Проект «Путешествие в мир насекомых»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,патриотического

нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_nasekomyh.docx55.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения.

                                                 «Детский сад № 390» г. Перми

Согласован:                                                                          Утверждаю:

Председатель методического совета                           Заведующий МАДОУ «Детский сад  № 390»

МАДОУ «Детский сад № 390»                                          г. Перми

Г. Перми                           /Л.П. Гоголевская/                                                                /О.А.Савостина/

ПРОЕКТ

Для детей средней группы

«Путешествие в мир насекомых»

                                                                                                                             Разработан:

                                                                                                                         Воспитатель

                                                                                   Калашникова Надежда Сергеевна

Пермь, 2017г.

Проект в средней группе "Путешествие в мир насекомых"

Автор: Калашникова Надежда Сергеевна МАДОУ Детский сад 390 город ПЕРМЬ

Вид проекта: познавательно — исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели(10.05-19.05)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым.

Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,патриотического

нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.

Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

Подготовительный этап.

I.Планирование

10.05-11.05 — знакомство с пчелой

12.05 — знакомство с бабочкой

15.05 — знакомство с муравьем

16.05 — знакомство с комаром

17.05 — знакомство с кузнечиком.

18.05-19.05- знакомство с пауком, выставка детских рисунков  «Милые Букашки»

•        подбор масок, раскрасок

•        подбор энциклопедий, журналов о насекомых

•        оформление НОД, схем развития

•        подбор художественного слова

•        подбор дидактических игр (лото, пазлы)

II. Практический этап

Знакомство с пчелой.

1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле

2) Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме

4) НОД "В гостях у пчелы" (Приложение 1)

Цель: расширить у детей представление о насекомых (пчела),

5) Наблюдение за пчелами на прогулке

Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара

6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях

7) Хоровод насекомых

Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы

8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

Цель: развивать память и чувство ритма, речь

9) Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Цель: развивать точность движения и мелкую моторику (приложение 2)

Знакомство с бабочкой

1) Художественное слово, загадки о бабочке

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке

2) Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3) Конспект НОД «Путешествие в мир бабочек» (Приложение 3)

Цель: определить значение существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека

4) Аппликация «Бабочки»

Цель: Учить детей скручивать из салфеток шарики, развитие мелкой моторики рук.

5) Наблюдение за бабочками на клумбе

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек

6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры

7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»

Цель: развивать точность движения руки, воображение.

Знакомство с муравьем

1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье

2)Поиск муравейника

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников

3)НОД Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Муравьи – санитары леса» (приложение 4)

   Цель: воспитывать у детей бережное отношение к муравьям, воспитывать любовь к природе

4) Наблюдение за муравейником на прогулке

Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания

5) интегрированной НОД по художественному творчеству «Помогите муравью» (Приложение 5)

Цель: Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки;

Знакомство с комаром

1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки « Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост.»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре

2)НОД «Насекомое-комар»

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых

3)НОД в средней группе по развитию речи

Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».(Приложение6)

4)Прослушивание музыки «Комаринская»

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям

6)Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость

Знакомство с кузнечиком

1)        Художественное слово, загадки и стихи о кузнечике, саранче.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о кузнечике.

2)Рассматривание энциклопедий и журналов о кузнечике и саранче

Цель: познакомить детей с видами кузнечиков и саранчи, их отличиями и сходствами.

3) НОД в средней группе по развитию речи

Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе кузнечика.

4) Лепка "кузнечик"

Цель: Учить лепить кузнечика, закрепление знаний о внешнем виде кузнечика.

5) Конспект НОД «Помоги кузнечику».

Цель: Воспитывать интерес к природе.

6)Прослушивание песни "В траве сидел кузнечик"

Цель: развитие музыкального слуха

Знакомство с пауком

1)Художественное слово, загадки и стихи о пауке

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пауке.

2) НОД по ознакомлению с окружающим миром «Чудо в паутине»

3)Рисование «Паучок в паутинке»

Цель: развивать точность движения и мелкую моторику, закрепить знания о пауке.

4) НОД по ознакомлению с окружающим миром «Чудо в паутине»

Цель: Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных, рассказать о науках, закрепить правила поведения в природе. Не обрывай паутину в лису, не убивайте пауков. (Приложение 8)

5) Итоговое занятие в средней группе на тему «Насекомые» (Приложение 9)

Просмотр Мультфильма про насекомых.

Цель:        Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые.

