Проект "Сине-голубая гжель"
проект по рисованию (старшая группа)

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом "Гжель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сине-голубая Гжель"156.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Сине-голубая Гжель»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Сине-голубая Гжель»

Тип проекта: творческий

Срок проведения: С 3 по 14 февраля

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности; воспитатели группы, логопед; родители.

Актуальность обусловлена:

Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Роспись  в стиле  Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме. Считаю необходимым активно использовать образцы народного творчества в художественном воспитании детей.

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Гжель и развитие художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширять и углубить представление детей о гжельской росписи, его истории возникновения;
  • Формировать умение видеть характерные отличительные особенности

изделий;

  • Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие

личности ребенка;

  • Совершенствовать навыки работы с красками.

Развивающие:

  • Развивать навыки художественного творчества детей;
  • Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла

Ожидаемый результат:

  • Создание мини - музея позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей;
  • приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;
  • поможет детям в усвоении элементов народной культуры «Гжель»;
  • расширит словарный запас, путем подборки картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
  • обогатит предметно-развивающую среду;
  • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Подготовительный этап

  • Донести до участников проекта важность данной темы;
  • изучение педагогической литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
  • подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала;
  • создание развивающей среды в групповой комнате;
  • создание наглядно-дидактических пособий для проведения НОД;
  • создание  мини-музея;
  • тематическая выставка: «Сине-голубая Гжель»;
  • выставки работ, выполненные детьми и родителями.

Практический этап:

Социально-коммуникативное развитие

  • Беседа «Сине-голубое чудо Гжель», «История возникновения гжельской росписи», «Ремесла на Руси»;
  • Рассматривание альбомов  с изделиями гжельских мастеров;
  • Сюжетно-ролевая игры «Магазин народных промыслов»,

«Город Мастеров»

  • Дидактические игры: «Найди лишний узор», «Собери гжельскую посуду», «Собери сказку», «Угадай и расскажи», «Найди отличия», «Составь узор»;
  • Конструирование из бумаги «Чайный сервиз»

Познавательное развитие

Просмотр презентаций: «История Гжели»; «Чудо на фарфоре».

Речевое развитие

  • Составление описательного рассказа «Гжельская посуда»;
  • Восприятие русских народных сказок, «Детям о народных промыслах», О.Н. Алексеева;
  • Заучивание чистоговорок;
  • Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика  «В гости к мастеру ходили»;
  • Чтение: авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; стихотворения о Гжели; «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова ; «Гжель», П. Синявский; «Незатейливый узор», Н. Радченко; «Гжель», Н. Радченко;
  • Просмотр художественных альбомов: «Чудесная гжель», Л. Куцакова;   «Сказочная гжель», Ю. Межуева.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество:

  • НОД «Рисование элементов гжельских узоров»;
  • НОД «Роспись тарелки Цветы Гжели»;
  • НОД «Роспись разделочной доски»;
  • НОД  «Чайный сервис» (пластилинография).

Музыкальное развитие:

  • Русские лирические мелодии
  • «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»
  • П. Синявский, «Незабудковая гжель»

Физическое развитие:

  • Физкультминутки;
  • Народные подвижные игры: «Третий лишний»;
  • Золотые ворота» ; «Гуси»;
  • Хороводные  игры: «Ручеек»; «Гори, гори ясно».

Работа с родителями:

  • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника»;
  • консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»;
  • доклад на родительском собрании «Знакомство детей с гжельской керамикой»;
  • рекомендации родителям «Закрепление дома освоенных элементов «Гжели»;
  • помощь в создании мини-музея; выставка работ, выполненных   совместно с   детьми.

Заключительный этап

Презентация проекта: «Путешествие в город мастеров»

Используемая литература:

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с. ;
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с. ;
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. ;
  4. Вохринцева С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с. ;
  5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с. ;
  6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с. ;
  7. Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил. ;
  8. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)
  9. Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

живопись гжель

конспект занятия...

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".

Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....

Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...