Проект "Юные метеорологи"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ромашкина Светлана Леонидовна

Новизна проекта:

Создание метеостанции на территории детского сада, как эко пространство – экологической тропы с составляющими и выносными приборами для систематического наблюдения с детьми за неживой природой и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteostantsiya.docx191.21 КБ

Предварительный просмотр:

                        

                

                                ПРОЕКТ

 «ЮНЫЕ – МЕТЕОРОЛОГИ!»

Метеостанция в детском саду.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Вопросы экологического образования сегодня очень актуальны.

«Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе берегите природу – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда происходит формирование нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений. В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства

 Как сохранить и изучить экологическую систему сельской местности?

 Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности, которая в свою очередь, состоит из отдельных эко пространств (водоём, зеленая аптека, цветник, огород, берёзовая роща, …).

Иногда нам так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям детки дошкольного возраста. Ведь, все дети намного любопытнее взрослых, они тянутся к новым познаниям. Именно поэтому мы решили соорудить у себя в детском саду свою метеостанцию. Она поможет детям наблюдать за природными явлениями, анализировать , делать выводы, также поможет познакомить с профессией – Метеоролог.

Такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой в эко пространстве - метеостанция актуален.

- Во-первых, процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным.

- Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

-  В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Данный проект разработан творческой группой педагогов дошкольного учреждения и ориентирован на детей старшего и подготовительного возраста

Тип проекта: информационно – исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и родители

Руководители проекта: творческая группа  воспитателей: Гранина Надежда Михайловна, Лякс Елена Дмитриевна, руководитель - Ромашкина Светлана Леонидовна.

Проблема

У детей недостаточно сформированы знания о погоде и явлениях природы. В связи с отсутствием на территории детского сада, эко – пространства метеостанции, дети не имеют возможности познакомиться с измерительными приборами.

Цель проекта:

Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи проекта:

1. Создать метеорологическую площадку на территории детского сада при активном взаимодействии с родителями воспитанников.

2.Разработать  картотеку с описанием  метеорологических приборов и познакомить с их работой.

3.Систематизировать работу на метеостанции.

4. Совершенствовать представления детей о профессии метеоролога.

Новизна проекта:

Создание метеостанции на территории детского сада, как эко пространство – экологической тропы с составляющими и выносными приборами для систематического наблюдения с детьми за неживой природой и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах наблюдений.

Этапы работы над проектом:

Организационный

- Изучение научно-методической литературы по организации метеоплощадки в условиях дошкольного учреждения.

- Изготовление книжек – малышек на тему: «Приметы о природе».

- Выбор места для создания метеостанции и её оформление на территории детского сада.

- Составление перспективного плана работы по данной проблеме с детьми старшего возраста на год.

- Составление перспективного плана по работе с родителями по оснащению метеостанции.

- Подборка бесед и конспектов занятий по ознакомлению детей с приборами метеостанции.

Основной

- Изготовление приборов для метеостанции совместно с детьми и их родителями.

- Систематическая работа на метеостанции с дневниками наблюдений:

- определение температуры воздуха;

- измерение количества осадков с помощью дождемера;

-снятие показаний с барометра;

- с помощью флюгера, ветряного рукава и вертушек для измерения силы ветра определять скорость и силу ветра.

- фиксирование всех показаний в журналы и дневники наблюдений.

- выставление показаний на стенде-календаре прогноза погоды на текущий день.

- Проведение экспериментов и практических работ.

Заключительный

- Подготовка фото -  отчета с презентацией.

Предполагаемый результат.

Во время реализации проекта, дети получили элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека. Научились анализировать и делать выводы. Расширили представления о профессии метеоролога.

Приобрели  навыки использования элементарных приборов для наблюдения и определения погоды.

Получили простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра о природных осадках.

Познакомились с народными приметами, пословицами о погоде.

Привлекли и заинтересовали родителей воспитанников в создании и работе метеостанции.

 

Словарик юного метеоролога:

Метеостанция – площадка на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Барометр -прибор для измерения атмосферного давления, изменение

которого предвещает перемену погоды.

Термометр - используется для измерения температуры воздуха.

Флюгер  -прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер -служит для измерения количества осадков.

Снегомер -прибор для измерения глубины снежного покрова

Компас -прибор  для  определения  сторон  света  (ориентированию  на местности)

Солнечные часы -позволяют детям учиться определять время по солнцу.

Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тела ребёнка и её движение по циферблату.

Ветряной рукав- указатель  для определения силы и направления ветра.

Султанчики, вертушки – приборы для определения ветра .

Метеобудка – домик, который служит для размещения метеоприборов.

Гигрометр из шишек – для измерения влажности воздуха.

Ловец облаков – прибор для наблюдения за облаками.

Осадкомер прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Результаты проекта. Вывод.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша проблема решена.

Действительно, мероприятия  проекта смогли  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.

Диагностические исследования показали, что за время реализации проекта  у детей значительно повысился  уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Дети узнали   какие бывают метеоприборы, научились ими пользоваться. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические  работы.

Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.

Дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки,  играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами, стали использовать  народные приметы по определению погоды.

Во время  экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе, дети приобрели  ценный коммуникативный опыт,  научились брать на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются  интересным делом.

Все это свидетельствует о том, что проект интересен!

Список использованной литературы

1.        Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2.        Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3.        Иванова  А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4.        Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всемирный день метеоролога"

С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

НОД "Знакомство с профессией метеоролог"

                                            КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО...