Цели: Знакомство детей с различными эмоциями и их проявлениями. Задачи:
Научить детей определять эмоциональное состояние себя и других.
Привлечь внимание детей к изучению мимики и жестикуляции
Дать возможность детям проработать негативные эмоции.
Коррекция проявления страха у детей.
Развитие мышления и воображения.
Материалы: слайды людей с разными эмоциями, картинки “чувства и эмоции”, гномик с пустым лицом и лица к нему: радость, грусть, страх, злость, удивление, вина, спокойствие.
-Здравствуйте ребята! Знаете ли вы что сегодня за день? Сегодня в детском саду день наших эмоций. Когда вы вошли в двери детского сада видели ли вы плакат с эмоциями? А приклеили ли вы свою эмоцию с которой пришли в детский сад?
Там были всякие разные эмоции и радость и грусть и злость. А покажите теперь вы какие вы сегодня пришли в детский сад.
Игра- приветствие “Я сегодня вот такой”
-Сейчас мы поиграем в игру и заодно поздороваемся. Мы по очереди мимикой и жестами будем показывать какие вы сегодня, какое у вас настроение. А все остальные будут повторять. Давайте я начну первая: “Я сегодня вот такая”, а вы говорите “ Людмила Викторовна сегодня вот такая ” и повторите мое движение.
-Вот мы и поздоровались. А теперь я вам покажу, кто к нам пришел. (психолог достает гномика- настроение с радостным лицом ).
Появление гномика- настроение. Эмоция радость
-Сегодня к нам пришел гномик- настроение. А зовут его так потому- что у него очень быстро меняются эмоции. Только, что гномик был радостным, а потом вдруг загрустил или чего-то испугался. Посмотрите на гномика, с какой эмоцией сегодня к нам пришел гномик? (дети называют радость)
-Радость эмоция долгожданная, все хотят быть радостными, но все время радоваться не получится.
-Покажите мне, какими вы бываете радостными? (дети показывают улыбку)
Эмоция грусть
-А бывает такое, что улыбка переворачивается и в какую эмоцию, тогда превращается (лицо у гномика меняется на грустное).
(Дети говорят- грусть)
-Действительно, гномик стал грустным. Уголки губ его опустились он сидит
грустный, печальный. Посмотрите, как выглядят люди, когда они грустят.
(Включается показ слайдов грустных людей)
Эмоция удивление
-Вот однажды пришел гномик в цирк. Поднимите руку, кто из вас был в цирке? (дети показывают)
-В цирке очень часто можно встретить одну эмоцию. (гномику ставится эмоция- удивление) Что это за эмоция? (дети отвечают)
-Правильно удивление! Когда мы удивляемся у нас расширяются глаза и открывается рот (посмотрите как выглядят люди, когда они удивляются).
(Включается показ слайдов удивленных людей)
-Удивляются все и дети и взрослые. Но ребята удивляются гораздо чаще, они
верят в чудеса и они с ними происходят.
Эмоция злость
-Радость, удивление- это приятные эмоции, но бывает так, что наше лицо становится вот таким. (детям показывается гномик со злым лицом) Как вы думаете, какая сейчас эмоция у гномика? (дети отвечают)
-Все верно- это злость. А как вы думаете, злость нам нужна? (ответы детей)
-Но зачем же тогда природа наделила нас этой эмоцией? (ответы детей)
-На самом деле злость нам нужна для сохранения вида, чтобы мы люди не пропали. Когда мы злимся, выделяется специальный гормон- адреналин. Он делает нас сильнее. Вот возьмем, к примеру, петухов, если бы они не злились? они не смогли бы защитить свое семейство. Злость делает нас сильными.
-Но от злости нужно правильно избавляется. Если я сейчас на кого- то из вас разозлюсь, сожму кулаки и пойду бить, я правильно сделаю? А если сожму зубы и начну обзываться? (ответы детей)
-Давайте сейчас покажем, как мы выглядим, когда мы злимся? (дети сводят брови, стискивают зубы, сжимают кулаки). А теперь попробуем сильно, сильно позлится, будем сжимать зубы и кулаки. (Дети повторяют несколько раз) А теперь попробуем еще и порычать, как тигры. Н счет три. (Дети сильно сжимают зубы, кулаки, сводят брови и рычат) Еще сильнее... А теперь расслабьте лицо, опустите руки. Что вы чувствуете в своем теле? (ответы детей) Чувствуете, как навалилась усталость, все тело опустело, как- будто вся злость вышла.
-Вот такое упражнение можно делать если вы на кого- тол разозлились, на маму, на друга или др. Можно позлится, порычать и злость уйдет и при этом вы никого не обидите.
Физкультминутка “Король Боровик”
-Давайте немного разомнемся и сделаем физкультминутку про злость. Шел король Боровик
(идут на месте)
Через лес напрямик
(руками разводим в стороны, “как будто пробираемся через ветки”) Он грозил кулаком
(Грозим кулаком)
Он стучал каблуком
(Стучим ногой)
Был король Боровик не в духе
(Нахмуривают брови, оскаливают зубы, сжимают кулаки) Короля покусали мухи
-Но вот однажды шел гномик по лесу и услышал сзади себя грозное рычание. Что с ним произошло тогда? (показывается гномик с эмоцией страх) (ответы детей)
-Действительно, он очень сильно испугался. Он испытал страх. У него расширились глаза, открылся рот от ужаса. Трясясь всем телом, он обернулся назад и посмотрел. И сам засмеялся, потому что это рычание издавала маленькая собачка болонка.
Страх испытывают все и люди и животные и даже некоторые растен-Но вот однажды шел гномик по лесу и услышал сзади себя грозное рычание. Что с ним произошло тогда? (показывается гномик с эмоцией страх) (ответы детей)
-Действительно, он очень сильно испугался. Он испытал страх. У него расширились глаза, открылся рот от ужаса. Трясясь всем телом, он обернулся назад и посмотрел. И сам засмеялся, потому что это рычание издавала маленькая собачка болонка.
Страх испытывают все и люди и животные и даже некоторые растения, когда до них докасаешься, они меняются.
- Ребята, а зачем же нам нужен страх. Для чего природа наделила все живое страхом? (ответы детей)
-Страх нам нужен, чтобы выживать. Вот представляете, если бы не было страха, вы бы ушли от мамы и потерялись, или стоите вы на краю платформы, если бы не страх, вы бы шагнули вперед и что бы потом было? Страх нас бережет, он о нас заботится, чтобы мы люди выживали.
-Вот как выглядят люди испытывающие страх. (Включается показ слайдов удивленных людей)
Чувство стыда
-И покажу я вам еще одно лицо. Отгадайте, что это за чувство? (показывается виноватый гномик)
-Однажды приходит брат нашего гномика домой и видит его с таким лицом. Как вы думаете, что испытывает гномик? (ответы детей)
-Гномику стыдно, он разбил любимую чашку брата, поэтому он чувствует вину. Он понял, что совершил что- то плохое и поэтому раскаивается.
-А если что- то сделал не правильно или кого- то толкнул, что нужно сказать? -Нужно сказать: “Прости меня”. Давайте все вместе повторим эту волшебную
фразу. (дети повторяют три раза) Состояние спокойствие
-На этом гномику настало время с вами прощаться. Гномик уходит вот с таким лицом. (гномику ставится спокойная пиктограмма). Отгадайте, что это за состояние? (ответы детей)
-Да это спокойное состояние, не веселое и не грустное
Рисунок человека с эмоцией
-А на последок гномик хочет подарить вам вот такие мордочки из которых выбирайте себе картинку!