III. Результативный этап

•        у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности

•        дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе

•        появилось желание получить больше информации о насекомых

Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»

•        оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр

•        наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми

•         помощь в изготовлении альбома с рисунками о насекомых.

Материал к проекту:

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками)

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.

Ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.

Травкой быстро ее обмотал,

В муравейник скорей побежал.

Ну а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы!        Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Бегут на месте.

Делают ритмичную пружинку.

Ритмично закрывают глаза ладонями.

Ритмично хлопают в ладоши.

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:

— Я лечу издалека.

— Зу-зу-зу, — комар пищит.

— Уф-уф-уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.

Ритмично хлопают в ладоши.

Приложение 1

НОД "В гостях у пчелы" средний возраст

Программное содержание: расширить у детей представление о насекомых (пчела), развивать собственный познавательный опыт с помощью моделей. Уточнить знания о месте обитания, особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых пчелой звуков.

Продолжить закреплять знания названий цветов. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Закреплять умение дышать правильно (вдох носом, выдох ртом).

Оборудование:

Игрушка (Винни-пух), картинки насекомых (кузнечик, бабочка, муравей, стрекоза, пчела), улья, сот, карточки модели, в коробочке пчелки из бумаги на ниточках, поднос, баночка меда, мед в розетках на каждого ребенка, ложки, влажные салфетки, картинки цветов.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о насекомых (особенности внешнего вида, способ передвижения, издаваемые звуки). Рассматривание иллюстраций о цветах. Разучивание физминутки «Пчелки на полянке».

                                                          Ход занятия

Стук в дверь. Входит Винни-Пух. Здоровается. Ребята вы узнали меня? (ответы) Я пришел к вам в гости и мне нужна помощь. Мой друг Пятачок загадал мне загадку, а я не могу ее отгадать. Помогите, пожалуйста.

В-ль: Поможем ребята? (ответы).

Загадка:          Труженица и хозяйка

Она летает над лужайкой

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела).

Винни-Пух: Ой, ребята, я один раз встречался с пчелами. Они плавают в воде, у них длинный хвост, и они умеют мяукать. (Ответы). Друзья, я принес вам картинки, помогите найти мне пчелу. Показываю картинки насекомых по очереди, переворачивая каждую. Это пчела. Нет. Это кузнечик. И т.д. Ребята, как этих животных можно назвать одним словом? (насекомые).

оставляю картинку пчелы.

В-ль: Послушайте, ребята, и ты Винни, что я расскажу про пчелу. Это пчела. Человек специально строит для пчелы домик, который называется улей. (Показываю). У пчелы есть туловище, голова, на голове глаза и усики. Ребята посмотрите, какого цвета пчелка? (желто коричневая в полосочку). Еще пчела имеет крылья и лапки. А как передвигается пчела? Она умеет летать и ползать. Как вы относитесь к пчеле? Она вредное или полезное насекомое?

Винни, ты все запомнил про пчелку?

Винни: Ребята я был не очень внимательным, расскажите еще раз.

В-ль: давайте расскажем медвежонку про пчелку с помощью карточек-помощников. Выставляю модели по одной, дети рассказывают.

Вини: Теперь я все запомнил. Спасибо.

В-ль: Теперь давайте поиграем. (Физминутка)

Шли наши ножки по лугу, по дорожке

Шли, не устали, пчелками мы стали.

Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз - росой они умылись (умываются)

Два - изящно покружились (кружатся)

Три - нагнулись и присели

на четыре полетели (летают и жужжат).

Жужжание.

Винни, ребята, кто-то жужжит в коробочке. (смотрим).

Это к нам пчелы прилетели. (раздаю).

Дыхательная гимнастика: Давайте на них подуем, а они полетят в разные стороны. Вдох носом, выдох ртом.

Теперь поиграем с пчелками. Игра «К цветку подлети, цветок назови»

Дети сажают пчелку на цветок и называют его.

Трясу коробку. Ой, там что-то лежит. Что нам пчелы принесли? Достаю банку меда. А откуда пчелы взяли мед (ответы).

В-ль: Ребята, послушайте. В своем улье пчелы делают соты, такие ячейки, маленькие коробочки. Затем вылетают на лужайку, выбирают самый красивый цветок, садятся на него и из цветка высасывают сладкий сок (нектар) длинным хоботком. Затем нектар несут в свой улей, закладывают сок в соты. Проходит время и в сотах получается мед.

Раздаю каждому тарелочку с медом.

Экспериментирование: Какого цвета мед? (Ответы) (желтый, янтарный, светло - коричневый).

