Экологический проект "Юный метеоролог"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чертыкова Ирина Анатольевна

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteoploshchadka.docx133.87 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

Составители: Чертыкова И.А.

                                                                       

Пояснительная записка

Что послужило основанием  для создания метеоплощадки?  Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

 Экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметная среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей позволяет решить самую главную потребность детей - в удовлетворении любопытства. Одной из важных проблем при ознакомлении детей с  природой является использование наглядной предметной среды, так как дети не всегда практически могут убедиться в полученных знаниях или экспериментально найти подтверждение  своих «детских» гипотез. Создание метеоплощадки позволит решить многие воспитательно – педагогические задачи:

  • Развивать экологические знания через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.
  • Развивать умение определять погоду, составлять прогноз,  используя специальные приборы, анализировать, делать выводы.
  • расширять  кругозор детей.
  • закладывать этические, нравственные ,трудовые основы.
  • раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал.
  • сохранять и укреплять здоровье детей.
  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность.
  • Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы.

Именно по этой причине  возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и практико - ориентированный облик территории нашего участка. Создавая проект по организации метеоплощадки, мы учитывали: правильность и удобство расположения различных функциональных объектов на территории участка; внешняя красота; гармоничное включение  в общий вид участка.

Цель: Создание метеоплощадки как средства развития представлений детей о природе.

Задачи проекта:        

  • Разработать и апробировать модель метеоплощадки на практике.
  • Мотивировать родителей и педагогический коллектив на создание оборудования для метеоплощадки.
  • Создать папку методических рекомендаций по организации работы на метеоплощадке (копилка народных наблюдений, перспективный план исследований и наблюдений, образец карты наблюдений)

Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский.

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети.

Длительность проекта: осень – весна.

Этапы проекта:

Организационный :

  1. Изучение литературы по организации метеоплощадки, анализ влияния на развитие детей (из опыта работы других детских садов).
  2. Просмотр видеофильмов по теме.

Исполнительский:

  1. Конкурс  с родителями по моделированию объектов метеоплощадки (выбор оборудования и материалов).
  2. Изготовление объектов метеоплощадки (нетрадиционная работа с родителями).
  3. Создание папки методических рекомендаций для педагогов.

Содержание проекта

сроки

мероприятия

результат

ответственные

сентябрь

Изучение научно –методической литературы по организации метеоплощадки в ДОУ.

Копилка научно – методической информации об оборудовании метеоплощадки; анализ опыта работы других ДОУ.

Педагоги группы, родители.

октябрь

Родительское собрание (значение метеоплощадки в ДОУ, просмотр тематических видеослайдов ).

Заинтересованность  и отклик родителей на создание метеоплощадки. Установление стола и скамейки на площадке.

ноябрь

Конкурс «Юный метеоролог» (участие родителей).

Установление термометров на площадке.

Выбор схем, оборудования и материалов для изготовления приборов метеоплощадки. Создание дневника наблюдений.

декабрь

Изготовление и установление осадкомера на площадке.

Создание копилки «Народные приметы о природе»

Наличие снегомера и дождемера на метеоплощадке; копилка народных наблюдений; план наблюдений и исследований детей.

Январь-февраль

Конкурс «В гостя у дедушки Ветродуя».

Установка разнообразных флюгеров на площадке; план наблюдений и исследований детей.

март

Изготовление  и установление гигрометра.

Наличие прибора по измерению влажности.

апрель

Копилка «Растения – барометры нашего края».

Посадка семян  растений – барометров.

май

Субботник по благоустройству участка.

Высадка рассады растений – барометров. Изготовление солнечных часов на участке.

Планируемое содержание метеоплощадки

  • разнообразные виды флюгеров
  • солнечные часы
  • осадкомер (дождемер, снегомер)
  •  термометры(в тени ,на солнце),
  • Психрометр(гигрометр)
  • Растения - барометры

Мы предполагаем свободный, асимметричный стиль планировки т.к. способствует свободной игре детей.

Выше всех будет установлен флюгер – для определения направления ветра. Мы всегда будем знать, откуда дует ветер. Флюгер (нужен, чтобы определить направление ветра) состоит из подвижной и неподвижной частей. Неподвижная часть — рейка с флюгаркой из жести (или любым другим оперением) и отверстием в месте крепления к шесту. Неподвижная часть — шест с указателем сторон света в верхней части и гвоздем, вбитым острием вверх в торец (вот где папа нужен!). Хорошо бы при установке использовать компас, тогда показания будут точнее.

Термометр —  На площадке будут установлены два термометра. Один расположен под навесом, защищенный от солнечных лучей, второй на другом столбике без навеса. Таким образом, дети будут определять температуру воздуха на солнце и в тени.

Осадкомер (дождемер) — к цилиндрической посуде (банке) прикрепите линейку, а сверху вставьте воронку такого же диаметра, как дно банки. Дождемер установите на дощечке, количество выпавших осадков определите по линейке. Если после дождя в банке (бутылке) будет слой воды в 5 мм, это значит, что выпало 5 мм осадков.

Солнечные часы (горизонтальные) — чтобы определить более-менее точное время по солнцу, надо знать болееменее точно широту местности, где расположена ваша дача. После этого остается установить на ровной площадке (параллельной горизонту) указатель в форме прямоугольного треугольника, один из острых углов которого равен широте места. Треугольник закрепляется перпендикулярно циферблату так, чтобы его гипотенуза была направлена на полюс мира. Стрелкой часов служит край тени, отбрасываемый треугольником на циферблат. В нашем Северном полушарии в полдень эта стрелка направлена на север.

Более простой способ сделать солнечные часы — воткнуть палку в центр очерченного на песке круга и откалибровать круг с помощью часов. Ребенок получит наглядное представление о связи времени с передвижением солнца по небу.

Психрометр (гигрометр)— измеритель влажности можно сделать самим. На дощечке укрепите 2 термометра, один будет показывать температуру обычным образом, а под второй поставьте банку с широким горлышком и водой. Из материи сделайте фитиль длиной примерно 20 см. Один конец обмотайте вокруг термометра, второй опустите в воду.Если влажность воздуха большая, то термометры покажут одинаковую температуру, а чем суше воздух, тем разница в показаниях сухого и увлажненного больше. На этой стадии можно остановиться, ребенку будет вполне достаточно, хотя для получения точной величины влажности воздуха необходима психрометрическая таблица. Показания сделанного вами психрометра будут точными только в отсутствие колебаний воздуха, то есть в замкнутом помещении. Этого недостатка лишен гигрометр волосяной, на показания которого сквозняки и ветер не влияют

Для удобства детей на метеоплощадке будут находиться стол и лавочки.

Показания приборов предполагается  снимать ежедневно и записывать на грифельной доске или в дневнике наблюдений.

Дневник наблюдений. В нем таблицы наблюдения за погодой, рисунки,  тематические загадки и стихи.

Прогнозируемый результат:

  • Наличие метеоплощадки .
  • Методические рекомендации по организации работы на метеоплощадке (копилка народных наблюдений, перспективный план исследований и наблюдений, образец карты наблюдений).