Конспект НОД: Какого цвета озеро Байкал?
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Бобкова Ксения Афанасьевна

"Какого цвета озеро Байкал?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kakogo_tsveta_ozero_baykal.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с использованием метода сторителлинга и конверт-доски

В старшей группе на тему «Какого цвета озеро Байкал»

Цель – познакомить детей со способами изображения озера средствами пластилинографии конверт-доски.

Задачи:

  • побудить детей к созданию пейзажа с помощью пластилинографии;
  • продолжать обучать приёмам получения дополнительных цветов с помощью пластилинографии;
  • развивать образное восприятие  цвета, мелкую моторику рук, самостоятельность в процессе работы с конверт-доской;
  • закрепить знания  о родном крае, его достопримечательности озере Байкал
  • способствовать формированию чувства единения с природой средствами изобразительного искусства поэзии и музыки;
  • познакомить с творчеством художника Алексея Белых

Оборудование: презентация с изображением озера в розные моменты (штиль, шторм, буря и т.д.); аудиозапись «Звуки озера»; пластилин; васковой картон; стеки; слайды с пейзажами с помощью пластилина; экран.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Организационный момент

Дети входят в группу и рассаживаются на стулья по кругу напротив доски

Педагог эмоционально настраивается на занятие

Слушают историю, отвечают на вопросы педагога, высказывают свои мысли

Педагог начинает рассказывать историю: «Сегодня со мной случилась удивительная вещь. Я обнаружила у себя на столе морскую раковину. Моя сестра приходила в гости и оставила мне в подарок раковину. Она привезла мне её с моря. Как же я обрадовалась! Вы знаете, что если приложить раковину к уху, то что можно услышать?  Шум море. Как я люблю этот шум: волны набегают, а затем убегают от берега, набегают и убегают от берега (интонирует, понижая тембр голоса). Жаль, что я забыла раковину дома. И моря  у нас нет, но зато мы с вами живём рядом с прекрасным озером. Как оно называется? Чем он удивителен? Это озеро – священный дар природы. Ещё его называют . «Священное море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён. Название Байкал происходит от слова"бай" - богатый, "куль" - озеро, что значит "богатое озеро». Ребята хотите послушать  звуки озера Байкал.

Дети слушают аудио запись и стихотворение

Педагог включает аудио запись «Шум озера», комментирует её:» Вы слышите? Как мне нравятся эти звуки! А вам? Я вижу эти волны, набегающие на берег, убегающие от него. Послушайте, как описал море в своём стихотворении Марк Сергеев «А что это такое?»

 Педагог читает строки стихотворения с описанием цвета озера

 А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдина,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое,

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

Дети называют цвета воды озера

Педагог: «Вам понравилось? А каким называют озеро в стихотворение? Для меня озеро всегда разное – то темное, то светлое. Цвет воды зависит от времени суток, от того, как светит солнце, от уровня глубины»

Дети подходят к экрану, рассматривают репродукции, выполняют задания педагога: находят картину по настроению, по состоянию

Педагог предлагает детям подойти к экрану и рассмотреть репродукции картин Алексея Белых.

Задаёт вопросы: «На какой из репродукции изображено холодное озеро? Почему вы так решили? А на какой репродукции теплое озеро? Тихое, спокойное и бурное?  Утреннее? Ночное?»

Основная часть

Дети смешивают кусочки пластилина разных цветов, помещают их на палитру, называют полученные цвета, сами придумывают названия оттенков. Повторяют движения и слова за педагогом, пытаясь изобразить необычный цвет

Педагог: « У нас есть волшебный пластилин и с его помощью можно нарисовать любой оттенок озера. Попробуем? Сначала смешаем два цвета. Здорово, вот это цвет! Как бы вы его назвали? А я бы назвала барбариска. Да, как конфетку, он такой же прохладный. А что будет, если смешать три цвета? Смешать зелёный, красный и жёлтый пластилин? Синий и зелёный?

Педагог стимулирует каждого ребёнка придумывать необычные названия цвета озера, просит повторить названия, которые придумали другие дети.

Обсуждает с детьми идеи по смешиванию цветов, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию.

Педагог: «Как можно назвать оттенок, с мешаный из зелённого, синего и белого пластилина? Какие необычные у вас названия цветов.

Все цвета, которые мы с вами получим, смешивая разные цвета пластилина, расположим на палитре. У нас получилась «палитра озера». Этими цветами можно нарисовать озеро в любом состоянии: волнующееся и спокойное, теплое и холодное, прохладное и тихое.

 Педагог: «А мы с вами тоже можем изобразить озеро в движении. Дети играют в игру

«Море волнуется раз…»

Молодцы как интересно мы свами поиграли.  Озеро в нашей игре тоже было разным.

