Консультация для воспитателей: «Туристические прогулки в экологическом воспитании»
консультация по окружающему миру на тему

 Коробкова Татьяна Викторовна

Туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в детском саду. Прежде всего, туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной дыхательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Туристические прогулки в экологическом воспитании»

МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской

Воспитатель: Коробкова Т.В.

Консультация для воспитателей:                                                                  «Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»

        Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, можно проводить уже с детьми 3-4 лет. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Туристические прогулки решают не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи.

Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывания в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.

Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в детском саду.

Прежде всего, туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной дыхательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Туристическая прогулка в лес, на луг, к реке, озеру – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в продолжение новых препятствий. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества: организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность, учит налаживать взаимоотношения между детьми.

Обязательной составной частью туристической прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе восприятия различных предметов, явлений общественной жизни ребенок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяет кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

На туристических прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Не случайно К.Д. Ушинский считал, логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны, желание обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений. С помощью взрослых дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав.

Как видим, туристическая прогулка включает в себя ряд компонентов:

*познавательный                                                                                                                        

*физкультурно-оздоровительный,                                                                                  *социально-коммуникативный,                                                                           *эмоционально-психологический,                                                                         *эстетический,                                                                                                   *прикладной.

Туристические прогулки могут иметь разные цели:

- оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психическое оздоровление);

- спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, также действий в экстремальных ситуациях);

- познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

- развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

- практические (сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных трав);

- эстетические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).

Цели прогулок могут объединяться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристические прогулки делятся на разные виды: спортивно-тренировочные, прогулка- пленэр, развлекательная, а также краеведческая, направленная на изучение особенностей природы родного края, - проводится с целью экологического образования детей и называется экологическая прогулка. Во время таких прогулок организуется природоохранительная работа, продумывается участие детей в экологических акциях по типу «Наш зеленый друг!», «Пернатые друзья» и др.

Основной целью прогулки может быть знакомство с историческими достопримечательностями. Такой вид прогулки является одним из наиболее действенных методов ознакомления детей с историей и культурой малой родины, воспитание патриотизма, стремления приумножить богатство своей страны.

Структура прогулки определяется особенностями физической и умственной работоспособности детей, а также принципами построения туристических походов разной сложности.

Первая часть – оргначало, длительностью до 5 минут. Цель – сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть – движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от одного до трех (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды, способа передвижения, сложности маршрута) переходов с кратковременными (5-10 минут) привалами для отдыха. Во время первого привала можно предложить малышам полюбоваться пейзажами, запомнить направление движения. Первый привал – подгоночный. Время привала можно использовать и для исправления неполадок в обуви и одежде.

На этапе второго перехода после непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения. Их содержанием могут быть разнообразные виды ходьбы, имитирующие движение животных, птиц, легкая пробежка в медленном темпе до 1,5 минуты. Второй переход завершается промежуточным привалом. Предложить детям немножко посидеть, а чтобы отдых был содержательным, используйте дидактические игры экологической направленности: «Подумай и отгадай», «Кто быстрее», «Определим погоду», «Будь внимателен», «Знатоки природы», «Не ошибись», организуйте наблюдение за природными объектами.

В содержание третьего перехода можно включить преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (типа «Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Делай как я»). Используйте каждый момент, чтобы привлечь детей к оказанию взаимопомощи: подать руку, поддержать.

Третий этап туристических прогулок – длительный привал. После продолжительного движения детям следует предоставить возможность мышечного расслабления. Во время отдыха обязательно предложите расположиться на своих ковриках, полулежа, ноги приподнять на пенек, рюкзак. Пока дети отдыхают, напомните им об основных правилах поведения в лесу, обратите внимание на красоту и необычность окружающей природы. Можно предложить загадки на туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи о природе, поиграть в спокойные игры.

Если дети прошли достаточно большое расстояние, то рекомендуется провести ланч. Хорошо если будет организован большой общий «стол», где каждый может поделиться друг с другом и незаметно для себя пройти хорошую школу щедрости.