Ребята, а мед пахнет? (ответы) (конфетами, лесом, цветами). Давайте попробуем, какой мед на вкус (сладкий). Раньше люди не умели делать сахар, и вместо сахара и конфет ели мед. Потрогайте пальчиком мед и прижмите пальчик к пальчику. Что с ними происходит? (прилипают). Значит мед липкий, густой.

Вытираем руки о влажную салфетку.

Ребята, мед очень полезен. Кто знает, чем полезен мед? (ответы). Мед помогает при простуде, когда мы заболеем, медом лечат раны, из меда готовят лекарства. Я думаю пчелам надо сказать спасибо за то, что они приносят много полезного, давая нам мед.

Винни: Ребята, вы так много рассказали мне о пчелах и меде. Я тоже буду их любить и беречь, и не буду обижать.

В-ль: Винни, мы угощаем тебя медом. Кушай на здоровье.

Винни: Спасибо ребята, до свидания (Винни уходит)

В-ль: Друзья, про кого мы узнали сегодня много интересного (про пчелу).

Я дарю вам пчелок. Вы покажете их родителям и расскажете, какие они полезные труженицы, и приносят много пользы.

Приложение2

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и продуктивной деятельности рисование «Чудесный подарок» средняя группа

Задачи:

• уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых;

• формировать представления о том, что пчелы - полезные насекомые (собирают цветочный сок – нектар, из которых получается мед);

• развивать воображение детей, умение высказывать свои мысли;

• воспитывать бережное отношение ко всему живому на земле.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы про насекомых;

• рассматривание картинок, иллюстрации о насекомых;

• разучивание физкультминутки.

Материал:

• картинки с изображение насекомых (муха, пчела, стрекоза);

• соты (настоящие или картинка);

• мешочек, банка с медом; цветок;

• нарисованные на картоне улей и дупло, вырезанные цветы;

• аудиозапись музыки (для игры);

• кисточки, гуашь желтого цвета, нарисованные на бумаге ячейки сот.

Ход:

Дети сидят на стульях полукругом. На столе стоит мешочек.

- Ребята, посмотрите, к нам в группу кто-то принес подарок (взять мешочек в руки).

- Ой, здесь что-то твердое, тяжелое (развязать мешочек и достать банку с медом, открыть ее и понюхать содержимое).

- Ребята, понюхайте баночку, как вы думаете, что же это такое (дать всем детям поочередно понюхать мед, выслушать ответы детей).

- Кто мне может сказать, а чем же пахнет мед? Правильно, мед пахнет лесом, травой, цветами, конфетами.

- Вот какой у нас чудесный подарок. А хотите его попробовать? (Дети пробуют мед).

- Какой вкус у меда? (ответы детей)

- Кто мне может сказать, откуда берется мед? Правильно, его делают пчелы.

Показать картинки с изображением насекомых.

- Посмотрите все на картинки и покажите мне пчел.

- А теперь послушайте стихотворение:

Собрать нектар летит пчела,

Тончайшим хоботком,

Ей приготовленный с утра

Раскрывшимся цветком.

Душистый и целебный сок,

В дом – улей унесет.

И детям, как наступит срок,

Подарит вкусный мед.

- А теперь давайте с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы все – пчелки. Вечером вы собрались на полянке и уснули (дети садятся на корточки и закрывают глаза). Наступило утро (стихи сопровождаются движениями).

Утром пчелки все проснулись, встают и протирают глаза

Улыбнулись, потянулись. улыбаются и потягиваются

Раз – росой они умылись, умываются

Два – изящно покружились, кружатся

Три – нагнулись и присели, наклоняются, приседают

На четыре – полетели. летают и жужжат.

- Молодцы, а теперь давайте все присядем и отдохнем. А я вам расскажу, как пчелы делают мед. Слушайте внимательно.

Пчелы хоботком высасываю сладкий сок (показать цветок) и несут его в свой дом – улей или дупло дерева. Там они закладывают его в соты, которые заранее делают из воска (показать картинки с изображением сот).

- Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле (дикие, а какие в улье (домашние).

- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Пчелы».

В противоположных сторонах комнаты установлены «Улей» и «Дупло», на полу вырезанные из бумаги большие цветы.

- Девочки у нас будут домашние пчелы, а мальчики будут дикими пчелами. Как только закончится музыка, пчелы летят в свои домики: дикие – в дупло, а домашние – в улей.

Игра проводится несколько раз.

- Молодцы, много собрали меда. Мед очень вкусный и полезный.

- А кто мне может сказать, чем меде полезен для людей?

- Мед помогает при простуде. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мед.

