой из колечек выложен рядок для посадки. Каждый игрок (по очереди) должен отнести картофелину в свою лунку. Чья команда вперед посадит картошку.

Ответы детей

Дети вместе с учителем-логопедом возвращаются к столу с натертой картофельной массой.

каждому ребенку предлагается рассмотреть крахмал, назвать его свойства

Дети сравнивают на ощупь две салфетки

Дети наблюдают за процессом варки киселя

Ответы детей

Загадка

Исследовательская деятельность

Подвижная игра

Словесный: вопросы

Исследовательская деятельность

Познавательная технология

Эмоциональное погружение в действительность, познавательный интерес.

Развитие навыков взаимодействия в коллективе

Развитие мелкой моторики

 

Развитие навыков взаимодействия в коллективе,

Развитие общей моторики

Развитие органов чувств

Развитие тактильных ощущений

3.Итог занятия.

Пока кисель остывает, давайте вспомним.

О каком овоще мы с вами сегодня говорили? Что нового вы о нем узнали? Из чего он состоит? Для чего нужен крахмал?

Картофель нужен людям не только для еды. Он – хороший доктор. При простуде – подыши над паром вареной картошки, и болезнь отступит. Если обжегся – приложи сырую картофелину к  ожогу и сразу станет не так больно. А печеная картошка укрепляет сердце человека.

 Вот и все, давайте угощаться нашим киселем.

Ответы детей

Дети пьют кисель

Познавательная технология

Подводят итог

Удовлетворение работой