Как ещё можно изобразить озеро? Нарисовать. Авы знаете, как называют художников, которые рисуют море? Их называют маринистами. Вам знакомо такое имя – Марина. Марина в переводе значит «морская.  Поэтому художников, рисующих море, называют маринисты, или рисующие море.

Просит нескольких детей повторить словосочетания «художники-маринисты».

Дети слушают рассказ педагога, отвечают на его вопросы.

Лепят из пластилина героев, детали истории, которую рассказывает педагог, прикрепляют их на экран. При этом свободно общаются и перемещаются во время занятия, что бы взять нужный инструмент, материал

Педагог вносит конверт-доску, на которой изображён пейзаж озера в техники пластилинографии.

Педагог: Посмотрите, Какой пейзаж озера выполнила я из пластилина! Вы, как художники, сможете дополнить мой пейзаж. Ребята, каких подводных жителей Байкала вы знаете? (Нерп, рыб, птиц, и т.д.)

Что мы будем изображать белым цветом? (Волны, чаек.)

А тёмно - серым цветом? (Нерпу, камни.) А  омуль  и голомянка, каким будет цветом Серебристым, Розовым.)»

Педагог рассаживает детей за столами, следит за их осанкой, расположением материалов, напоминает правила работы с пластилином.

Затем рассказывает историю. По ходу сюжета лепит детали истории из пластилина и помогает детям дополнить картину разными персонажами пейзаж озера.

Педагог: «Однажды к берегу озера приплыла нерпа (прикрепляет на конверт-доску фигурку нерпы), но на берегу никого не было. Тих и печален был берег. Никто не вышел ей навстречу: ни маленький бокоплав, ни чайки. Грустно и одиноко было нерпе. Представляете: в огромном озере и такая одинокая нерпа. Но вот на берегу прямо под камешком (крепит камешек) появился маленький бокоплав.

 - Привет, нерпа, как ты там в озере?

 - Одиноко!

 - Привет, нерпа – закричали чайки, кружась над нерпой – как там в озере?

 - Просторно!

 - Привет нерпа – Сказала маленькая птичка, - как там в озере?

 - Тепло и уютно!»

Педагог следит за работой детей, стимулирует их дополнять картину различными элементами, создавать своих героев, смотрит, чтобы не было повторов.

Педагог: «Наконец-то нерпа почувствовала себя уютно и тепло. Сколько друзей появилось у неё, всем нашлось место на берегу: и маленькому бокоплаву, и голомянке (называет персонажи), которые дети выполнили и прикрепили к конверт-доске).

Берег уже не был пустынным, радостно кричали в небе чайки,бокоплав бегал по камушкам своими клешнями, маленькая моллюска с восторгом смотрела на нерпу. У нерпы теперь много друзей. Давайте тоже скажем нерпе:

 - Привет! Привет, нерпа! Как ты там в озере?»

Заключительная часть

Дети рассматривают совместно выполненную картину, обсуждают работу, задают друг другу вопросы.

Прогнозируют результаты работы, оценивают действия свои и других детей, дают развёрнутые ответы на вопрос педагога

Педагог просит детей привести в порядок рабочее место, размещает картину на подставке.

Педагог: «Вам понравилось история про нерпу и её друзей? А что вам понравилось больше всего?»

Поощряет развёрнутые ответы детей, повторяет их высказывания. Задаёт вопрос: «Как вы думаете, что можно ещё нарисовать из пластилина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД " Какого цвета море?"

Ознакомление со способами передачи состояния моря с помощью цвета в живописи, поэзии, музыке....

План - конспект занятия "Какого цвета весна" с эор

 План - конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике на тему «Какого цвета весна» с использованием электронных образовательных (интернет) ресурсов....

Конспект дидактической игры по изодеятельности (знакомство с цветом) «КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ»

Конспект дидактической игры по изодеятельности (знакомство с цветом)  «КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ»...

Конспект НОД "Какого цвета музыка?"

Конспект НОД для детей средней группы...

Конспект НОД "Какого цвета радость"

Одним из важных аспектов в воспитании детей является развитие эмоционально-волевой сферы. Первые навыки общения со сверстниками ребенок, как правило, получает в детском саду. Поэтому очень важно в это...

Конспект НОД "Какого цвета снег"

Конспект НОД "Какого цвета снег"...

Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: Унгэнууд. Цвета. Зун ямар унгэтэйб? Какого цвета лето?

Тема: Унгэнууд. Цвета. Зун ямар унгэтэйб? Какого цвета лето?Задачи:-формирование представлений о лете и его признаках;-развитие зрительного и слухового внимания и восприятия,-активизация цветового и т...