После отдыха дети полны желаний познакомиться с лесом поближе, побегать по поляне, полазить по деревьям, покопаться в траве. Как организовать двигательную деятельность детей на привале? Самым действенным средством является подвижная игра. Несомненный интерес представляют сюжетные подвижные игры «Лесные пятнашки», «Волк во рву», «У медведя во бору», бессюжетные по типу «Ловишек» с разными вариантами (не оставайся на земле, с мячом, с ленточкой), игры-эстафеты. Оптимальное количество – 1-2 подвижные игры, и 1-2 игровых упражнений разного характера.

Активный отдых на привале можно сочетать с обучением детей туристическим навыкам: укладывать костер (в разрешенных местах) и тушить его перед уходом. Натянув между деревьями веревку, поупражнять в вязке узлов. Это очень интересное и полезное занятие для ума и развивает мелкую моторику пальцев рук. Здесь можно отработать действия в случае, если ребенок заблудился в лесу (как подать звуковой, цветовой сигнал, соорудить простейшее укрытие, сориентироваться в месте нахождения).

Во время длительного привала можно привлечь детей к выполнению работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «сто» для всей группы. Любителям природы предложить вести наблюдения, делая зарисовки увиденного.

Четвертая часть туристической прогулки – возвращение детей в детский сад. Возвращение осуществляется по кратчайшему пути, т.к. дети физически утомлены. Чтобы движение не было однообразным, предложите несложные задания «Кто больше назовет обитателей леса», «Назови деревья смешанного леса, лесных птиц, цветов».

Протяженность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной на привале минимальная 2,5 км, максимальная 4 км, с продолжительностью от 2 до 3 часов (в теплый период), в холодный – на лыжах от 1,5 км – 2 км; время от 1,5 – 2,5 часов.

В какое время дня лучше провести туристическую прогулку? Конечно же, в первой половине дня, т.к. работоспособность детей после сна снижается. В летний период с 9.00 -9.15 в момент наивысшего подъема умственной и физической работоспособности детей. Осенью и весной прогулка может быть проведена за счет времени отведенного на занятие физической культурой, познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. В зимний период при наличии благоприятных погодных условий (отсутствие сильного ветра и температуры не ниже 12 градусов)  рекомендуется начинать туристическую прогулку с 9.30 – 10.00, можно провести за счет времени, отведенного на дневную прогулку.

Подведение итогов осуществляется как после каждой прогулки, так и в завершение целой их серии: осенний, зимний и весенне-летний.

Не рекомендуют подводить итог сразу по возвращению в детский сад. Во-первых, дети устали и могут быть немного раздражены, а во-вторых, впечатлениям нужно немного «улежаться». Следует поговорить о походе после дневного сна.  В старшем дошкольном возрасте (5-6) итог подводиться по предложенным детям вопросам, а в (6-7) – в форме своеобразных отчетов - рассказов детей о выполнении полученных должностей и поручений по типу заседания клуба путешественников.

Вся последующая после туристических прогулок работа в детском саду должна быть направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний, также перенос двигательных навыков и умений на другие виды деятельности. Углублению и закреплению полученных впечатлений способствует и чтение художественной литературы, детских энциклопедических изданий типа «Я познаю мир», «Тайны живой природы», «Живой мир» и др., ведение дневника наблюдений природы, подготовка для родителей выставки – отчета «Наши путешествия».

В закреплении, систематизации и активизации усвоенных знаний большая роль принадлежит сюжетно-ролевым, тематически-дидактическим, настольно-печатным и подвижным играм, театрализации. По необходимости обогатить содержание и сюжет игр внесением туристского инвентаря. В физическом уголке можно разместить мини – тренажер для обучения вязке узлов.

Немаловажное место на заключительном этапе занимают тематическо-физические праздники, досуги на площадке детского сада, а также итоговые слепы и дни здоровья, проводимые с участием родителей.

Литература:

Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду. – М.: АРКТИ, 2004

Консультация на тему "Эколого - туристические прогулки с дошкольниками"

 Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Мир природы и движение объединяется, становится мощным средством разностороннего развития ребенка .  На  прогулках решаются задачи экологического и физкультурно - оздоровительного характера. Разнообразные игровые упражнения и игры, рассказы и беседы, служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний из области экологического воспитания и физической культуры и  наиболее эффективным средством ознакомления дошкольников с родным краем , а это основа патриотического воспитания. Будучи по природе коллективной, эколого- туристическая деятельность воспитывает у детей коммуникативные качества. Общение со сверстниками и взрослыми, окружающим миром, воспитывает доброе отношение к природе.

