Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе «Осенняя пора»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панкратьева Светлана Александровна

Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе

«Осенняя пора»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:

• Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах осенью.

• Расширение и углубление представлений о диких животных осенью.

• Активизировать словарь детей по теме занятия.

• Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

• Воспитывать бережное отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Оборудование:

магнитофон; аудиозапись («Времена года» П. И. Чайковского);

дидактические картины «Времена года», репродукции по теме «Осень».

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Воспитатель читает стихотворение И. Бунина (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Воспитатель:

• О каком времени года стихотворение? (Ответы детей)

• Сколько месяцев длится осень? (Ответы детей)

• Назовите первый осенний месяц. (Ответы детей)

• Назовите второй осенний месяц. (Ответы детей)

• Назовите третий осенний месяц. (Ответы детей)

• Давайте вспомним приметы осени (дети перечисляют приметы)

• А какие еще времена года вы знаете? (Ответы детей)

• Давайте посмотрим, чем осень отличается от других времен года? (Дети проводят сравнительный анализ картин из серии «Времена года»)

Дидактическая игра «Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер - Ветряная

Холодно - Холодная

Пасмурно - Пасмурная

Сыро – Сырая

Когда идет дождь - Дождливая

Хмуро - Хмурая

Ясно – Ясная

Воспитатель:

• Молодцы ребята Вы очень внимательны. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на репродукцию картины художника И. И. Левитана «Осень»

• Какое время года мы видим на картине?

• А как вы думаете, какой период осени?

• Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Физминутка:

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

ВоспитательВнимательно послушайте еще одно стихотворение:

Как прекрасен листопад!

Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой

Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет

И деревья раздевает,

Устилая всё кругом

Пышным сказочным ковром!

Воспитатель:

• О каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)

• Почему говорят, что листопад похож на золотой дождь? (Ответы детей)

• Ребята кто мне может рассказать, почему осенью опадают листья с деревьев? (Ответы детей)

• Верно, осенью прекращается сокодвижение.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Подвижная игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся под музыку пока воспитатель скажет, к примеру«кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

Воспитатель: Посмотрите на картину «Поздняя осень в лесу»

• Какие чувства вызывает у вас эта картина?

• Почему становится грустно?

• Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече с зимой.

• Что происходит с птицами?

• Ребята, а как называются птицы, которые улетают в теплые края?

• А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

• Давайте вспомним названия перелетных птиц.

• Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

• А чем же питаются зимующие птицы?

• А кто может назвать зимующих птиц?

• Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие вы молодцы, а чем занимаются животные? (Ответы детей)

• А как можно всех этих животных назвать, одним словом? (Ответы детей)

• Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Ответы детей)

• А как дикие животные готовятся к зиме? (Ответы детей)

• Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

Игра «Чей хвост?»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы, чей это хвост, а ребенок отвечает.

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

О каком времени года мы с вами говорили?

Что бывает только осенью?

Что вам больше понравилось делать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_pora.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе

«Осенняя пора»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:

• Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах осенью.

• Расширение и углубление представлений о диких животных осенью.

• Активизировать словарь детей по теме занятия.

• Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

• Воспитывать бережное отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Оборудование:

магнитофон; аудиозапись («Времена года» П. И. Чайковского);

дидактические картины «Времена года», репродукции по теме «Осень».

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Воспитатель читает стихотворение И. Бунина (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Воспитатель:

• О каком времени года стихотворение? (Ответы детей)

• Сколько месяцев длится осень? (Ответы детей)

• Назовите первый осенний месяц. (Ответы детей)

• Назовите второй осенний месяц. (Ответы детей)

• Назовите третий осенний месяц. (Ответы детей)

• Давайте вспомним приметы осени (дети перечисляют приметы)

• А какие еще времена года вы знаете? (Ответы детей)

• Давайте посмотрим, чем осень отличается от других времен года? (Дети проводят сравнительный анализ картин из серии «Времена года»)

Дидактическая игра «Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер - Ветряная

Холодно - Холодная

Пасмурно - Пасмурная

Сыро – Сырая

Когда идет дождь - Дождливая

Хмуро - Хмурая

Ясно – Ясная

Воспитатель:

• Молодцы ребята Вы очень внимательны. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на репродукцию картины художника И. И. Левитана «Осень»

• Какое время года мы видим на картине?

• А как вы думаете, какой период осени?

• Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Физминутка:

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

ВоспитательВнимательно послушайте еще одно стихотворение:

Как прекрасен листопад!

Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой

Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет

И деревья раздевает,

Устилая всё кругом

Пышным сказочным ковром!

Воспитатель:

• О каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)

• Почему говорят, что листопад похож на золотой дождь? (Ответы детей)

• Ребята кто мне может рассказать, почему осенью опадают листья с деревьев? (Ответы детей)

• Верно, осенью прекращается сокодвижение.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Подвижная игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся под музыку пока воспитатель скажет, к примеру«кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

Воспитатель: Посмотрите на картину «Поздняя осень в лесу»

• Какие чувства вызывает у вас эта картина?

• Почему становится грустно?

• Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече с зимой.

• Что происходит с птицами?

• Ребята, а как называются птицы, которые улетают в теплые края?

• А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

• Давайте вспомним названия перелетных птиц.

• Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

• А чем же питаются зимующие птицы?

• А кто может назвать зимующих птиц?

• Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие вы молодцы, а чем занимаются животные? (Ответы детей)

• А как можно всех этих животных назвать, одним словом? (Ответы детей)

• Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Ответы детей)

• А как дикие животные готовятся к зиме? (Ответы детей)

• Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

Игра «Чей хвост?»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы, чей это хвост, а ребенок отвечает.

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

О каком времени года мы с вами говорили?

Что бывает только осенью?

Что вам больше понравилось делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Создание условий в рамках проекта в старшей группе «Осень – чудная пора»

Данная  статья  раскрывает  использование метода проектов  и организацию детской деятельности в старшей группе  в рамках  проекта "Осень -чудная пора"....

Сценарий праздника осени в старшей группе «Осень чудная пора»

Сценарий праздника осени в старшей группе«Осень чудная пора»...

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Осень – чудная пора»

Отличный праздник для детей, хорошие стихи, а главное герои для настоящей сказки....