Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) по теме

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технологий (тестопластики, элементов логоритмики и игровых приемов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_gzhel.docx344.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д\с№53 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

 Калининского административного района

Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми

 старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с  декоративно – прикладным искусством

с использованием ИКТ

на тему «Народные мастера гжели»

Подготовила: Воспитатель

Пивницкая Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год

 

Программное содержание:

1.Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской  народной культуры.

2.Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла России, с основными элементами росписи.

3.Учить замешивать и подготавливать солёное тесто; придавать задуманную форму, развивая мелкую моторику рук.

4. Учить рисовать, используя один цвет в росписи, развивать умения составлять оттенки синего цвета, пользуясь палитрой.

5. Продолжать развивать навык рисования всей кистью и её концом, развивая интерес к многообразию узоров.

6.  Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, жгель, гончарный круг, глина и т.д.

7. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; интерес к истокам русских традиций.

8. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание к творческому процессу.

 

Использованные технологии:

1.Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России.

2.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду.

3.Данкевич Е. Лепим из солёного теста.

4.Лопухина И. С. Ритм, речь, движения.

5.Презентация «Народные мастера гжели».

6.Использование фрагментов русской народной мелодии «Ярмарка».

7.Кубики по декоративно – прикладному искусству (авторская разработка ).

Материалы:

- Листы или полоски бумаги

-  простой карандаш, гуашь синего и белого цвета

 - наглядный материал с изображением гжельской росписи

- гжельская посуда, статуэтки

 - раздаточный материал

- палитры

- тонкие кисти для рисования и толстые

 - подготовленная презентация о возникновении промысла и народных мастерах

 - диск русской народной музыкой

 - скалки

 - стаканы с водой

-  подготовленное тесто

 - формочки для лепки

-  игра «Русский сувенир»

Предварительная работа: 

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи

- подготовка солёного теста к совместной деятельности; заготовок для росписи

- посещение русской избы в ГБДОУ

- экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель»

Организация совместной деятельности:

Данная совместная деятельность рассчитана на несколько встреч:

1часть – вводная (беседа с детьми о гжели, просмотр презентации «Народные мастера»).

2часть – практическая (работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках; работа с подготовленными из солёного теста формами).

3часть – заключительная (рассматривание детских работ, беседа, игра «Русский сувенир»).

 

Ход совместной деятельности:

1ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

 вступление педагога (Использование технологии Алексахина Н.Н.)

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Жгелью раньше гжель звалась

Была пёстрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцвели на белой глине

Синие цветочки.

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок под названием Гжель. Давным-давно, жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, и решили лепить из неё посуду разную. Да, такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайник: носик в виде головки петушка. Ручку в виде хвоста, другой слепил кувшин из кваса (квасник) и украсил его по-своему лепными фигурками (посмотреть и рассказать, что происходит с этими фигурками). У другого мастера чаёвницы беседу за столом ведут, из самовара чай пьют. Другие мастера придумали сахарницы, да не простые, а в виде рыбке сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает и т.д. (педагог продолжает работать с детьми по ходу подготовленной презентации).

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров: волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Послушайте стихотворение:

Синие цветы у гжельских мастеров

Распустились все бутонами

Словно яркий сон;

Приукрасили посуду и часы

И подсвечники также хороши.

Синие цветы у гжельских мастеров

Радует наш глаз, и дивят народ.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая (много девушек было в тех краях с голубыми глазами, а кто говорит, что озёра местных мастеров поразили). Узоры многообразны: из сеточек, полосок, цветочков, лепестков. Очень  любили мастера сказочных животных и птиц. Очень красивая получалась роспись и изделие. Полюбилась людям посуда и стали называть её нежно – голубое чудо. И сегодня мы с вами превратимся в сказочных гжельских мастеров: и полепим, правда, из теста, и познакомимся с элементами гжельских узоров, перенесём свои первые эскизы на бумагу, а чуть позже на просушенные заготовки из солёного теста (роспись заготовок – вторая встреча).

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся: технология И.С. Лопухиной «Цветок»:

  Наши синее цветы,

     Распускают лепестки

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

Головой качают,

     С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

      Наши синие цветы,

         Закрывают  лепестки

  Головой качают,

Тихо засыпают

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

2ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ.

На первой встрече педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры (на данном этапе используются «волшебные кубики», которые позволяют запомнить особенности гжельских орнаментов (авторская разработка ); педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша). На второй – третьей встрече ведётся работа на вылепленной заготовке, закрепляя полученные ранее навыки (технология Халезова Н.Б.; Данкевич Лепим из солёного теста).

Идёт разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим. Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ). Сегодня мы познакомимся с более сложным узором и попробуем его нанести на другой материал  - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем). Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите.

Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре).

Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет:          Мастера стараются

Узоры получаются!

3ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т.д. Педагог  предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний).

Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами.

Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России).

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

- Кувшины и кружки

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка

Глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебница-вода".

Материал будет интересен воспитателям, работающим в  старшей и подготовительной группах ДОУ. Образовательная область "Познание"....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"

Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона  детей....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"

Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Плюс -  презентация к конспекту. Направление - формирование представлений об эмоциональной сфере живых объектов, музыкальная игровая т...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" по теме "Весна" с приоритетным видом деятельности по ФЭМП.

Материал включает в себя задания по ФЭМП детей старшей группы для закрепления следующих знаний:временные понятия; количественный и порядковый счет в пределах 10; умение ориентироваться относительно се...