Конспект занятия в подготовительной группе. "Удивительные вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Алиса Андреевана

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной группы. «Удивительные вулканы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_vulkany.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной группы. «Удивительные вулканы»

                                   

                                     

Подготовила воспитатель : Смирнова Алиса Андреевна.

 

 г.  Санкт-Петербург

2018 г.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной группы. «Удивительные вулканы»

Цель педагога:

Формирование познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству с таким явлением природы, как вулкан.

Цель ребёнка:

Узнать о таком явлении природы, как вулкан. Познакомиться с профессией вулканолога.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для продолжения  и  расширения   представлений детей о предметном мире.

Создать условия для ознакомления  дошкольников с природным окружением, а так же для  формирования интереса к явлениям природы.

Развивающие:

Создать условия для развития  экологического мышления  и творческого воображения в процессе опытнической исследовательской деятельности.

Создать условия для развития  мыслительной активности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, толерантности в ходе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания  эстетического отношения  к предметам и явлениям окружающего мира.

Создать условия для воспитания  интереса  к экспериментированию.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа:

Самостоятельно разработанная  мультимедийная презентация на тему "Вулканы".

Рассматривание картинок, фотографий и иллюстраций  с различными видами вулканов.

Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.

Прочтение детской энциклопедии «Почемучка».

Оборудование и материалы:

Ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержений, красная краска, сода, моющее средство, пластиковые стаканчики. ( на каждого ребёнка),  уксус(у воспитателя), маленькие ложечки.

Средства ТСО:

Ноутбук, телевизор.

Планируемый результат:

Интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.

 Содержание:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как?

Давайте я загадаю вам загадку.

             " Я ходил по разным странам,

              Плыл по рекам, океанам.

              По пустыне шёл отважно -

              На одном листе бумажном!"

Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте?

Давайте мы  свами вспомним, что изображено на карте синим цветом?

А зелёным, жёлтым и коричневым?

Ребята, а кто мне скажет, что такое горы?

А из чего эти высокие холмы состоят?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке?

Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

" Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять!

1,2,3,4,5, - мы закончили считать!" (руки стряхнуть).

 Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь?

( Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин).

Что произошло с камнем, а что с пластилином?

Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Ребята,  у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня?

А как вы думаете, эти отверстия  пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. ( Не тонет).

А что находится внутри этих дырочек или отверстий?

А кто мне скажет, как называется этот необычный камень?

Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза.

Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку.

             " Я - плююсь огнём и лавой,

              Я - опасный великан.

              Славен я недоброй славой,

              И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе).

Правильно. Это вулкан. И сегодня мы  свами поговорим о вулканах.

Сейчас  я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы.

"Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь.  И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(Слайд № 1.Вулкан).

Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети?

Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы?

А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается?

(Слайд  № 2. Картинка извергающегося вулкана).

На что похож вулкан?

А как называется верхушка вулкана?

А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана?

     (Слайд  № 3.Строения вулкана).

Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана?

А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана?

А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава?

Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному.

Скажите, а как долго может извергаться вулкан?

После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют?

( Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) .

Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно.

( Слайд №5.Вулкан «Тейде» в Испании).

И действующие вулканы- это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества.

(Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка).

И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно?

А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан?

 А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана?

Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

            Мы шагаем по равнине,

            Раз-два, раз-два.

            А теперь плывём на льдине,

            Раз-два, раз-два.

            Вот идём по плоскогорью,

            Раз-два, раз-два.

            Забираемся на горы,

            Раз-два, раз-два.

            А теперь мы отдохнём,

            И места свои займём!!!

Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!!

Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!!

После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус.

Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И,  пузырясь, из него выходит лава!!!

             Спустя века, закашлял злой

             Вулкан и пеплом и золой.

             По склонам лава потекла

             И землю сильно обожгла.

             Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит,

             Как грозен он на вид.

             Но вот, он начал уставать –

             Огонь в нём начал угасать.

             Последний раз огнём дыхнул,

             И на десятки лет уснул!!!

В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы……

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!!

А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы.

Дети:

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Земля.

Карта.

Наша Земля.

Океаны, реки и моря.

Суша, пустыни и горы.

Это высокие холмы.

Из камней.

Камни.

Гладкие, шершавые, тяжёлые, крепкие и др.

Форма пластилина изменилась, а форма камня осталась прежней.

Камень утонул.

Дырок. Или отверстий.

Этот камень у нас не утонул, именно потому, что у него есть дырочки.

Воздух.

Он заполняет эти дырочки или отверстия, делает этот камень лёгким. И он не тонет в воде.

Пемза.

Вулкан!

Да.

В земной коре образуется трещина. А глубоко под землёй есть лава, которая образуется, потому что там высокая температура. Лава начинает искать выход из-под земли и начинает извергаться из этой трещины, образуя вокруг неё возвышение. Это возвышение начинает постепенно расти, превращаясь в гору. Так и появляется вулкан!

На суше и на воде.

Внутри земли очень высокая температура, магма бурлит (пояснить, что такое магма) и пытается вырваться наружу. И ей это удаётся сделать через трещины в земле.

На пирамиду или конус.

Кратер.

Жерло

Магма.

Лава.

Магма - это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни. Это и называется - лава!

Когда вулкан как - будто взрывается, выбрасывая лаву во все стороны и вверх. А может лава вытекать спокойно.

Может один или два дня, а может и несколько лет!

Потухшие - это вулканы, полностью утратившие активность, они не извергаются уже много лет и их извержение маловероятно.

Спящие. Или уснувшие.

Действующие.

Да! Опасно!

Землетрясение.

Да. Это вулканологи. Люди, которые занимаются изучением вулканов. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснётся».

Проводить опыт с вулканом.

Есть такая профессия –вулканолог.

На Камчатке существует действующий вулкан.

Перед тем, как начинает извергаться вулкан, происходит землетрясение.

Как извергается вулкан.

5. Закрепление  умения выявлять свойства материалов.

6. 7. Активизация  словаря детей. ( Кратер, минерал, лава, твёрдый, плотный, лава, жерло, гора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект занятия в подготовительной группе "Удивительный мир пернатых"

Программное содержание: расширять представления  детей о мире птиц. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать инте...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

Познакомить детей с эмоциями "Радость","Грусть","Удивление ","Страх","Злость". Закрепить умение узнавать и выражать данные эмоции.эмоциональные состоя...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Удивительный мир Эмоций».

Эмоции не знают языка,По ним определяют настроенье -Они как дуновенье ветерка:В них и печаль, и радость, и смятенье.Б. Цветков....

Конспект занятия в подготовительной группе: «Удивительный мир Эмоций»

Конспект занятия в подготовительной группе: «Удивительный мир Эмоций».Цель:- Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:- Познакомить с эмоциями «Радость», ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Удивительный мир растений».

Систематизация знаний детей о растениях. Закрепить знания детей о группах растений. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы ( вопросы поискового характ...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Удивительный мир Эмоций».

Цели: Знакомство детей с различными эмоциями и их проявлениями. Задачи: Научить детей определять эмоциональное состояние себя и других. Привлечь внимание детей к изучению мимики и жестикуляции...