консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"
консультация по теме

Натыкан Екатерина Геннадьевна

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov_podkhod_v_ekolog_vospitanii.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы

 «Детский сад №80»  

Консультация для педагогов

«Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила и провела:

 старший воспитатель Е.Г.Натыкан

2012 – 2013 учебный год

Цель:

 целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

 1.Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.

 2. Создавать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.

 3.Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

 4. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Форма проведения:

Лекция

Материалы и оборудование:

- Выставка методических новинок по теме

- презентация папок – передвижек, буклетов (консультационный материал для родителей)

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

 Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

    Человек — часть природы: он не может жить отдельно от нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

    Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

     В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

    Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

     В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

    Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.

Экологическое воспитание детей в детском саду осуществляется при условиях: (схема)

 -наличия базы и условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы);

 -использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;

 - взаимосвязи работы всех педагогов учреждения ( заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре);

 -планомерной работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по–хозяйски распоряжаться её богатствами.

 Экологическое воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.

Формы работы

с педагогами

-индивидуальные и групповые

 -консультации,

- семинары,

- семинары - практикумы,

 -педагогические советы,

-открытые мероприятия

 -выпуск экологических буклетов.        

с детьми

- НОД;

- практическая деятельность в природе;

 - природоохранные акции;

- проведение экологических викторин, праздников;

 -выставки детских работ

 -организация конкурсов        

с родителями

- консультации

- викторины

-папки-передвижки

- конкурсы

- выставки совместных работ

Вся работа по данному направлению строится по трём направлениям:

  1. Экологизация  образовательного процесса
  2. Эколого-оздоровительная работа
  3.  Эколого-развивающая среда ДОУ

Раскроем каждое направление: (на магнитной доске)

направление

задача

условия

реализация

«Экологизация образовательного процесса»

реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.

- координация работы всего коллектива дошкольного учреждения,                            - создание системы работы по эколог. образованию,             - тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода.

- экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;

 -  экологическое просвещение родителей;

 -   подготовку и переподготовку кадров;

 -   оценку окружающей среды;

 -   координацию с другими учреждениями.

«Эколого – оздоровительная работа »

формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

- создание системы  эколого-оздоровительной работы

-различные виды гимнастик:           -  обучение детей элементарным приёмам самомассажа;          -закаливание;              -профилактика плоско­стопия;           совершенствование двигательных навыков;               -обучение правилам безопасного поведения в природе и др.

«Эколого – развивающая среда ДОУ»

Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.

-  организация эколого-развивающей среды

- организация уголков природы в группах с подбором комнатных растений с учетом программных требований,         -лабораторно - исследовательских уголков для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой,             -мини-музеев природы родного края,                      -подбор видео - аудио материалов, фильмов о природе.

-создание библиотечки, где

представлена художественная детская литература о природе,

 - Огород, сад, цветник,

 - организация мини-огорода на окне для выращивания овощных растений.

 - создание экологической тропы

Заключение:

 Работа по данной технологии позволяет формировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных перед педагогами задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

Нетрадиционный подход в экологическом воспитании дошкольников

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 28.4px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {font: 11.5px \'Times New Roman\'} Одна из актуальных задач сегодняшнего дн...

Региональный подход к экологическому воспитанию дошкольника

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Трудно себе представит...

«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»

Интеграция экологического образования с образовательными областями способствует усвоению детьми конкретных сведений о живой и неживой природе, позволяет прививать им экологические навыки и уважительно...

Консультация для педагогов «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»

Целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и эко...