 Задачи эколого-туристических прогулок :

1.на примере ближайшего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать своё место в нём;

2.средствами эколого - туристической деятельности развивать интеллект ребёнка, формировать элементы самостоятельности, навыкивзаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

3.нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, родному краю;

4.способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

5.учить ориентироваться в природной среде обитания.

Детей дошкольного возраста называют «почемучками». У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на всё окружающее, новое в жизни. Именно эколого – туристическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формируют образ «Родины». Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность детей в движении, позволяет быть на свежем воздухе в любое время года.

 Учёт возрастных особенностей важен при отборе содержания, форм и методов эколого – туристической деятельности при ознакомлении дошкольников с родным краем. Условия реализации данной проблемы – естественная для ребёнка среда жизнедеятельности, «малая родина» : природная и социальная сфера микрорайона.

 Основными формами эколого – туристической деятельности являются туристическая прогулка, экскурсия, слёт. Туристическая прогулка – это форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3 – 6 ч.) пребывание в природных условиях и овладение туристическими навыками. С учётом местных климатических и погодных условий определили частоту проведения туристических прогулок :

в холодный период 1 раз в месяц;

в тёплый период 2 раза в месяц.

Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдая техники безопасности. Прежде всего проверяется выбранный маршрут. Педагог накануне похода обследует дорогу, места стоянки и игр, измеряет расстояние, определяет время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий. Большая работа ведётся для подготовки детей к туристической прогулке. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д. Детям показывают на карте здание детского сада, дома и учреждения, находящиеся рядом, называют и показывают улицу, на которой стоит ДОУ, знакомят с названиями улиц микрорайона и т.д. В возрасте 5-6 лет дети уже знают свой домашний адрес и с помощью воспитателя способны научиться находить на карте свой дом и дома своих друзей, магазины, в которые ходили с родителями, и т.п. Дети повторяют правила дорожного движения, правила поведения в походе, в природе. Параллельно знакомим детей с условными обозначениями природного ландшафта. Так дети узнают, что любые объекты местности могут изображаться условными топографическими знаками : река, лиственный и смешанный лес, гора, луг и др. Важным условием эффективности эколого – туристической работы с дошкольниками является понимание их родителями необходимости ознакомления с родным краем, взаимодействие с детским садом по данной проблеме, помощь педагогам. Необходимо, чтобы усилия по организации эколого – туристической деятельности объединяли весь педагогический коллектив дошкольного учреждения.

При подготовке большое значение придаём интеграции всех участников туристической прогулки. В ней принимают участвуют :

Заведующая детского сада (готовит приказ на выход за территорию детского сада);

Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе (помогает в подготовке и организации прогулки);

Инструктор по физическому воспитанию (осуществляет физическую подготовку детей к туристским прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту, проводит игры, эстафеты);

Музыкальный руководитель (разучивает речёвки, песни);

Медицинская сестра (формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи);

Воспитатель (беседует с родителями об инвентаре, одежде для прогулки)

Свои впечатления от увиденного, услышанного на эколого – туристических прогулках, дети отображают в творческих работах. Работы детей являются своеобразным итогом проведённой работы по ознакомлению детей с родным краем. Дети с гордостью рассказывают о походе, о том, что видели, что понравилось больше .Таким образом, использование социально – педагогического потенциала окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития личности маленького гражданина своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей"слово-как метод экологического воспитания в разных формах работы"

Словесные методы-это рассказы воспитателей и детей , чтение художественных произведений о природе , беседы.Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе ...

Консультация для воспитателей "Экскурсия как средство экологического воспитания"

Почему важна экскурсия для экологического воспитания....

Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...

консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....

Консультация для воспитателей:«Туристические прогулки в экологическом воспитании дошкольников»

Туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в детском саду.На туристических прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. ...