- Ребята, посмотрите к нам в гости пришли наши игрушки, узнав о чудесном подарке, они тоже захотели отведать вкусного меда. Давайте для наших гостей тоже приготовим подарки.

Пройдите все за столы, у вас на столах лежат «соты», давайте их мы заполним волшебным «медом».

Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены кисточки, нераскрашенные «соты» и желтая гуашь, аккуратно раскрашивают ячейки.

Приложение3

Конспект НОД «Путешествие в мир бабочек»

Цель: определить значение существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательная: Помочь запомнить стихотворение по мнемотаблице, расширять знания детей об окружающем.

Развивающая: Развивать творческое воображение, свободу устной речи, конструктивные способности и стремление к самовыражению.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Степанова «Бабочка — капустница», просмотр мультфильма «Мотылек»

Оборудование: волшебный сундучок (открывается с двух сторон), силуэты бабочек с приклеенным ободком в виде колечка, силуэты цветов, модель Земли на ватмане, фантики, нитки, двусторонний скотч, аудиозаписи.

Ход НОД:

— Всем, всем — добрый день! Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться, не мешай трудиться!

— Посмотрите, ребята, что я принесла с собой. Это волшебный сундучок, который поможет мне узнать, что вы знаете о цветах, бабочках и как относитесь к природе. Сундучок мой не простой, посмотрите — он пустой. А теперь его вращаю, хлопну раз и открываю.

— Кто это? (Бабочки)

— Знаете ли вы, как они называются? (Ответы детей)

— Почему бабочки лимонница, голубянка, хвостатка и толстоголовка получили такое название? (Бабочка лимонница желтого цвета, голубянка — голубого. У бабочки хвостатки нижняя сторона задних крыльев напоминает хвост. Бабочка толстоголовка получила свое название из-за оригинального строения головы).

— Все эти виды бабочек встречаются у нас в Татарстане. А каких бабочек вы еще знаете? (Адмирал, крапивница, капустница, павлиний глаз).

— Ребята, а как вы думаете: бабочки полезные или вредные? Для чего они вообще нужны? (Ответы детей). На самом деле бабочки могут быть и полезными и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения.

— Выберите себе любую бабочку, только будьте осторожны, не повредите крылья. Если человек подержит настоящую бабочку в руках, то её чешуйки ломаются, и она погибает.

— На что похожи бабочки? (На цветок). Давайте их оживим. Нужно просто надеть их на палец, как колечко, и сказать волшебные слова:

«Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел».

— Вы обратили внимание, в какую погоду обычно летают бабочки? (Ясную, солнечную) Почему? (Под дождем у них крылышки намокнут, сильный ветер может навредить им).

— Разлетайтесь по полям, лугам, садам и паркам, все рассмотрите да мне расскажите. Дети двигаются под аудиозапись «Вальс бабочек» (муз. А. Комарова).

— Бабочка — лимонница, что интересного ты увидела с высоты? (ответы 2-3 детей).

— Посмотрите, какая замечательная поляна впереди, как много на ней цветов! Я думаю, что бабочкам пора подкрепиться. Им нужно сесть на цветок пить нектар, но они не должны быть очень заметны, т.к. бабочек могут склевать птицы. Как же нам поступить, как разрешить это противоречие? (Цветы должны быть такого же цвета, как крылья бабочки). Будьте внимательны, ребята, посадите бабочек на такой цветок, где бы им ничего не угрожало.

— Знаете ли вы, что у бабочек язык на ноге? Сначала они пробуют ногой сок или нектар на вкус, а потом пьют его хоботком.

— Ой, а моей бабочке цветка не хватило, его кто-то сорвал. Как же огорчилась бабочка!

— Правильно ли поступил этот человек? (Нет, красоту надо беречь)

-Для чего нужны цветы? (Их запахи используются для изготовления духов, мыла. Цветы часто являются лекарственными растениями и помогают человеку лечиться от болезней. Они своей красотой побуждают человека рисовать красивые картины, сочинять стихи, музыку и песни Цветы дают насекомым нектар и пыльцу).

— А среди вас есть такие дети, которые не берегут природу? Как раз на эту тему поэт Тимофей Собакин написал прекрасное стихотворение. А поскорее запомнить его вам поможет вот эта схема.

«Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты, если мы сорвем цветы,

То останутся пусты и деревья и кусты.

И не будет красоты и не будет доброты,

Если только я и ты, если мы сорвем цветы».

Физминутка

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась.

Два — изящно покружилась.

Три — нагнулась и присела.

На четыре — улетела.

