Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Осень-славная пора».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шукшина Ольга Васильевна

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_publikatsiya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Осень-славная пора».

Цель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.      

Задачи:

Образовательная: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

Актуализация словаря по теме: «Поздняя осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающая: Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, мышления, творческого воображения.

Воспитательная: Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Материалы и оборудование: Проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации, запись звуков осеннего леса, курлыканья журавлей, осенние листья, шляпа, корзинка.

Предварительная работа

Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью, за тем, что листья опали, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, а ночи длинными. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…,», пение песни «Осенний букет».

Ход занятия:

Добрый день, мои друзья. Сегодня мы в нашем красивом зале будем не одни! К нам пришли гости. Тот, кто рад видеть гостей похлопайте в ладоши. (Запись криков улетающих журавлей)

Воспитатель:  

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

-Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Как вы догадались? Вот и наступила поздняя осень. Все реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики, каких птиц вы слышали сейчас?

Дети: - Это крики журавлей

Воспитатель: - верно это журавли покидают Родину до весны и грустно кричат улетая.

Расскажите стихотворение Е. Благининой об улетающих птицах.

Ребенок: Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели. улетели журавли.

Ребенок: Не слыхать кукушки в роще

 И скворечник опустел

Аист крыльями полощет

Улетает, улетел

Ребенок: Осыпаясь, пожелтели

 Солнце редкие лучи

Улетают, улетели

Улетели и грачи

Репродукция картины М. Башкирцевой «Осень»

Я вам предлагаю сегодня рассмотреть картину М. Башкирцевой «Осень»

Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании. Вы все отмечаете, что вам грустно, когда вы смотрите на эту картину. Почему?

- Какими красками написана эта картина?

Дети: - картина написана неяркими красками.

- Аллея на картине тонет в грустном холодном тумане.

- Деревья уже почти голые, а оставшиеся листья неяркие, подсохшие.

-Трава вдоль дороги уже пожелтела и засохла.

- Дорога грязная, на ней лежат кучи сухих листьев

- Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой

- Справа в глубине виден мостик под каналом, там тоже холодная вода.

- Небо не видно, потому, что все закрывает туман.

- Послушайте, как пишет об осенних туманах М.Гумилевская. А расскажет нам об этом Настя Хорошенина.

«Стелются над землей осенние туманы. Кажется,  будто низко – низко опустились, облака и окутали землю белым густым ковром. Да ведь так и есть! Потому что облака в небе, и туман низко над землей состоит из крохотных капелек воды»

- Как вы думаете, какой воздух на аллее осеннего парка, если все окутал туман?

Дети: - Воздух влажный, сырой, холодный.

Воспитатель:- Какое время суток изобразил художник?

Дети: Это раннее утро.

Воспитатель: - Что мы можем услышать в это время на пустынной аллее?

Дети:- На алее тихо. Птицы уже улетели. Только чуть слышно шелестят листья на земле.

Воспитатель: Да, действительно, листья шелестят чуть слышно, потому – что ветра на алее нет.

А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.

Упражнение: «Осенний ветер»

Воспитатель:  

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшиеся злая,

Рвет и мечет и воет в лесу.

Превращайтесь в сильный осенний ветер, сделайте глубокий вдох, через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Вот какой сильный ветер на аллее в парке! А теперь быстро соберите листья в корзину.

Упражнение «Будь внимательным»

Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова, постарайтесь их запомнить и определить какое из этих слов не имеет отношения к осени:                дождь, листопад, метель, гриб.

Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дуть опадать, собирать, загорать?

Дождь, пасмурно, морозно, золотой?

Вы очень внимательны. Я,  горжусь вами. А теперь давайте поиграем.

Упражнение: «Осень»

Осень. По утрам морозы. (Встают на носочки и поднимают руки вверх. А потом         приседают)

В рощах желтый листопад. (Кружатся на носочках. Руки на поясе)

Листья около березы  

Золотым ковром лежат. (Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево –вправо)

В лужах лед прозрачно – синий. (Бегут по кругу на носочках)

На листочках белый иней. (Останавливаются, приседают)

Ребята,  давайте, с вами сравним  лето и осень и поиграем в игру «Скажи наоборот»

Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Тот, кому я буду давать листочек, будет  заканчивать предложение

Летом бывает жарко, а осенью… прохладно

Летом бывает солнечно, а осенью…. пасмурно

Летом бывает чаще сухо, а осенью…. дождливо

Летом бывает чаще ясно, а осенью  ненастно

Игра «Волшебная шляпа»

Как вы замечательно справились с этим заданием, а у меня для вас есть волшебная шляпа. Давайте все встанем в круг. Пока звучит музыка, мы передаём шляпу друг другу, когда музыка остановится, тот, у кого шляпа одевает ее на голову, и говорит какая осень.

Ребята осень уже заканчивается, остались последние деньки, и наступит зима.  

Споем на прощание с осенью песню «Осенний букет»

 Пение песни «Осенний букет»

А теперь  встанем в круг.  Скажите,  чем мы сегодня занимались? Давайте все вместе возьмемся за руки и  скажем  « Мы молодцы!»

А сейчас мы с вами пойдем на улицу и насладимся последними деньками осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Тема: "В гостях у дедушки и бабушки"       Программное содержание:Задачи на развитие познавательных способностей:показать детям, какую пользу приносят человеку домашние ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...