Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тихонова Светлана Владимировна

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. 

Задачи:

  • Развивать фонематический слух и восприятие; 
  • Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; 
  • Упражнять в отчетливом произнесении звуков С-З в словах, фразовой и связной речи (в скороговорках).
  • Воспитывать умение различать слова со звуками С и З, правильно произносить слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

«Воспитание звуковой культуры речи и

грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре»
  с детьми седьмого года жизни.

Тема: «На приеме у логопеда»

Воспитатель: Тихонова Светлана Владимировна

МДОУ «Оршинский детский сад»

Образовательная область: речевое развитие

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность

Формы организации: подгруппа, индивидуальная работа.

Интеграция с другими областями: физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. 

Задачи:

  • Развивать фонематический слух и восприятие; 
  • Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; 
  •  Упражнять в отчетливом произнесении звуков С-З в словах, фразовой и связной речи (в скороговорках).
  • Воспитывать умение различать слова со звуками С и З, правильно произносить слова.

Методы и приемы, используемые на занятии:

Специальное моделирование ситуации общения, игровой прием, игра импровизация, артикуляционная гимнастика, экспериментирование со звуками, похвала за выполненное задание, физкультминутка.

Материал: дидактическая игра «Замок звуков», компьютер, зеркала для каждого ребенка, табличка с надписью «Логопед».

Предварительная работа: 

Организация и проведение НОД по автоматизации и дифференциации звуков,  проведение артикуляционной гимнастики, отработка произношения звуков С и З, чтение загадок и стихов с заданным звуком, проговаривание чистоговорок.

Планируемый результат: У детей развиты звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух, они умеют выделять звуки в словах.

Интегративные качества: «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший  предпосылками учебной деятельности».

Регламент времени:

Вводная часть – 3 мин.

Основная часть – 25 мин.

Заключительная часть – 2 мин.      

Итог: 30 мин.

Части занятия

Содержание

Время

Методы и приемы

Вводная

 часть

создание интереса у детей

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Молодцы!

Только почему то не все ребята сегодня пришли. А где у нас Карина и Лера?

Дети: Они заболели.

Воспитатель: А кто же им может помочь?

Дети: Врачи (детский врач – педиатр).

Ребята, а как  вы думаете, какой врач может помочь плохо говорящему ребенку? Что бы мы могли его хорошо понимать.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Логопед – это специалист, который помогает исправить речь ребенка, учит правильно выговаривать звуки и слышать их.

Я вам хочу предложить поиграть в игру «На приеме у логопеда».  Хотите?

Дети: Да.

3 мин

Организационный момент

Специальное моделирование ситуации общения

Основная часть

Разогрев артикуляционного аппарата.

Отработка правильного произношения звуков [с] и [з].

Создание интереса у детей к дальнейшей работе.

Развитие внимания, быстроты реакции.

Развитие слухового внимания.

Отработка четкого произношения звуков [с] и [з] через чистоговорки.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха.

Для начала нам надо записаться на прием к логопеду (звоним по телефону и просим записать нашу группу на прием).

Играет музыка.

Воспитатель – логопед встречает детей.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я логопед вашего детского сада, Тихонова С.В. и очень рада, что вы сегодня пришли. Присаживайтесь на стульчики. А вы знаете, что такое – волшебство?

Дети: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но перед путешествием необходима разминка и не простая, а артикуляционная:

Раз – окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

(делаем артикуляционную гимнастику).

А вот к каким звукам, вы сейчас узнаете. Для этого вспомните, как льется из крана вода? Ссс. А как звенит комар? Ззз. Воспитатель, сравнивая произношение звуков с и з, уточняет вместе с детьми, что и при звуке с, и при звуке з губы улыбаются, зубы видны, широкий кончик языка находится за нижними зубами. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите ребята - это замок звуков С и З. Но почему он такой мрачный?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Оказывается этот замок, заколдовал  злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, поможем звукам  расколдовать замок?  Для этого нам надо выполнить несколько заданий.

 

Первое задание «Кто внимательный»

Я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, мойте руки. Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. А теперь я буду показывать, а вы проговаривать звуки. Дети выполняют задание. 

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Второе задание дидактическая игра «Найди лишнее слово».
 Слушай внимательно и назови слово, в котором нет звука С:
• Слон, собака, лиса, носорог, свинья, белка. 
• Стул, стол, скамейка, кресло, диван. 
Слушай внимательно и назови слово, в котором нет звука З:
• Зверёк, пузырёк, сказка, замок, пирожок. 
• Зонт, заколка, рассказ, газ, нос. 
• Заноза, затвор, газон, газель, колесо. 
Молодцы и с этим заданием вы справились. 

Третье задание проговаривание чистоговорки. 
Воспитатель: Ребята, для чего нужны чистоговорки? (они помогают правильно произносить звуки в словах). Я предлагаю вам поиграть, я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторять. 
Са-са-са  выпала роса

За-за-за  залетела стрекоза

Си-си-си  смотри, не укуси

Зи-зи-зи  капусту  погрызи

Се-се-се  помоги лисе

Зе-зе-зе   запаси сена козе

Зы-зы-зы  расцвели розы

Сы-сы-сы  выросли усы

Зу-зу-зу  купили мы козу

Уз-уз-уз   маленький карапуз

Давайте  мы с вами разучим скороговорку:

-У киски в миске рис и сосиски.

Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Четвертое задание «Восстанови слово»

Я вам сейчас буду  называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), ка…трюля (кастрюля), …такан (стакан), …неговик (снеговик), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух)

Какие вы молодцы!

Ну а теперь пришло время отдохнуть!

Физкультминутка (видео).

Молодцы! Отдохнули?

А в подарок за вашу помощь, звуки С и З приготовили для вас игру.

 

Дидактическая игра «Найди картинку со звуком С или З»

Вы молодцы и справились со всеми заданиями. И время приема уже закончилось. Для закрепления я даю вам домашнее задание (раскраски по теме). А теперь вам пора в группу, где вас встретит ваш воспитатель Светлана Владимировна. До свидания ребята!

Звучит музыка.

25 мин

Игра импровизация

Артикуляционная гимнастика,

экспериментирование со звуками.

Похвала за выполненное задание.

Сюрпризный момент.

Дидактические словесные игры, чистоговорки.

Похвала за выполненное задание.

Дидактические словесные игры.

Похвала за выполненное задание.

Чистоговорки.

Похвала за выполненное задание.

Физкультминутка.

Интерактивная игра

Заключи

тельная часть

Развитие памяти, связанной речи.

Детей встречает воспитатель. Воспитатель: Ребята, у кого же на приеме вы были?                                               Дети: у логопеда.                      Воспитатель: А что же он делает и кому помогает?                                             Дети: Детям, учит правильно выговаривать звуки.              Воспитатель: Какие звуки вы учились проговаривать правильно?               Дети: звуки [с] и [з].              Воспитатель: Ребята, а вам понравилась наша игра?                                             Дети: Ответы детей.

                                                         

2 мин

Подведение итога в вопросно – ответной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...

Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...

Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Программное содержание:Образовательные задачи:  -Учить четко, произносить звук «Щ» и «Ч» -Учить различать на...