А на пять — на место села.

— Я думаю, ваши бабочки уже подкрепились, оставьте их на цветке, пусть погреют крылья на солнышке. А я приглашаю вас смастерить из разноцветных фантиков еще много-много цветов, чтобы хватило всем бабочкам на свете, придумать им названия и украсить нашу планету.

Дети переходят к столам, где лежит лист ватмана круглой формы с нарисованными материками и океанами. Показываю способ выполнения работы: фантик свернуть гармошкой, серединку перетянуть ниткой, прикрепить в основании двусторонний скотч, придумать своему цветку название и поместить его в любой части света.

Отмечаю тех детей, у кого получились самые яркие цветы и оригинальные названия.

— Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? Запомнили ли вы названия бабочек? Какое стихотворение мы начали заучивать наизусть?

— Я вижу, вы ребята смышленые, благоразумные, любите природу и умеете ее беречь. Спасибо вам за старание.

Приложение 4

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

«Муравьи – санитары леса»

                       Программные задачи

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям

- воспитывать любовь к природе

Образовательные:

- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни

- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память

-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Работа со словарём:

- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики

- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.

  Материал:

 - демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»

- динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».

  Предварительная работа

- чтение художественной литературы,

- беседы,

- рассматривание картин, иллюстраций,

- отгадывание загадок,

- дидактические игры.

                                  Ход занятия

Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:

    Город, в котором жильцов миллион,

    Город, в котором всего один дом.

    Город за деревом спрятался с юга,

    Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.

 Вопросы для обсуждения:

- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).

- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)

- Как устроен муравейник внутри?

(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)

- Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)

- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)

- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы.  По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)

- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются  в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком,  засыпают.   Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)

Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».

Далее педагог читает детям рассказ Л.Толстого «О муравьях».

Вопросы для обсуждения:

- Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?

- Как муравьи поняли, где стоит варенье?

-Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?

Приложение5

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству «Помогите муравью»

Цель:

1. Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предло-жить придумать и нарисовать другие варианты концовки;

2. Научить рисовать муравья из трех частей;

3. Упражнять детей в рисовании цветов, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет;

4. Воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.

Материал: бумага, карандаши цветные.

Предварительная работа: рассматривание картинок, открыток, ил-люстраций в книгах на тему «Насекомые»; рассматривание муравья в кол-лекции через увеличительное стекло; наблюдение за работой муравьев, му-равейниками в летний период; чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; рисование цветов в книжках-раскрасках; рассматривание открыток с изображением различных полевых цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель читает:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

Как приятно, как радостно

Со всеми здороваться!

Ветерок нам тихо подул,

Цветок нам нежно кивнул,

Гости мило подмигнули,

Нам улыбки подарили!

-Ребятки, я сегодня хочу вам рассказать о маленьком, но очень полезном насекомом. Послушайте, о ком идёт речь?

-Под пенёчком домик чей?

-Он без окон, без дверей!

Горка-башня из земли

А живут здесь – (муравьи).

-Молодцы, правильно! А вы хотите послушать сказку о маленьком и безобидном муравьишке?

Воспитатель рассказывает детям сказку о Муравье, который вышел из дома очень рано, с первыми лучами солнца. Он работал так долго, что не заметил, как наступил вечер. Дорогу к муравейнику найти не сумел, увидел Одуванчик и попросил разрешения переночевать в его красивых и теплых лепестках.

- Да, я красив, как Солнце! С остальными разговаривать не желаю. Ты помнешь мои красивые лепестки, - и Одуванчик захлопнул цветок.

Помогла Муравью нежная и скромная Незабудка. Она дала ночному гостю уют и тепло.

Наутро, как только встало солнце, Муравей открыл глаза и увидел, что Одуванчик побелел и растерял свое великолепное одеяние. Так он был наказан за свою гордость и зазнайство.

- Хорошая сказка? Только конец грустный. Давайте попробуем пе-ределать сказку. Пусть Одуванчик тоже будет добрым и пригласит Мура-вья к себе.

Дети сами придумывают конец сказки, будто все цветы на поляне приглашали Муравья к себе. (Спросить 3-4 детей)

- На лугу цветов очень много. А какие цветы вы знаете? (Дети перечисляют цветы, которые знают.) А ещё мы знаем много стихов о цветах. Почитайте их, пожалуйста. (Стихи о ромашке, одуванчике, фиалке, колокольчике и т д.) Они растут близко друг к другу, они укроют Муравья, словно большим, разноцветным, ароматным одеялом.

