«Сине – голубая Гжель»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Елена Сергеевна

Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. 
Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.
Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel_2.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»

Тематическая беседа

по мини-музею «Русская изба»

на тему:

«Сине – голубая Гжель»

старшая группа

                                                                                                                                                 Подготовила:

воспитатель Петрова Е.С.

                                                                                                                                             20.12.2017 год  

                                                                                                                                                                           

        

Тематическая беседа

на тему:  «Сине – голубая Гжель»

старшая группа

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. 
Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.
Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. 
Учить расписывать ёлочные шары. 
Учить рисовать простейшие цветы, выделять середину цветком.
Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. 
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Совершенствовать навыки работы с гуашью. 
Учить смешивать два цвета для получения нового.

Образовательная задача: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая задача: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов.

Воспитательная задача: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

     Оборудование: Для детей:   силуэты ёлочных игрушек, гуашь: синяя, белая; кисти; ватные палочки; баночки для воды; салфетки Для воспитателя: Предметы, декоративно-прикладного  искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, альбом  «Гжель», презентация «Гжель».


                 Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
Дидактическая игра «Составь узор», Заучивание стихотворений о Гжели.

Ход:

Части

Содержание

Методы и приёмы

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?  Конечно,  нет, только бы роспись пострадала. А из  металла? (показ)  Такая,  как у нас дома? Эта уж точно осталась  бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.  Дидактическая игра:  « Собери - посуду». 

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

- Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

-Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

- Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда,   написанная   тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

-Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны прекрасны   нынче,  как вчера!

- Используются  завитки ,   дуги,  сеточки,  поло сочки,  травинки, точки  (работа с кистью, ватными  палочки).

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

-Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от  светлого  к темному.

-Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. ( вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Пришёл большой заказ на гжельский завод: подготовить к новому году ёлочные игрушки в сине - белом цвете, но только мастера не успевают, времени осталось совсем мало. Поможем  расписать игрушки? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

воображаемая ситуация, рассказ , демонстрация наглядного материала, Дидактическая игра:  « Собери - посуду».

рассказ

Показ презентации «Гжель»

Динамическая пауза

показ образца, объяснение, самостоятельная работа детей

выставка детских работ, происходит оценка выполненных работ

Длительность: 25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:«Сине-голубая гжель».

Учить воспитывать   нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высо...

Краткосрочный познавательно-творческий проект « Сине-голубая Гжель»

Краткосрочный проект совместный с родителями...

Доклад о проекте "Сине-Голубая Гжель"

Был разработан небольшой проект посвященный гжельской росписи....

Проект "Сине-голубая гжель"

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом "Гжель"....

Интерактивная виртуальная экскурсия "Сине-голубая Гжель"

Цель экскурсии: формирование представлений о гжельском промысле.Задачи: •Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления гжельской посуды.•Учить выделять характерные ...