«Ознакомление с природой» в старшей группе «Экологическая тропа осенью».(на улице).
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание: Расширять представление об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Познакомить с новым объектом -Красной рябиной. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Предварительная работа: Наблюдения за растениями в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий цветов. Д/и «Кто быстрей найдет дерево». Рисование деревьев, цветов. Материал для занятия: Объекты экологической тропы: Клумба, скворечник на дереве, пень, красная рябина, кустарники. Игровой персонаж Старичок - Боровичок. Ход занятия: Воспитатель вносит корзинку, рассматривает её с детьми, находят письмо. Читает: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много нового и интересного. Старичок-Боровичок.» Воспитатель уточняет у детей, кто такой Старичок-Боровичок и где его можно найти. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада. Дети одеваются (воспитатель берет корзинку, где лежит план - схема экологической тропы.) и выходят на улицу. Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная. (Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит схема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут план - схему, разворачивают её, рассматривают) приглашаю вас в путешествие по экологической тропе. Воспитатель от лица сказочного персонажа проводит путешествие. Остановки экологической тропы Остановка 1. «Клумба». Старичок-Боровичок: Тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это бархатцы. Какого они цвета? (Ответы детей.)Обращает внимание детей на то ,что бархатцы цветут все лето и осень. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.) Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.) Старичок-Боровичок: Ребята, вспомните какие цветы росли на клумбе летом? Ответы детей.) Правильно: Насрцысы, Пионы, Ноготки, Тюльпаны, Анютины-глазки. Остановка 2. «Кустарники». Воспитатель: Вспомните, как называется это кустарник? (Сирень, дикая вишня).Если дети затрудняются- назвать кустарник. А еще какие кустарники вы знаете? ( шиповник, калина, верба).Воспитатель показывает иллюстрации с изображением кустарников. Кто заметил какие изменения, произошли с сиренью осенью? Вспомните, как она цвела летом. Старичок-Боровичок и воспитатель обобщают ответы детей. Остановка 3. «Пень». Старичок-Боровичок: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) Старичок-Боровичок: В этом пне тоже идет жизнь. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево. Остановка 4. «Скворечник». Старичок-Боровичок: Дети, а хотите, я вам покажу еще одно интересное место? Вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев. Старичок-Боровичок: Какую пользу приносят скворцы? (ответы детей) Какие птицы еще осенью улетаю на юг? Как их можно назвать? Подводит итог: Мы с вами будем ждать прилета птиц весной. Старичок-Боровичок: напоминает детям, что птицам хорошо живется там, где растут деревья. На нашем участке их много. Кто заметил изменения, что происходят с деревьями осенью? (Ответы детей) Остановка 5 «Деревья» (Красная рябина) Старичок-Боровичок: Я был у вас в гостях недавно и не видел этого дерева? Воспитатель и дети сообщают Боровичку, что дерево по весне посадили наши родители. Старичок-Боровичок: А вы знаете как оно называется?(Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей. А еще у этого дерева особенные листочки. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Наблюдают за листьями. Сравнивают какими листья были летом и сейчас -осенью. Воспитатель: Наша рябина молодая и на ней пока нет плодов. Но наши ребята знают стихи о рябине и ее ягодах, сделали вместе с родителями много поделок, прочитали сказки и рассказы о пользе ягод рябины. Мы готовимся к празднику «Именины у рябины».Послушай стихи Старичок-Боровичок: 1. Под окном растет рябина В красных ягодах вершина Прилетели свиристели Угощенье мигом съели. 2.Красная рябина За окном свисает Гроздьями спелыми Меня угощает. Пройдут дни осенние, А как мороз ударит, Сладкие ягоды У рябины станут. Старичок-Боровичок: А как вы ухаживали за рябинкой?(Ответы детей). Воспитатель подводит итог и напоминает правила поведения в природе. Старичок-Боровичок:Я тоже знаю стихотворение, послушайте: Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листья клена, Листья осины, Листья сирени мы соберем, Маме осенний букет отнесем. Дети собирают букеты из осенних листьев. Старичок-Боровичок: Вам понравилось наше путешествие? Где мы путешествовали? А кто знает , что такое Экологическая тропа? Как надо вести себя в природе? Молодцы.Старичок-Боровичок: Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа" Программные задачи: Закреплять знания детей о лекарственных растениях.Учить распознавать и называть лека...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице)....

Экологическая тропа осенью (на улице)

Экологическая тропа осенью (на улице)Развивающая: Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе.Обучающая: формировать эстетическое представление к окружающ...

Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе "Какая бывает осень"

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.Задачи:Образовательные:Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Формирован...

Экологическая тропа осенью (на улице)

Экологическая тропа осенью (на улице)...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе «Осенняя пора»

Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе«Осенняя пора»Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.Задачи:• Закрепить и конкретиз...