-Я предлагаю вам нарисовать муравьишку, а кругом много- много разнообразных цветов.

-С чего начнём рисовать муравья?

-Правильно, сначала нарисуем небольшой овал с заострённым концом - это будет голова, овал маленький - первая часть туловища; боль-шой овал с заостренным концом - вторая часть туловища, тонкие лапки, усики, глаза. (Использование моделей)

-Каким цветом раскрасим муравья?

-Вспомните, как рисовать стебелёк цветка, венчик и т. д.

Работа детей. Поощрение, индивидуальная помощь.

Итог:

-Молодцы, сколько у нас в группе стало муравьишек! Целый муравейник. Да он весь и в цветах. А муравьи так и снуют туда-сюда.

-Что-то в домик свой заносят, а из домика - выносят мелкие песчинки, разные крупинки.

Работяги муравьи целый день снуют и не устают!

-Молодцы, а ещё за муравьями и их работой мы понаблюдаем на прогулке.

Приложение 6

Конспект НОД в средней группе по развитию речи

Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Воспитатель: Ребята, а кто мне подскажет какое у нас сегодня занятие?

Дети: Развитие речи.

Воспитатель: Молодцы ребята, у нас сегодня необычное занятие, и вы скоро сами это поймете.

Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя Дмитрий Мамин – Сибиряк, а сказка называется «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост.

Воспитатель: Ребята давайте вместе повторим название сказки.

Дети: (отвечают индивидуально и хором)

Воспитатель: Умнички какие, а кто помнит автора, который написал для нас такую замечательную сказку?

Дети: (отвечают индивидуально и хором)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Прежде, чем мы начнем читать сказку, давайте немножко поиграем.

Физминутка:

Мишка вылез из берлоги (имитируем походку)

Огляделся на пороге (повороты вправо, влево)

Потянулся ото сна (на носочках, тянемся вверх)

В гости к нам пришла весна (разводим руки в стороны)

Чтоб скорей набраться сил (сгибаем и разгибаем руки к плечам)

Головой медведь крутил (крутим головой)

Наклонился взад – вперед (наклоны)

Вот он по лесу идет (имитируем походку)

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки (приседаем)

В них съедобные личинки (ладошки лодочкой)

Для медведя витаминки (правую, левую руку поочередно подносим к губам)

Наконец медведь наелся (погладить живот)

И на бревнышке уселся (садимся на стульчики)

Чтение сказки.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка?

Дети: отвечают

Воспитатель: Ребята, а где поселился медведь?

Дети: отвечают

Воспитатель: Как комары пытались прогнать медведя?

Дети: отвечают

Воспитатель: Что делал медведь, чтобы прогнать комаров?

Дети: отвечают

Воспитатель: Кто победил, маленькие комарики или сильный медведь?

Дети: отвечают

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как пищат комарики. Послушайте З-з-з-з-з-з. А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте споем громкую комариную песню, а теперь тихую (так повторяем несколько раз).

А теперь давайте покажем, как рычал медведь, чтобы прогнать комариков. Послушайте Р-р-р-р-р-р. А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте громко порычим, а теперь тихо (так повторяем несколько раз).

Молодцы ребята, наши язычки потрудились на славу.

А теперь немного отдохнем.

Физминутка:

Только в лес мы вошли (шагаем на месте)

Появились комары (руки поднимаем вверх, машем)

Дальше по лесу шагаем (маршируем на месте)

И медведя мы встречаем (имитируем походку)

Снова дальше мы идем (маршируем на месте)

Появился водоем (присаживаемся и показываем руками)

Прыгать мы уже умеем

Раз – два, раз – два (прыжки на месте)

Позади теперь вода.

Воспитатель: Ребята, а помните я вам говорила, что у нас необычное занятие?

Смотрите кто к нам в гости прилетел? Узнали кто это? (показываю картинку, сделанную своими руками из пластилина)

Дети: Комар – Комарович

Воспитатель: Молодцы ребята, узнали. А помните сколько комаров перебил медведь на болоте?. Давайте своими руками сделаем друзей для нашего Комара – Комаровича.

Предложить детям раскрасить комара.

Приложение 7

Конспект НОД

Тема: «Помоги кузнечику». Дидактическая игра. Чтение стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Программные задачи: учить детей замечать сезонные изменения в природе, рассказывать о них. Активизировать словарь детей названиями цветов, насекомых. Учить понимать обобщающие слова: цветы, насекомые. Развивать умение поддерживать диалог по ходу рассматривания картинок. Понимать содержание стихотворного произведения. Развивать эстетические чувства детей. Воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа.

