Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Леушина Марина Валерьевна

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС» Воспитатель: Леушина Марина ВАлерьевна МАДОУ «Детский сад №6»

Слайд 2

Любите родную природу – Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы с ней относится добрей!

Слайд 3

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды. Задачи: Совершенствовать предметно – развивающую среду экспериментально – исследовательского направления; Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Слайд 4

Актуальность: Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры. Некоторые особенности природы своего края. Основные признаки времён года. Значение природы для человека. Группы растений и животных. Правила поведения в природе. Воспитанники должны уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. Выполнять правила личной гигиены. Различать изученные растения и животных. Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя. Подкармливать птиц в кормушках. Ухаживать за комнатными растениями.

Слайд 6

Принципы моей работы: Системность Ориентация на возраст ребёнка Интеграция Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи

Слайд 7

Формы и методы работы с детьми Экологическая тропа; Уроки доброты; Исследовательская деятельность; Экологические конкурсы; Обсуждение и проигрывание ситуаций; Трудовой десант; Коллекционирование; Экологические занятия; Экологические праздники; Экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия); Экологические сказки; Инсценировки.

Слайд 8

Исследовательская деятельность детей . Для установления причин явлений, связей используем как можно больше опытов. В каждом опыте раскрываем причину наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям.

Слайд 9

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, стремлению к экспериментированию. Опыт «Свойства воды»

Слайд 10

Наблюдение над черепахой. Домик для черепахи.

Слайд 11

Вместе с детьми изготавливаем аппликации и поделки из бросового материала. Так дети учатся беречь природу и использовать вторичный материал для создания красоты.

Слайд 12

Наблюдение за рассадой.

Слайд 13

Высадка рассады в открытый грунт

Слайд 14

Собираем урожай

Слайд 15

Прополка огорода

Слайд 16

СОБИРАЕМ УРОЖАЙ

Слайд 17

Рисунки детей

Слайд 18

Проращивание веточек разных деревьев

Слайд 19

Трудовой десант Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомление детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Слайд 20

Экскурсия На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей:

Слайд 21

Уроки доброты Покормите птиц зимой! Оказывается, это очень интересное занятие – кормить птиц зимой. Наши дети с большим удовольствием принимают участие в кормлении птиц. Мы каждый день подсыпаем свежий корм в кормушки и подолгу ждем, когда прилетят наши пернатые друзья. И, если нам удается увидеть их в нашей «птичьей столовой», то у нас поднимается отличное настроение.

Слайд 22

Красная книга – сигнал опасности Познакомить детей с Красной книгой, растения и животными, которые занесены в неё.

Слайд 23

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Оформление фотовыставок. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. Участие родителей в субботниках. Сбор пластиковых отходов. Проведение совместных экологических акций. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные:

Слайд 24

Конкурсы поделок из природного материала «Осенняя фантазия», «Сказка в гости к нам пришла».

Слайд 25

Поделка «Олень» Никита с папой Поделка «Весёлые друзья» Кирилл с мамой

Слайд 26

Выставка творческих работ «Экологическое ассорти» из вторсырья и бросового материала (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, ленты, коробки из – под сока, лоскуты ткани, кожи, нитки, бумага, пенопласт и др.) Поделка «Змей» Варвара с мамой

Слайд 27

Консультации и буклеты для родителей: «Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях» «К природе с добротой» «Как научить ребенка любить природу»

Слайд 28

Фотовыставка «Дети и природа». Фото из семейного архива (дети в лесу, на даче, в зоопарке и т.п.)

Слайд 29

Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Берегите воду!»

Слайд 30

Благодаря нашей работе родители становятся активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появляется заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей . Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Слайд 31

Результативность: Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеются необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свёклы, рассады томатов и огурцов. Помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.

Слайд 32

Перспективы моей работы: Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию. Продолжать привлекать родителей к активному участию в работе по экологическому воспитанию детей. Совместное участие с детьми в городских, районных, всероссийских и международных конкурсах.



Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить "чудеса света" – чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

 Просмотр детского социально-экологического видеоролика.
Ведущий:

Мы - мыслящие частицы Природы, мы - педагоги. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
Мы провели не одну встречу по теме экологического воспитания, тем самым стали уже достаточно компетентны в сфере экологии.
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования.  При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

          Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля.  

 Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу…        

   В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

          Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы».    Ребенку необходимо  научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.                                                      Сберечь окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неѐ. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения не только актуальна, но и своевременна.  

 Природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворение его этических и эстетических потребностей, и только за тем – объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам, что-то дает, а потому, что она самоценна.                           Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой родного края. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – все это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

          Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

          Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своем начальном звене - в сфере дошкольного воспитания. Именно в этот период ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.          

    Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.  Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников   с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической  образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы».

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Использование игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, А. И. Сорокина и др. В настоящее время, как и в прошлом, игре придается большое значение.

Во время игр, направленных на воспитание экологической культуры у дошкольников основываются следующие показатели сформированности экологической культуры, это:

  • усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с окружающим миром
  • наличие потребности в экологических знаниях
  • ориентация на практическое применение
  • потребность в общении с растительным и животным миром
  • проявление эстетических чувств
  • проявление инициативы в решении экологических и валеологических проблем ближайшего окружения.

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.

Важно отметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

В структуре экологической культуры дошкольника выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный) взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них, рисунок 1.

Экологические убеждения, ценности, ответственность,
нравственное отношение к природному миру, любовь к природе 
(экологическая сознательность)

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=3gie-jxj4wq97gqz9um1yn8whowqowvp36gul17ldkh3gi2yoyg4fh655az5st3vijq3pdrh2fpmyb2w2pjuz75o028w7i4sm3t6rl94&name=image-jJVa7PWBJOYBKikAcN.png

 

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=3gie-jxj4wq97gqz9um1yn8whowqowvp36gul17ldkh3gi2yoyg4fh655az5st3vijq3pdrh2fpmyb2w2pjuz75o028w7i4sm3t6rl94&name=image-zmCvCmhuHcp3I9dqZs.png

Экологические знания,
представления, умения, навыки
(экологическая образованность)

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=3gie-jxj4wq97gqz9um1yn8whowqowvp36gul17ldkh3gi2yoyg4fh655az5st3vijq3pdrh2fpmyb2w2pjuz75o028w7i4sm3t6rl94&name=image-ZClRUjzt11urNVdJrI.png     

Экологические поступки, поведение
участие в экологических мероприятиях
(экологическая деятельность)

 

Рис.1. Структура экологической культуры дошкольника по В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой

Экологические убеждения, ценности, ответственность,

нравственное отношение к природному миру, любовь к природе

(экологическая сознательность)

Экологические знания,

представления, умения, навыки

(экологическая образованность) 

Экологические поступки, поведение

участие в экологических мероприятиях

(экологическая деятельность)

Рис. 1. Структура экологической культуры дошкольника по В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой

Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:

Экологические знания,

представления, умения, навыки

(экологическая образованность)

Экологические знания,
представления, умения, навыки
(экологическая образованность)

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=3gie-jxj4wq97gqz9um1yn8whowqowvp36gul17ldkh3gi2yoyg4fh655az5st3vijq3pdrh2fpmyb2w2pjuz75o028w7i4sm3t6rl94&name=image-TdwirQFjVlhM7tjF6I.png

 

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=3gie-jxj4wq97gqz9um1yn8whowqowvp36gul17ldkh3gi2yoyg4fh655az5st3vijq3pdrh2fpmyb2w2pjuz75o028w7i4sm3t6rl94&name=image-LWmr46OZmCihaXp5Fj.png

Деятельность в природе:

- восприятие природы;

- овладение знаниями, интересы;

-овладение умениями, навыками, чувствами;

- природоохранная деятельность

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=3gie-jxj4wq97gqz9um1yn8whowqowvp36gul17ldkh3gi2yoyg4fh655az5st3vijq3pdrh2fpmyb2w2pjuz75o028w7i4sm3t6rl94&name=image-YeyESsMDRCqk7PApcn.png     

Экологизация сознания:

- потребности, установки;

- эмоции, переживания;

- эстетическая и этическая оценки.

