Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальном конкурсе педагогического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shostak_inna_eduardovna.docx | 28.22 КБ |
ekolog._tropa.pptx | 387.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Шостак Инна Эдуардовна
Конкурс «Педагог года – 2014»
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или
«Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые члены жюри!
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Я рада видеть вас на нашей встрече.
А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно!
Для начала я предлагаю Вам стать ближе друг к другу.
Игра «Близкие люди»
Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют.
Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми).
Музыка.
Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие гладят друг друга по плечу.
Музыка.
Ведущий свистит в свисток – играющие трутся спинами друг с другом.
Педагог: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои рабочие места - за стол.
На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.
1.Знакомство с темой работы:
Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.
Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.
Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода.
Значение проектного метода:
Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и
Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Проектное обучение способствует:
- повышению личной уверенности ребенка;
- развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
- развивает у детей исследовательские умения;
- вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.
2. Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?
Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ.
Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.
3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».
- Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
- Основные задачи экологической тропы:
1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
- Функции экологической тропы.
В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:
- познавательную,
- развивающую,
- эстетическую,
- оздоровительную функции.
- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:
- на территории ДОУ,
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),
- в здании ДОУ.
- Занятия на экологической тропе.
Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ («Детство», «От рождения до школы» и т.д.) и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию («Мы» (Азбука экологии) Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).
Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.
Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.
- Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.
Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.
- Формы работы на экологической тропинке (тропе):
- ролевые и имитационные экологические игры,
- систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
- проведение экологических опытов,
- экологические практикумы,
- ситуации эстетического восприятия природы,
- продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).
Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.
- Этапы создания и оформления экологической тропы:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
- выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.
Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы на участке одного из детских. Выберите, пожалуйста, один из детских садов.
Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объкетов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала.
Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.
Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.
Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…
5.Вопросы к педагогам:
- Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
- Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?
6.Заключительная часть.
Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.
Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:
- это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
- один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
- это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
- на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;
- здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,
Так мир не дано, никому сохранить!...
Давайте, мы будем дружить,
И заботу воспитывать в детях!
Тогда не страшно, будет жить,
Нам всем на этом свете!
Спасибо за ваше участие и за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение экологической тропы Экологическая тропа – специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. д.) информацию об этих объектах.
Определение экологической тропы в дошкольном воспитании Экологическая тропа - это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа – ведущее средство формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Основные задачи экологической тропы Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам. 2. Развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
3. Заложить систему экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе (умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические рассуждения). 4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных.
Функции экологической тропы Познавательная Развивающая Оздоровительная Эстетическая Основные типы экологической тропы На территории ДОУ В природных или приближенных к ним условиях В здании ДОУ
Этапы создания и оформления экологической тропы 1. Детальное обследование территории и более интересных объектов. 2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута тропинки и всех ее объектов (кружочки с цифрами или рисунки-символы). 3. Выбор «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. 4. Создание паспорта экологической тропы - фотографирование объектов и описание всех точек по схеме. 5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек., природоохранных знаков. 6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
Ценность работы на экологической тропе Позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления на свежем воздухе. Один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени (зависит от поставленных задач). В занятии присутствует элемент незаконченности. Дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года.
4 . Можно осуществлять разные виды деятельности (наблюдения. Игры, театрализованные занятия, решение проблемных ситуаций, экскурсии). 5. Выражен интегрированный подход ( связь экологического воспитания с Музыкой, художественной деятельностью, конструированием, театрализованной деятельностью, подвижными, дидактическими, сюжетно-ролевыми играми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг по экологическому воспитанию. «Экологическая тропа».
Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним, дать представление о пасадке деревьев....
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....
Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение и...
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....