Наблюдение за растениями и насекомыми на прогулках; чтение художественных произведений о весне, растениях, насекомых.

Материал: картинки насекомых: кузнечика, божьей коровки, бабочки, стрекозы, пчелы; картинки луговых цветов: одуванчика, ландыша, подснежника, фиалки.

Ход

- Родился маленький кузнечик. Он очень любопытный, хочет все узнать. Вот он. (выставляется картинка с изображением кузнечика).

- Дети, давайте расскажем кузнечику, что изменилось с приходом весны?

- Как изменилась трава? (ответы детей: стала зеленее, выросла, стала выше, гуще…)

- А какой цветок появился первым? (ответ: подснежник) (выставляется картинка).

- А какие еще цветы расцвели весной? (одуванчик, ландыш, фиалка) (выставляются картинки цветов).

Выясняется, что одуванчик сначала желтый, потом становится белым, пушистым.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное

Ветерку послушное.

- А каких насекомых вы видели на прогулках? (ответы: божью коровку, муравья, жука…)

Дети с воспитателем рассматривают картинки с изображениями насекомых.

- А сейчас мы поиграем. Вы будете превращаться в разных насекомых и двигаться как они.

Физкультминутка

- Бабочки порхают (дети двигаются легко, машут руками),

Жучки ползают (дети приседают, ползают на четвереньках),

А теперь вы – стрекозы (дети двигаются по группе, руки в стороны),

А сейчас вы – кузнечики (дети, присев, передвигаются прыжками).

- Кузнечику очень понравилось, как вы его изображали. Он много узнал. Не заблудится теперь в траве. У него появилось много друзей – насекомых.

Приложение 8

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Чудо в паутине»

Цель

Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных, рассказать о науках, закрепить правила поведения в природе. Не обрывай паутину в лису, не убивайте пауков.

Материал:

- «Правила поведения в природе»;

- картинки с изображением разных пауков;

- листы бумаги;

- цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята в «Жалобную книгу природы» поступила новая жалоба, я прочитаю, а вы догадайтесь от кого она.

- Говорят мы безобразны. Пойдут люди в лес за грибами и ягодами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы приносим пользу: мух, комаров ловим. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда.

Вы догадались, кто жалуется (паук).

Паука люди часто считают ненужным, но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.

На опушке леса от ветки к ветки, протянул свои сети паук – у пауков 8 ног. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8-глаз все они расположены на голове. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все, что происходит вокруг. Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

На брюшке у паука паутинные бугорки. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.

Для чего нужна пауку нить?

- Служит лестницей для спуска и подъема или самолетиком. Ветер подхватит с паучком и перенесет в другое место, но главное – из нити паук плетет паутину.

Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в паутину попадет добыча.

О том, что в паутину кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от паутины. Выбраться из паутины не удается никому, так как паутина смазана клейким веществом.

Стихи про пауков.

1. Диво дивное паук

Восемь ног и восемь рук

Еси надо наутек Выручают восемь ног

Сеть сплести за кругом круг –

Выручают восемь рук.

Если злиться на кого-то

Словно все кругом враги,

Спину горбит –

Смотрит люто –

Значит, встал не стой ноги.

2. Вот прямо перед нами

Висит сито, не руками свито

Муха ахнула сперва.

Ах, какие кружева

А попала в кружева

И пропала голова

Бедняжка, словно в тине

Завязла в паутине.

Физ. минутка.

Паучок из паутинки паучатам шьет ботинки, а игла сосновая, новая-преновая.

Раз-стежок, два-стежок.

Вот и вышел башмачок.

Раз-стежок, два-стежок

Сшил ботинки паучок

Сшил ботинки паучок

И мол-чок!

Воспитатель: Ребята, давайте и мы сошьем свои паутинки и посадим на них паучков.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и нарисовать паутинку и паучка.

- Посмотрите, какие красивые у вас получились паучки. Представьте, что вы маленькие паучки, сплетите паутинки. (Дети рисуют паутинки)

Воспитатель: Не забывайте ее нужно плести очень аккуратно. Ребята один маленький паучок хочет нам рассказать стихотворение.

Стих.

Рано утром мы встаем, делом занимаемся

За день быстро устаем

Сеть плести стараемся

Раз кружок, два кружок

В сеть попалась мушка

Для зевак и растяп

Хороша ловушка

Все притихло на дворе

И в лесу стемнело

Завтра утром на заре

Мы возьмемся за дело.

Воспитатель:А сейчас из паучков вы превращаетесь в ребят.