Рис.2. Структура экологической культуры дошкольника на основе деятельностного подхода по С. Н. Николаевой

Деятельность в природе:

  • восприятие природы
  • овладение знаниями, интересы
  • овладение умениями, навыками, чувствами
  • природоохранная деятельность Экологизация сознания:
  • потребности, установки
  • эмоции, переживания

- эстетическая и этическая оценки.

Рис. 2. Структура экологической культуры дошкольника на основе деятельностного подхода по С. Н. Николаевой

Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.

  1. Формы и методы работы с детьми: методы обучения (наглядные, практические, словесные); научность и доступность понятий; междисциплинарности и интеграции; содержания — занятия и уроки; экологические минутки; экскурсии; экологические сказки; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; реклама; эксперименты и опыты; развивающие дидактические игры; выставки
  2. Работа с родителями ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.); организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника); ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее); туристические походы на природу, соревнования.
  3. Развивающая экологическая среда: уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные); растительный мир на участке; учебно-наглядные пособия; живой уголок

Таким образом, экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Список используемой литературы:

  1. Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. [Текст] / Т. Л. Богина — М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.
  2. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения: метод. Пособие [Текст] / В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.
  3. Воспитание и развитие детей в процессе воспитания эколгии: Из опыта работы. Пособие для учителя. [Текст] / Составитель Мельчаков Л. Ф. — М.: ОК, 2014. – 201 с.
  4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» [Текст] / О. А. Воронкевич — 2013. – 312 с.
  5. Вохмянина, М. Н. Модель воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Вохмянина // Управление ДОУ. — №1. — 2012. — С.71 — 75.
  6. Горощенко, В.П. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / В.П. Горощенко – М.: ОК, 2014. – 112 с.
  7. Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества [Текст] / Г. Е. Григорьева // Молодой ученый. – 2011. – №4. Т.1. – С. 122-124.
  8. Доскин, В. А. Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры [Текст] / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. — М.: Центр, 2012. – 345 с.
  9. Зайцев, Г. К. Уроки экологического воспитания для дошкольников. [Текст] / Г. К. Зайцев — СПб.: Питер, 2014. – 377 с.
  10. Зверев, И. Д. Экологическое образование дошкольников. [Текст] / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина — М.: Академия, 2011. – 120 с.
  11. Зверев, И. Д. Экология в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / И. Д. Зверев, И. Т. — М.: Центр, 2011. – 89 с..
  12. Картушина, М. Ю. Экология: познавательные занятия для детей подготовительной группы [Текст] / М. Ю. Картушина — М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 318 с.
  13. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. [Текст] / М. А. Кондрашова — Оренбург, — 2014. — 116 с.
  14. Кулановский, О. А. Активные методы воспитания у дошкольников экологической культуры [Текст] / О. А. Кулановский — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2011. – 361 с.
  15. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. [Текст] / С. Н. Николаева – М.: «Мозаика-Синтез», 2012. – 112 с.
  16. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. [Текст] / Под ред. И. А. Савельева — М., 2013. – 128 с.
  17. Оуэн, Д. Ф. Что такое экология? [Текст] / Д. Ф. Оуэн – М.: Лесн. пром-ть, 2014. — 184с.
  18. Павлова, Л. А. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. А. Павлова // Дошкольное воспитание. 2012. — № 10. — С. 40–49.
  19. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. сада [Текст] / Н. А. Рыжова — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2012. — 432с.
  20. Электронная универсальная библиотека [Электронный ресурс ] — Режим доступа: http: //biblioclub. ru свободный с экрана (дата обращения 05. 02. 2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...

Презентация.Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....

Выступление на муниципальном семинаре. Презентация "Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС." Участие во Всероссийском конкурсе "Радуга открытий". Диплом lll степени.

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды....