Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшей группы по сказке: « Заюшкина избушка» с применением метода моделирования.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Молчанова Елена Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи детей старшей группы

по сказке: « Заюшкина избушка»

с применением метода моделирования.

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку ( цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

Предварительная работа: Прочитали сказку, ознакомились с текстом, рассмотрели иллюстрации к сказке, дети вспомнили и назвали персонажей сказки, уточнили, сколько героев в этой сказке,  обсудили как они выглядят, какого цвета у них «шубки». Обыгрывали сказку, используя настольный театр.

Материал и оборудование: Книжка-сказка  «Заюшкина избушка», посылка. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка»  (кружки одинаковой величины, но разного цвета).  Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей  сказки, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказки воспитателем, игровые приемы, физминутка «Весёлая разминка».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне, я хочу вам рассказать сказку про Язычок , а вы мне поможете .

Артикуляционная гимнастика «Домик для Язычка».

   Жил-был Язычок (высунуть и показать язык)  и в один прекрасный день он нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь губы, вторая дверь зубы. В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики (надуть щеки). Как они называются? Щеки. А потолок был твердым и назывался нёбо.

     Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт в доме. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь губы, затем вторую дверь зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

     Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5-10 раз вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу упражнение "Маляр".)

      Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно,  наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху вниз по внутренней стороне обеих щек.)

      После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы упражнение "Забор".)

Воспитатель: Молодцы, правильно! 

  1. Основная часть

Сюрпризный момент: Нам прислали посылку. Воспитатель с ребятами подходит к столу и вскрывает посылку, достает книжку «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: «Дорогие ребята, посылаю вам свою любимую книгу. Хочу, чтобы вы научились составлять сказку, хорошо её рассказывать и прислали мне ответ, понравилась ли вам моя сказка? Кот Леопольд.»

Воспитатель: Эта книга-сказка про «Заюшкину избушку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: заяц, лиса, волк, медведь, петух). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель: Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи?  Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Воспитатель: Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).  Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) ).

Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.

(Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют её за столами, используя двигательный вид моделирования).

Воспитатель: Сказка закончилась. Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами попробуем рассказать эту сказку. (Выбираем желающих, 2-3 человека).  Алина будет рассказывать, а все ребята следят по своей модели и помогают.

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная.

  1. Физминутка

« Весёлая разминка – Зайцы». ( Встать в круг)

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки  (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек  (Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку ( дальше движении по тексту).

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.

   IV.   Итог

Воспитатель:  Ребята, надо отослать ответ коту Леопольду о том, понравилась ли нам его сказка, научились ли составлять её и хорошо  рассказывать.

Воспитатель: 

- Вам понравилась сказка? (Да).

- Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

- А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

- Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

- Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Я напишу письмо коту Леопольду, а вы нарисуете своих любимых героев из этой сказки. (Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Расскажем сказку».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаг. Санкт-Петербург План-конспект непосредственной образовательной деятель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого. Чтение сказки и показ презентации к ней Работа над текстом(ответы на вопросы по сказке).Проговаривание скороговорки...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...


 

Комментарии

Мещанинова Татьяна Владимировна

Спасибо! Для детей очень интересно!Хорошо, что применяете в своих занятиях метод моделирование!