В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано -

Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков

Когда вы пойдете в лес, выполняйте это правило.

Оформляется выставка работ для родителей «Чудо в паутинке».

Приложение9

Итоговое занятие в средней группе на тему «Насекомые»

Программное содержание:

  • Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые;
  • Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
  • Активизировать словарь детей по теме «Насекомые»;
  • Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.

Материалы: скатерть зеленого цвета, имитирующая летнюю лужайку и деревье; большие цветы и листья, сделанные из гофрированной бумаги, искусственные модели насекомых, предметные картинки насекомых; пластилин, досточки для лепки, стеки.

 

Ход:

- Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие в лес, вы согласны? Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, какая красивая полянка. Что у нас на полянке? Когда присядешь отдохнуть на согретый весенним солнышком лесной пригорок, то невольно диву, даешься: какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом!

Когда в душистом сосняке,

Присядешь весною на пеньке.

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь вокруг!

- Дети, а кого у нас не хватает на полянке в лесу? Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете? Я хочу вам загадать загадки, а кто отгадает, тот находит это насекомое среди игрушечных поделок и приносит на нашу полянку. Пусть она оживет.

 

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион

Ловко прыгать может он

(кузнечик)

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Сок цветов душистых пьет

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут её… (пчела)

 

Воспитатель: Молодцы, но у нас еще остались насекомые. Давайте всех насекомых возьмем на нашу полянку. Ты назови, кого взял и где живет. А кузнечика, почему в траву посадил? Вот и ожила наша полянка.

Личинку тащит муравей

Спешит куда-то меж корней.

Большой сосны, на толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает летний мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела

Все заняты у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись

Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: Дети мы много с вами читали про насекомых. Какие сказки и рассказы мы свами читали про насекомых? Да молодцы, а сейчас я хочу с вами провести викторину. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Проходите за столы. Я вам буду задавать вопросы: сначала одной команде, а затем другой. За правильный ответ команда получает вот такую бабочку, на столах у вас цветы, которые бабочка очень любит. Вот вы бабочки и будете сажать на цветы, а в конце викторины посмотрим у кого больше бабочек.

 

I команда

II команда

1. Где обитают насекомые?

1. Как передвигаются?

2. Чем питаются?

2. Как спасаются от врагов?

3. Какие части тела вы знаете?

3. Где уши у комара?

4. где уши у кузнечика?

4. Какую пользу приносят насекомые людям в лесу?

5. Почему стрекоз называют хищниками?

5. Куда стрекозы откладывают яички?

6. Когда пчелы танцуют?

6. Как называется дом, который люди строят для птичек?

7. Какие еще насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы?

7. Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (особые крючки на ножках)

8. Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (подушечки)

8. Какой вред приносят мухи и тараканы?

9. Как с ними нужно бороться?

9. Кто помогает нам в борьбе с вредными насекомыми?

 

Воспитатель: Дети вы просто молодцы много знаете о насекомых, а хотите подвигаться как насекомые?

Физминутка.

Мы на месте покружились, в божьих коровок превратились

Мы на месте покружились, в кузнечиков прекратились.

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп

Сели, сели травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

Мы на месте покружились, в бабочек превратились.

В поле бабочки летают

Полетели, покружились, на цветке остановились.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» я называю слова, а вы скажите, что лишнее:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

  • Кузнечик, кошка, гусь, коза
  • Щука, сом, муха, пескарь
  • Бабочка, божья коровка, оса, сорока
  • Комар, лось, волк, медведь
  • Тигр, лев, сверчок, слон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие в мир насекомых"

Данный проект является иследовательским, краткосрочным. Дает возможность детям уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от ...

Проект "Путешествие в мир насекомых"

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. ...

Проект "Путешествие в мир насекомых" для детей средней группы

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов. Заложить осн...

Презентация проекта "Путешествие в мир насекомых"

Цель проекта: формирование представлений о жизни насекомых.Задачи проекта: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от враг...

Проект «Путешествие в мир насекомых» с детьми 3-4 лет в летний оздоровительный период

Проект  «Путешествие в мир насекомых»  с детьми 3-4 лет   в летний оздоровительный период...

Отчет по проекту «Путешествие в мир насекомых» с детьми 3-4 лет в летний оздоровительный период

Отчет по проекту «Путешествие в мир насекомых» с детьми 3-4 лет  в летний оздоровительный период...

Экологический проект " Путешествие в мир насекомых"

Экологический проект " Путешествие в мир насекомых" для второй младшей группы  направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир....