«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Акишева Екатерина Вячеславовна


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

           В Оргкомитет районного конкурса

           «Воспитатель года - 2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

                                                                                            Акишева Е.В.

МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Актуальность данной темы в том, что только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают.

Цель – воспитать современного, экологически-грамотного, социально - активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно – пространственную среду экспериментально – исследовательского направления;
  2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
  3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и  сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания ко всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющее экологической культур, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети старшего возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству со мной, хорошо воспринимают мою речь, если она, конечно, опирается на их опыт и знакомые образы. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы. Поэтому, процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Я сама должна быть носителем экологической культуры, должна обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.

Для достижения поставленных целей я использую в своей работе программы Николаевой С. Н. «Юный эколог», Рыжовой Н. А. «Наш дом-природа». На базе МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»,      функционирует кружок «Экологический калейдоскоп». Образовательный материал дается  воспитанникам постепенно и строго отслеживался. Ребята получают знания, которые оцениваются  по таким критериям:

- приобретение новых знаний и выполнение навыков исследования,

- творческий подход к деятельности,

- участие в жизни коллектива,

- регулярное посещение занятий,

- участие в различных экологических мероприятиях.

Инновационность опыта заключается  в том, что  воспитание экологической культуры осуществляется преимущественно через экспериментальную деятельность.

 Практическая значимость данной работы очевидна.  Дети применяют свои знания на практике,  а именно - наблюдают за растениями на участке детского сада, ухаживают за ними. В процессе  ООД, экологических досугов, развлечений и игр у детей развивается сенсомоторная культура, формируются социальные  качества, являющиеся базисными характеристиками экологичной личности. С детьми  организую игровые обучающиеся ситуации, разыгрывание литературных сюжетов с помощью кукол и других игрушек. Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняю форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, благодаря этому дети учатся сравнивать, подбирать эпитеты, синонимы. В работе с детьми предусматривается разнообразная  деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование). Важная роль принадлежит рассказам, составленным самими детьми. Начиная прививать детям экологическое воспитание, необходимо начинать с доброжелательной беседы о прошедшем времени года, о наблюдениях в природе, за цветущими травянистыми растениями участка, клумбы, огорода, уточняя при этом названия цветов, отмечая внешний вид (строение, высота стебля, окраска, форма лепестков). После наблюдения продолжительно проводятся  игры «Живая природа», «Что за дерево такое?», «Живая клумба цветов» и т. д. В повседневной жизни необходимо формировать представления детей об овощах и фруктах. Рассматривание  овощей при уборке урожая на огороде. Определяя  где ботва, а где корнеплод, где «вершки», а где «корешки». За обедом обсуждается, из каких овощей и фруктов приготовлены суп, салат, компот, какие они по вкусу, цвету, форме, твердости. Проводится работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Ежедневно вместе с детьми проводится наблюдение за состоянием погоды и отмечается в календаре погоды ее особенности. Дети привлекаются к систематической деятельности по уходу за растениями уголка природы. В связи с этим у детей появляется желание заботиться о растениях, вырабатываются навыки по уходу за ними. Осенью на прогулке собираются  опавшие листья и засушиваются вместе с детьми панно. Дети оказывают  посильную помощь. В свободное время проводятся дидактические игры: «Вершки и корешки», «Что растет в лесу?», «Чудесное лукошко», «С какого дерева лист?» и т. д. На ООД  даются первоначальные знания о лесе, о деревьях, кустарниках. Дети знакомятся с произведениями искусства - картинами и репродукциями на тему леса. Проводятся экскурсии и прогулки в парк. Ребята не только внимательно слушают, но и задают много вопросов, вспоминают загадки о лесе, читают стихи Пушкина, Высотской, Токмаковой. Дети учатся определять знакомые деревья по характерным признакам (по белому стволу, по оставшимся ягодам, по иголкам, по опавшим листьям). Перед празднованием Нового года изучали какое строение   ели. Загадывали загадки о ней, читали стихотворения. Сравнивали ель живую и искусственную, показали главные различия, сделали вывод, что лучше использовать ель искусственную, а живая пусть растет в лесу. На ООД уточняли представление о домашних птицах: как выглядят, передвигаются, «разговаривают», питаются, какую пользу приносят, чем отличаются взрослые птицы от их детенышей — птенцов. Ежедневно подкармливали птиц, учили замечать характерные особенности птиц (величина, окраска, цвет оперенья на разных участках тела). Выучили стихотворение В. Звягиной «Воробышки». Научились различать звуки, которые издают разные птицы, определяли птиц по следам, разгадывали следы на снегу. Наблюдали за животными, беседовали о муравьях, идя по тропинке, старались быть внимательными, чтоб не наступить на насекомых. Ребята знают, что насекомые приносят пользу, а муравьи — санитары леса.

Анализируя проводимую свою работу, вскрывая причину некоторых неудач, я поняла: многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребенку. В связи с этим я тщательно продумала работу с родителями. Формы ее - разнообразные: трудовой десант, экологические акции, круглые столы, экологические конкурсы, развлечения, выставки, информационные стенды, родительские собрания. Я познакомила родителей с передовым опытом семейного воспитания на собраниях, с помощью стендов, папок-передвижек. Проявляя заботу о птицах, вместе с родителями сделали кормушки для птиц, скворечники. Конечно, мое начинание еще далеко от завершения. Но я вижу, что результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы я решила ввести новое: использование в работе мнемотаблиц, презентаций. Большой интерес вызвал у детей рассказ о Красной книге и рассматривание альбома животных и растений, подлежащих охране.

Работу с педагогами я провожу в форме тематических встреч «Мусор Земле не к лицу», практических семинаров «Ландшафт территории детского сада», тренингов «Природа и мы».

Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество. В России есть район со сказочно богатыми и плодородными почвами — это наш Лямбирский район.

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу – формирование экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...

Выступление на муниципальном семинаре. Презентация "Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС." Участие во Всероссийском конкурсе "Радуга открытий". Диплом lll степени.

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды....

Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС.

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с...

Методическая разработка «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

1 слайд: "Дайте детям радость труда. Эту радость ему несет успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим " В.А.Сухомлинский.2 слайд: ...