Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Турчанинова Татьяна Александровна

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

 Задачи:

 Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

  Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи      
Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

 Задачи:

 Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

  Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

  Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Материал: иллюстрация Незнайки, иллюстрация чижа.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Мотивация.  В гости к детям приходит Незнайка.  Он сообщает детям, что ничего не знает о звуках   /з/ и /ж/, в каких словах они встречаются и как их различать. Просит детей о помощи.

  1. Основная часть.

           Фонетическая разминка.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

  • Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ -  /Ж/.

    - Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/ , то звук /З/,  а вы будете выполнять соответствующие движения:

      - на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

      - на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

      (Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

  • Игра «Поймай звук в слове»

      А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки  /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или  /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

      Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

 

  • Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

      Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук  Ж:

      Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

      - А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

      Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

      - Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

      Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

 

  • Чистоговорки:

      ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

      ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

      Дети произносят чистоговорки  тихо, громко, шепотом.

 

  • Физкультминутка

Ежик топал по тропинке 
И грибочки нес на спинке 
(ходьба на месте).
Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка, 
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку
(прыжки на месте).

 

      Игра "Доскажи словечко"

      Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

      Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

      Живо угадай-ка, кто же это?...   (Зайка.)

 

      Я сижу едва не плача,

      Очень трудная...   (задача).

 

      Двор в снегу, белы дома,

      Ночью к нам пришла...   (зима).

 

      Просыпаюсь утром рано

      Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(
зарядку)!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит, 
Весь иголками покрыт. 
Слышишь топот шустрых ножек? 
Это наш приятель…(ёжик).

  • Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда ».

со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

Дидактическая игра «Измени слово».

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «Ж»:

Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг - …

Заучивание стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

- Ребята, Незнайка говорит спасибо вам, теперь он может определить, в каких словах есть звуки /ж/ и /з/ и как их различать. Незнайка прощается с детьми.

3.Рефлексия.

- Ребята,  кому мы сегодня помогали?

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

КОНСПЕКТ НОД ПО развитию речи ТЕМА Звуковая культура речи: звуки щ-ч.

Упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ-ч....

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет: Развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц».

Цель:  Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)....

Конспект НОД по развитию речи: Тема: "Звуковая культура речи: звук с и сь"

Закреплять навыки правильного произношения звука [с] в изолированном виде, в словах, фразах...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: "Звуковая культура речи: звук щ"

Цель: Упражнять детей в дифференциации звука «щ»...