гжель.сказочная гжель.
презентация к занятию (рисование, подготовительная группа) по теме

Митрофанова Наталья Владимировна

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon гжель.сказочная гжель.73 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по художественному творчеству.

 ( декоративно-прикладное рисование)

Тема: Гжель. Сказочная гжель.

( с использованием нетрадиционной техники, подготовительная группа 6-7 лет).

Подготовила воспитатель: Митрофанова Наталья Владимировна.


Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель.

        

Задачи:

1.Познакомить детей с декоративно - прикладным   искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.

2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную  технику в оборудование.

3.Формировать практические умения и навыки рисования с образца.

Цели:

1.Взаимопомощь воспитателя  детям в составлении  узора  по мотивам гжельской росписи.

2.Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

3.Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

4.Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с                 красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

5.Смешивание двух красок на палитре: белой  с синей.

Оборудование:

  1. Для детей:
  1. силуэты посуды из бумаги
  2. гуашь: синяя, белая
  3. кисти
  4. палитра
  5. ватные палочки
  6. баночки для воды
  7. салфетки
  1. Для воспитателя:

Предметы, декоративно-прикладного  искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции , альбом  «Гжель», презентации «Гжель».

Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», приветствие «Данилы Мастера»

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка готовности к занятию.
  3. Теоретическая часть.
  4. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций.
  5. Объяснение последовательности росписи.
  6. Практическая часть.
  7. Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания..
  8. Заключительная часть. Подведение итогов.

                                Сказочная гжель

Организационный момент:

Воспитатель:

-Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?  Конечно,  нет, только бы роспись пострадала. А из  металла? (показ)  Такая,  как у нас дома? Эта уж точно осталась  бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.  Дидактическая игра:  « Собери - посуду». 

Теоретическая  часть:

Воспитатель:

-Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Приветствие «Данилы мастер»:-

-Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

- Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

-Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

- Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда,   написанная   тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

-Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны   нынче,  как вчера!

Л. Куликова.

 

- Используются  завитки ,   дуги,  сеточки,  поло сочки,  травинки, точки  (работа с кистью, ватными  палочки).

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

-Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от  светлого  к темному.

-Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Практическая часть:

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. ( вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Использованная литература:

        1.              Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в МБДОУ: сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. – сост. А. Н. Чусовская. – М.: АРКТИ,2011.

        2.              Белопеевская  Г. В. Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством./ из журнала Творчество в детском саду.№2/2010

        3.              Волочкова  В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

        4.              Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий./ Сост.  Штейле  Н.Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2006.

        5.              Брыкина   Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

        6.              Дорошин  Ю. Г. Сказочная гжель. – М. «Мозаика-Синтез». – 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Гжель - сказочная роспись"

Декоративно-прикладное творчество...

Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы

Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы...

Конспект НОД по рисованию на тему «Гжель – сказочная роспись».

Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского...

Конспект по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».

Конспект  по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской р...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему "Гжель"...

"Гжель - сказочная роспись"

занятие по рисованию...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Гжель – сказочная роспись»

Ко       Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Гжель – сказочная роспись».            Окунитесь с детьми в прекрасный мир...


 

Комментарии

Митрофанова Наталья Владимировна

занятие к презентации.прошло отлично на 1 категорию.я рада.