"Формирование диалогической речи в сюжетно-ролевой игре"
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

В данном материале моделируются игровые ситуации согласно возможностям ребенка. Моделируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной игровой деятельности. Развиваются 

ролевые способы поведения: жесты, мимика, движения. Углубляются представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh._igra.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация на тему:

«ОВЛАДЕНИЕ  ДЕТЬМИ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ  

РЕЧЬЮ В ПРОЦЕССЕ  ОБУЧЕНИЯ  

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ  ИГРЕ»

                                                        Учитель-логопед     Окорокова А.В.

                                                                    декабрь 2017 года г. Москва

     В дошкольном возрасте все виды деятельности способствуют развитию детей, в особенности игра. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.

     Суть логопедической работы – моделировать игровые ситуации согласно возможностям ребенка.

     На пятом году жизни значительные изменения происходят в познавательной сфере. Совершенствуется восприятие, дети овладевают умением обследовать предметы, выделять в них отдельные части и устанавливать соотношения между ними.

     Благодаря развитию мышления и речи дети начинают выделять общие признаки предметов, понимать простейшие причинно-следственные связи и отношения.

     Начинает развиваться связная речь. Дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности: меняют интонацию при передаче содержания сказки, эмоционально воспроизводят диалоги действующих лиц. Все знания и умения отражаются в играх детей.

     В средней группе особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре, основным содержанием которой является творческое воспроизведение (моделирование) взаимодействий и взаимоотношения людей, создаются благоприятные условия для развития мышления, речи.

     В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры взаимоотношений между людьми.

     В начале учебного года логопед совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми раньше, поддерживает их стремление  играть не только с игрушками,  но и  с  предметами – заместителями, воображаемыми предметами, побуждает к обозначению действий словом. Логопед помогает принимать роли тех профессий людей, с которыми дети знакомятся во время занятий. Логопед подсказывает некоторые ролевые способы поведения – более выразительные жесты, мимику, движения. Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги. В игре помогает договориться со сверстниками, учит вступать во взаимодействие друг с другом.

     Источником, питающим игру, является реальный опыт, самые разнообразные знания об окружающем мире.

     В программе обучения детей в детском саду предусмотрено ознакомление дошкольников с трудом почтальона, продавца, повара. Углубляются представления о враче, шофере, работниках детского сада. Закрепляются знания правил уличного движения. Сообщаются новые знания о домашних животных, о людях, которые ухаживают за ними, о жизни диких животных в природных условиях. Детей знакомят с библиотекой, школой, расположенными вблизи детского сада.

     В этом возрасте дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события. Все о чем они узнаю, дети стараются перенести в игру.

     Но особое внимание на игру все-таки оказывают знания, получаемые на занятиях. При ознакомлении с трудом взрослых используются экскурсии. Детям показываются не только действия, но обращается внимание на личностные качества человека – труженика.

             Например: продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь и т.д.

Логопед выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей.

     Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. Действия с предметами отходят на второй план. Главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателя, больной - без врача, командир – без солдат и т. д.  Логопед показывает детям, как следует обращаться к людям с просьбой, предложением. Для успешного обучения детей диалогической речи логопед предусматривает разные ситуации, предполагающие или совместную игру с взрослым, или фрагмент игры.

     Так при прохождении темы «Овощи» после чтения стихотворения  Ю. Тувима «Овощи» детям предлагалась игра в овощной магазин. В процессе общения продавца и покупателя формировалась диалогическая речь.

Даша: «Здравствуйте.»

Овик: «Здравствуйте.»

Даша: «Я хочу купить морковь.»

Овик: «Сколько?»

Даша: «Две.»

Овик: «С вас 3 рубля.»

Даша: «Спасибо. До свидания.»

В следующий раз проводим другую игру. Беседуем с поваром.

Лиля: «Приготовьте мне пожалуйста, борщ. Что вам для этого нужно?»

Никита: «Мне нужна морковь, свекла, картофель, капуста.»

Лиля: «Я вам принес

Лиля: «Как вы будете готовить?»

Никита: «Помою овощи, порежу, положу в кастрюлю, налью воды, посолю.»

Никита: «Пробуйте! Вкусно?”

Лиля: “Вкусно! Спасибо.»

Модификация игры.

«Приготовим винегрет». Все повара. У каждого доска и вареные овощи на ней.

Логопед спрашивает: «Овик, что ты сейчас делаешь?»

Овик: «Я режу морковку.»

Логопед: «Что ты будешь делать потом?»

Овик: «Порежу свеклу, картошку.»

Логопед: «Что ты делаешь, Адиля?»

Адиля: «Я режу овощи.»

Логопед: «А дальше что?»

Адиля: «Положу в тарелку, посолю.»

Логопед: «Наташа, что мы сделаем потом?

Наташа: «Посолим. Будем есть.»

Логопед: «Давайте попробуем наш винегрет.»

Логопед: «Вкусно?»

Дети: «Да, вкусно!»

Логопед: «Очень вкусно.»

Дети: «Очень вкусно.»

     При изучении темы «Одежда для кукол» мы играли в сюжетно-ролевую игру «Стирка». Все действия обговариваются. Сначала с ребенком, который стирает, ведет диалог логопед, потом дети. Надо так организовать деятельность ребенка, чтобы  у  него  была  необходимость  обращаться  за чем-либо к другим людям. Дети на собственном опыте будут убеждаться, как важно наладить отношения с окружающими.

     Обогащению сюжетной игры способствуют художественные различные произведения. Они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже понять эмоциональный мир человека. Восприятие литературного произведения тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Впечатления, полученные от книги, стимулируют потребность в активном выражении чувств. Книга дает идею, образы, сюжет, активизирует имеющиеся знания, опыт, придает направленность игровым действиям.

     Такие произведения, как «Усатый - полосатый» С. Маршака, «Про зайчат» Е. Чарушина,  «Бишка» К. Ушинского и другие расширяют знания детей о животных, воспитывают доброе отношение к ним. Русские народные сказки, такие как «Гуси – лебеди», «Теремок», Сутеева «Под грибом», Перро «Красная шапочка» и другие расширяют знания детей, учат добру и справедливости в то же время, расширяя возможности детей в сюжетно-ролевой игре.

     При изучении русских народных сказок мы пытаемся разыграть несложные представления, используя мимику жест, интонацию.

     Сказка имеет сюжет, включает взаимодействие между героями. Диалогическая речь приобретает образную, яркую окраску.

     Мы разыгрывали такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Красная шапочка» Перро, «Пых», «Под грибом» Сутеева.        Полученные   знания,   умения   дети  переносили  в   сюжетно - ролевые игры. Например, после инсценировки сказки Перро «Красная шапочка» девочки группы, используя костюмы для переодевания, изображали бабушку, внучку, вели диалог. Овик, а потом и другие мальчики играли роль волка. В процессе игры дети использовали высказывания героев как эталон.

     Для расширения возможностей детей в сюжетно-ролевой игре использовались шутки-диалоги из книг Селиверстова такие как, «Волк и лиса», «Медведь», Зайка», «Разговор с котом».

     Войти в игровую роль помогают и подвижные игры с сюжетным содержанием: «У медведя во бору», «Котята и щенята», «Гуси-гуси»  и так далее.

     Хорошим дополнением являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях, делают полнее образы, создаваемые детьми в игре.

     Систематически занимаясь с детьми, логопед и воспитатель формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, желание расширять свои знания, побуждают к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими.

     Новые знания переносятся детьми в сюжетно-ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».

Диалог сложная форма социального взаимодействия.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное су...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.

Презентация  на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»...

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (конструкты)...

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры.

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры по развитию диалогической речи....