МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ховрина Татьяна Анатольевна
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

провела воспитатель Ховрина Т.А

Тема:  «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или  «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые члены жюри!

                 О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

                 Я рада видеть вас на нашей встрече.

                 А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно!

                 Для начала я предлагаю Вам стать ближе друг к другу.

                         

                                         Игра «Близкие люди»

Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют.

Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми).

Музыка.

Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие гладят друг друга по плечу.

Музыка.

Ведущий свистит в свисток – играющие трутся спинами друг с другом.

Педагог: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои рабочие места - за стол.

На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.

1.Знакомство с темой работы:

     Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

     Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

   Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода.

Значение проектного метода:

     Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и

     Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности ребенка;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у детей исследовательские умения;
  • вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.

2.  Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?

Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию  ДОУ.

Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.

3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

- Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

- Основные задачи  экологической тропы:

1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

- Функции экологической тропы.

В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:

  • познавательную,
  • развивающую,
  • эстетическую,
  • оздоровительную функции.

- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:

  1. на территории ДОУ,
  2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),
  3. в здании ДОУ.

- Занятия на экологической тропе.

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ - «От рождения до школы» и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию С.Н Николаева «Юный эколог», «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

- Основные критерии выбора маршрута  и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.

- Формы работы на экологической тропинке (тропе):

  1. ролевые и имитационные экологические игры,
  2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
  3. проведение экологических опытов,
  4. экологические практикумы,
  5. ситуации эстетического восприятия природы,
  6. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.

- Этапы создания и оформления экологической тропы:

  1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
  3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
  4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
  5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?

4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.

Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы на участке одного из детских. Выберите, пожалуйста, один из детских садов.

Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объкетов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала.

Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.

Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.

Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…

5.Вопросы к педагогам: 

  1. Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
  2. Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?

6.Заключительная часть.

Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

  1. это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
  2. один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
  3. это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
  4. на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;
  5. здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

                             Спасибо за ваше участие и за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРОПЫ

Разработчик:

воспитатель Ховрина Т.А

,

.

д.Лазазей

2017

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ    ТРОПЫ

МБДОУ детский сад «Сказка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Сказка»:

– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

              Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.  

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения с Малая Пица, ул. Зелёная;

Год закладки: 2017

Протяженность: 15 метров

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года

Краткое описание границ маршрута: 

начало маршрута от «полянки Доброго Гнома» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», земляничная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
  • Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
  • Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
  • Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

  1. «Полянка Доброго Гнома»

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку гнома. Зачитывает письмо гнома детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

2.Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

3. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

4. «Птичий городок»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».

5. «Деревенское подворье»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»

6. «Земляничная поляна»

Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.

Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.

7. «Муравейники»

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

8. Рябина

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

9. «Пруд»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

10. «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

11. «Огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

12. «Кедр»

Объект включает дерево кедр, пенек с фигуркой белочки, корзинку с кедровыми шишками, миску с кедровыми орешками.

Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.

Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.

13. «Цветы леса и луга»

Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

14.  «Уголок леса» с полянкой для отдыха.

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на  «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

Мастер-класс "Круговорот воды в природе"

Мастер -класс "Круговорот воды в природе".  Цель: сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот:   испаряется с поверхности земли, образует облака, и в виде ...

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Мастер- класс для родителей "Чудеса природы"

Мастер - класс для родителей по изготовлению поделок из природного материала....

Мастер-класс для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Чистая планета»

Развитие и воспитание у детей и родителей бережного и целостного отношения к природе....

Конспект В старшей группе Тема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»

КонспектВ старшей группеТема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»»...